Кто есть кто
Валентина Николаевна Куницына
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы РФ. Заслуженный профессор СПбГУ. Почетный профессор СПбГУ.
Профессор кафедры социальной психологии факультета психологии СПбГУ.
В 1953 г. поступила и в 1958 г. окончила психологическое отделение философского факультета Ленинградского государственного университета.
В 1969 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Восприятие подростком другого человека и самого себя», в 1991 г. — докторскую диссертацию на тему «Трудности межличностного общения».
После окончания университета 4 года работала в школе-интернате Мурманской области.
С 1967 г. работает в ЛГУ — СПбГУ, сначала в НИИ комплексных социальных исследований, с 1967 г. — ассистент кафедры общей психологии, с 1974 г. преподает на кафедре социальной психологии.
В 1975–1978 гг. по приглашению Силезского университета (г. Катовице, Польша) работала в составе кафедры социальной психологии и преподавала психологию.
Автор оригинальных лекционных курсов: «Социальная психология», «Актуальные проблемы социальной психологии», «Социальная психология личности», «Эффективность деятельности средств массовой коммуникации — радио, печати, телевидения», «Межличностные отношения», «Психология и мораль».
Научные интересы: работы В.Н. Куницыной открывают новое направление социальной психологии — социальная компетентность и социальный интеллект в период социальных изменений.
Концепция социального интеллекта и социальной компетентности опирается на результаты многолетних исследований проблемы успешности общения, собственные оригинальные методы изучения этих феноменов.
Многие работы В.Н. Куницыной продиктованы интересом к проблеме социального наследования, психологии межличностных отношений, познания и общения. В последние годы под руководством Валентины Николаевны выполняется цикл работ, посвященных формированию нравственных ценностей молодого поколения, таких как альтруизм, толерантность, милосердие. В настоящее время В.Н. Куницына возглавляет научно-исследовательский проект, направленный на изучение механизмов межпоколенной трансляции ценностей в новых исторических условиях с целью повышения нравственного капитала молодого поколения.
В.Н. Куницыной разработано более 30 методов исследования, среди них: «Методика сопоставления внутрисемейных ценностей разных поколений (ЦО-36)»; «Метод исследования стилей взаимодействия в семье и его влияние на формирование личности детей (проекция во взрослую личность) — РОДОС (родительско-детские отношения в семье)»; «ПиН — система поощрений и наказаний в современной семье»; «СУМО — саморегуляция и успешность межличностного общения» и другие. Разработка и использование этих методов позволили утвердиться новым направлениям в социальной психологии, которые в настоящее время развивают ее ученики, в области социальной мотивации и социального интеллекта — «Психологические особенности мотивации социального успеха» (М.Л. Кубышкина), «Социально-психологический потенциал личного влияния» (В.М. Погольша), «Социальный интеллект и коммуникативная компетентность учителей разного профиля, научных работников технического вуза» (Н.А. Анцупова, Е. В. Сурпина), «Мотив аффилиации в межличностных отношениях» (И. В. Кузнецова); в области взаимодействия и межличностных отношений людей разных возрастов — «Личностные детерминанты способности к пониманию других людей» (Т.Б. Юшачкова), «Социально-психологические аспекты работы с людьми пожилого возраста» (Д. Берштейн), «Формирование толерантности в семье» (Н.Л. Оконешникова), «Толерантность как личностная черта» (Е.А. Новикова); в области морально-нравственных проблем межличностных отношений — «Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье» (А.А. Моисеева), «Милосердие как социально-психологическая проблема» (М.Т. Султанова).
Работа В.Н. Куницыной по подготовке материалов, посвященных истории создания факультета психологии, жизни и деятельности основателя ленинградской психологической школы Б.Г. Ананьева, видных ученых, работавших на факультете, судьбе их научного наследия, а также современным научным направлениям, развивающимся на факультете психологии СПБГУ, послужила основой для создания Музея факультета психологии.
Основные публикации:
- Личность как социальный феномен // Социальная психология: история и современность. Хрестоматия. М., 2021. С. 104-128.
- Семейные отношения и дом (метод изучения семейных отношений) / В.Н. Куницына, Е.А. Юмкина. - СПб, 2015. - 88 с.
- Структура семьи и семейных привязанностей как фактор формирования толерантности ребенка // Актуальные проблемы современной социальной психологии. Якутск, 2005 (в соавт.).
- Национальные и этнические стереотипы и их роль в межличностном познании // Познание человека человеком. Возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты / Под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. СПб, 2005.
- Методика исследования мотивации самоутверждения // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург — Якутск. СПб, 2002.
- Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
- Структура мотивации человека в поворотные периоды его жизни // Психологические проблемы русских эмигрантов в Германии. СПб, 2001 (в соавт.).
- Психология: Учебник. М., 1998, 2000, 2004 (в соавт.).
- Измерение социальной компетентности // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. М., 1997.
- Типы личности в социальной психологии: авторитарная личность // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб, 1996.
- Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб, 1995.
- Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб, 1995.
- Стиль общения и его формирование. - Л., 1985. - 20 с.
- Эффективность воспитательной и пропагандистской работы на производстве (социально-психологический аспект) / В.Н. Куницына, А.И. Ходаков. - Л., 1982. - 36 с.
- Восприятие и оценка экспрессии подростками // Ученые записки Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова. 1973. Т. 5. С. 106.
- Восприятие подростками других людей и себя: методическое пособие в помощь лектору. - Л., 1972. - 17 с.
Награды:
- Золотой знак за заслуги в развитии образования от руководства Катовицкого воеводства,
- почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации»,
- звание «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета»,
- лауреат премии Санкт-Петербургского государственного университета за педагогическое мастерство.
- «Психология общения», энциклопедический словарь (в номинации «Проект года в психологической науке», 2011 г.), победитель
- Любовь Сергеевна Новикова, 12.01.2021