16+
Выходит с 1995 года
8 ноября 2024

Кто есть кто

Леонид Владимирович Занков

Леонид Владимирович Занков

23.04.1901 - 27.11.1977

Доктор педагогических наук, профессор. Действительный член (академик) АПН СССР.

Заведующий лабораторией НИИ теории и истории педагогики АПН СССР.

В 1925 г. окончил факультет общественных наук МГУ.

В 1942 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Психология воспроизведения».

В 1918 г. начал работать учителем сельской школы в Тульской области.

С 1919 г. — воспитатель и заведующий сельскохозяйственными колониями, сначала в Тамбовской, затем — в Московской области.

В 1929-1951 гг. работал в НИИ дефектологии (сейчас Институт коррекционной педагогики РАО). В 1935 году организовал первую в СССР лабораторию специальной психологии. Занимал должности заведующего отделом специальной психологии и заместителя директора по научной работе. В 1944-1947 гг. - директор института.

В 1951-1977 г. работал в НИИ теории и истории педагогики АПН: в 1951-1955 гг. — заместитель директора по науке, с 1955 г. — заведующий лабораторией.

В 1945 г. был избран членом-корреспондентом АПН РСФСР, в 1955 г. — действительным членом АПН РСФСР. После реорганизации академии в 1968 г. избран действительным членом АПН СССР (отделение теории и истории педагогики).

Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л.С. Выготского. Проводил экспериментальные исследования развития детей, в которых выявлялись условия эффективного обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении.

Стал пионером в исследованиях обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в СССР, создал фундамент специальной психологии. Автор первых в СССР фундаментальных трудов по дефектологии, описал принципы развивающего обучения, впервые заговорил о том, что стоит создать классификацию умственной отсталости. Многие теоретические положения, сформулированные в трудах Л.В. Занкова, легли в основу разработки основных проблем дефектологии.

В 1920-1930-х гг. изучал развитие словесной речи у глухих, особенности формирования мимической и жестикулярной речи глухих. Работы Л.В. Занкова совместно с И.М. Соловьёвым были одними из первых в специальной психологии, в которых систематизировались и обобщались сведения о психологии глухих детей. В книге «Очерки психологии глухого ребёнка» анализируются преимущественно особенности познавательной деятельности детей с нарушениями слуха, авторы показали, что процесс обучения глухих невозможно адекватно осуществлять без знания их психологических особенностей.

Значительное внимание уделял общим проблемам обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Изучал познавательные возможности умственно отсталых детей, проблемы памяти у школьников с отклонениями в развитии. Вместе с сотрудниками провел большое количество экспериментов, в результате которых научно обосновал важность обучения и воспитания умственно отсталых детей, отмечал исключительное значение воспитательных воздействий для развития познавательной сферы, обосновывал необходимость именно коррекционно-воспитательных воздействий, которые учитывают особенности развития ребёнка и опираются на его компенсаторные возможности. Был организатором и непосредственным исследователем психического развития умственно отсталых детей, изучаемого в динамике их обучения в специальной школе.

В трудах Л.В. Занкова рассматривались проблемы значительного отличия всего содержания обучения умственно отсталых детей от содержания обучения нормально развивающихся школьников. Он отмечал нежелательность цензового характера образования для умственно отсталых школьников, был противником копирования программы массовой школы для вспомогательных школ.

Обосновал необходимость создания специальных психолого-педагогических условий для усвоения школьниками знаний, умений и навыков. При этом данные психолого-педагогические условия должны значительно отличаться для разных категорий обучающихся, поскольку развитие высших психических функций у нормально развивающихся и умственно отсталых детей имеют коренные отличия.

Исследовал проблему взаимодействия словесных и наглядных средств в обучении умственно отсталых детей, отмечал необходимость чередования наглядных и словесных средств обучения, сформулировал положение о том, что ведущим принципом организации обучения умственно отсталых детей должно стать повышение роли словесных средств в процессе перехода учащихся из класса в класс.

Исследования Л.В. Занкова и его сотрудников контингента специальных школ показали, что в них имеются дети, которые нуждаются в других формах обучения, чем умственно отсталые. В дальнейшем эти исследования дали толчок выделению специальной группы детей, получивших название «дети с задержкой психического развития». В своих исследованиях Л.В. Занков отмечал необходимость создания критериев, по которым можно разграничить степени умственной отсталости, это было особенно важно, поскольку при отборе детей во вспомогательные школы были случаи попадания в них нормально развивающихся детей, а также детей с другими отклонениями в развитии, например — с нарушениями слуха. Необходимость усовершенствования отбора во вспомогательную школу стала импульсом для разработки Л.В. Занковым методики исследования умственно отсталых детей. Критиковал симптоматический подход к диагностике умственной отсталости. По его мнению, многие исследователи ставили диагноз, опираясь только на исследование симптомов. Он же считал, что необходимо использовать синдромологический и нозологический подходы, то есть вскрывать причины и механизмы умственной отсталости.

Л.В. Занков отмечал, что для того, чтобы исследовать ребёнка с умственной отсталостью, необходимо сначала рассмотреть общий вопрос о соотношении развития нормального и умственно отсталого ребёнка. Выдвинул положение об общности основных законов развития нормального и умственно отсталого ребёнка и подтвердил его в своих исследованиях (антропометрические показатели, особенности когнитивной сферы): в своем развитии умственно отсталый ребенок проходит ту же последовательность стадий, но на всех ступенях своего развития развивается иначе, чем нормально развивающийся ребёнок.

Автор оригинальной системы развивающего обучения (системы Л.В. Занкова), разработанной им вместе с сотрудниками лаборатории в 1960-х гг. Основными принципами её являются следующие: высокий уровень трудности; ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ; продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях; осознание школьниками хода умственных действий; воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы; гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе; развитие каждого учащегося данного класса. В рамках урока широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Система акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.

Основные публикации:

  • Почему дети бывают трудными / Л.В. Занков, М.С. Певзнер. - М.: Учпедгиз, 1933. - 30 с.
  • Очерки психологии умственно-отсталого ребенка. - М.: Учпедгиз, 1935. - 176 с.
  • Психология умственно-отсталого ребенка. - М.: Учпедгиз, 1939. - 64 с.
  • Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.: Учпедгиз, 1960. - 311 с.
  • Беседы с учителями. - М.: Просвещение, 1970. - 200 с.; 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1975. - 191 с.
  • Память школьника (ее психология и педагогика): Пособие для учителей. - М.: Учпедгиз, 1944. - 128 с.
  • Есть ли «душа» у человека и животных? - М.: Московский рабочий, 1926. - 52 с.
  • Об исследовании умственно отсталого ребенка. - М.: Эксперимент. дефектологич. ин-т им. М.С. Эпштейна, 1934. - 44 с.
  • Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. - 418 с.; М.: Новая школа, 1996. - 426 с.; 3. изд., доп. - М.: Дом педагогики, 1999. - 606 с.
  • О предмете и методах дидактических исследований. - М.: АПН РСФСР, 1962. - 148 с.
  • Очерки психологии глухонемого ребенка / Л.В. Занков, И.М. Соловьев. - М.: Учпедгиз, 1940. - 112 с.
  • Память. - М.: Учпедгиз, 1949. - 176 с.
  • Из опыта обучения арифметике в 1 классе / Л.В. Занков, Н.В. Кузнецова. - М.: Учпедгиз, 1961. - 112 с.
  • Опыт обучения русскому языку в 1 классе / Л.В. Занков, Н.В. Кузнецова. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 152 с.
  • Дидактика и жизнь. - М.: Просвещение, 1968. - 175 с.
  • Вопросы психологии учащихся вспомогательных школ: Сборник статей / Отв. ред. Л.В. Занков. - М.: АПН РСФСР, 1954. - 148 с.
  • Психологические особенности учащихся младших классов вспомогательной школы: Труды Ин-та дефектологии / Отв. ред. Л.В. Занков. - М.: АПН РСФСР, 1951. - 128 с.
  • Эксперимент по методической системе начального обучения / Общ. ред. Л.В. Занков. - М., 1975. - 71 с.
  • Обучение и развитие (Экспериментально-педагогическое исследование) / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: Педагогика, 1975. - 440 с.
  • Проблемы перестройки начального обучения: Лекция. - М., 1970. - 21 с.
  • Усвоение знаний и развитие младших школьников: Сборник статей / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: Просвещение, 1965. - 135 с.
  • Трудные дети в школьной работе: Метод. пособие для педологов и учителей / Л.В. Занков, М.С. Певзнер, В.Ф. Шмидт. - М.: Учпедгиз, 1933. - 96 с.
  • Состояние и прогнозирование исследований по проблеме «Обучение и развитие учащихся». - М., 1976. - 36 с.
  • Психологические вопросы сочетания слова и наглядности в учебном процессе вспомогательной школы: Сборник статей / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 207 с.
  • Методика обучения и реализация новых программ. - М., 1970. - 52 с.
  • Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. - М.: Педагогика, 1973. - 176 с.
  • Развитие учащихся в процессе обучения (I-II классы) / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: АПН, 1963. - 291 с.
  • Развитие школьников в процессе обучения (III-IV классы) / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: Просвещение, 1967. - 175 с.
  • Начальное обучение (Материалы для опыт. работы) / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: АПН РСФСР, 1963-1965. - 5 т.
  • Опыт исследования взаимодействия слова и наглядности в обучении: Сборник статей / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: АПН РСФСР, 1954. - 272 с.
  • Вопросы психологии глухонемых и умственно-отсталых детей: Сборник статей / Под ред. Л.В. Занкова и И.И. Данюшевского. - М.: Учпедгиз, 1940. - 132 с.
  • Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении: Дидактическое исследование / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 380 с.
  • Учебные материалы для IV классов / Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1967-. - 2 т.
  • Новая система начального обучения: I класс / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: Просвещение, 1965. - 364 с.
  • Новая система начального обучения: II класс / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: Просвещение, 1966. - 296 с.
  • Новая система начального обучения: III класс / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: Просвещение, 1967. - 260 с.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»