Кто есть кто
Татьяна Анатольевна Костюкова
Доктор педагогических наук, профессор.
Профессор кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета.
Член экспертного совета ВАК при МОН РФ по педагогике и психологии.
В 1980 г. окончила исторический факультет Томского государственного университета, затем целевую аспирантуру Научно-исследовательского института общей педагогики АПР СССР.
В 1988 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Взаимодействие школы и СПТУ в трудовом воспитании учащихся», в 2002 г. - докторскую диссертацию на тему «Профессиональное самоопределение будущего педагога в традиционных российских духовных ценностях».
В 1976 г. преподавала историю и обществоведение в средней школе №43 г. Томска, затем работала организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы в средней школе №38.
В 1990 г. избрана по конкурсу заведующей кафедрой педагогики ТГПИ. Коллектив кафедры создал развитую систему допрофессиональной педагогической подготовки в педагогических классах, действовавших более чем в 400 школах Томской области, сопровождавшуюся мониторингом абсолютной и качественной успеваемости студентов - выпускников педклассов. В 1990-2002 гг. на кафедре педагогики разработаны актуальные направления модернизации содержания педагогического образования, развития воспитательной деятельности, повышения качества образования, коррекционной педагогики, самостоятельной и исследовательской работы студентов. В 2001 г. кафедра педагогики ТГПУ первой в стране открыла новую специальность 033400 «Педагог. Преподаватель педагогики в вузах и ссузах».
В 2002-2005 гг. - заведующая кафедрой профессионального педагогического образования психолого-педагогического факультета ТГПУ.
С 2005 г. - профессор кафедры общей и педагогической психологии Томского государственного университета.
Читала лекции на кафедре воспитания и дополнительного образования детей Института повышения квалификации г. Новокузнецка.
Основатель нового научного направления - создание педагогических условий самоопределения педагога в традиционных российских духовных ценностях.
Научные проекты и гранты:
- в 1997-2002 гг. являлась руководителем и исполнителем 4 грантов РФФИ, Сороса и др.
- «Ислам в России» (Фонд Карнеги, 2005-2006, исполнитель)
- «Разработка системных подходов развития трудового воспитания обучающихся» (Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, 2007, руководитель)
- «Модели, эффекты и тенденции социального предпринимательства в регионе» (на примере Томской области) (2016-2017, исполнитель)
- «Традиционные духовные ценности в теории и практике современного российского образования» (2011-2012, руководитель)
Читает курсы:
- Духовно-нравственное воспитание молодежи
- Научно-исследовательский практикум
- Социогуманитарные технологии духовно-нравственного развития молодежи
- Педагогическое обеспечение работы с молодежью
Основные публикации: более 160 работ, в том числе
- Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации. Коллективная монография. - М.: МИОН, 2009. - 192 с.
- Развитие личности учителя в информационном обществе: Непрерывное образование - способ жизни современного учителя / Т.А. Костюкова, Г.И. Петрова, А.П. Олех. - Томск: Томского ЦНТИ, 2008. - 161 с.
- Духовные ценности ислама и образование: историко-культурная традиция и современность / отв. ред. С.С. Аванесов, Т.А. Костюкова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. - 244 с.
- Развитие содержания непрерывного педагогического образования / Т.А. Костюкова. - Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2006. - 12 с.
- Христианская педагогика в современном образовательном пространстве: монография / Т.А, Костюкова, Г.И. Петрова. - Томск, 2001. – 274 с.