Кто есть кто
Наталия Ивановна Чуприкова
Доктор психологических наук, профессор.
Почетный профессор Психологического института РАО.
Член редсовета журнала «Вопросы психологии».
В 1951 г. окончила отделение психологии философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
В 1957 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Явления иррадиации и концентрации нервных процессов при взаимодействии реакций “произвольного” типа», в 1969 г. — докторскую диссертацию на тему «Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека».
Работала преподавателем на кафедре педагогики Всесоюзного государственного библиотечного института.
С 1953 г. работает в Психологическом институте РАО. В 1972-1985 гг. заведовала лабораторией психофизиологии познавательных процессов, затем главный научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, ассоциированный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, руководитель группы психологии развития познавательных процессов.
В 2000-2017 гг. - член диссертационного совета при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Область профессиональных интересов:
- психофизиология человека
- общая психология
Экспериментальные исследования, выполненные Н.И. Чуприковой в лаборатории Е.И. Бойко, способствовали обоснованию представления о второсигнальных управляющих импульсах положительного и тормозного характера, избирательно изменяющих состояние локальной возбудимости в проекционных системах мозга в процессах анализа и синтеза непосредственных и словесных раздражителей. В работах по проблеме умственного развития развивала представление о подчиненности хода умственного развития общим универсальным принципам развития всех органических систем и в первую очередь принципу системной дифференциации; о психофизиологических когнитивных структурах как носителях умственного развития.
Основные публикации: более 140 работ, в том числе монографии
- Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека (1967)
- Психика и сознание как функция мозга (1985)
- Познавательная активность в системе процессов памяти (соавт., ред., 1989)
- Умственное развитие и обучение (1995, 2003)
- Психология умственного развития: принцип дифференциации (1997, 2007)
- Московская психологическая школа: история и современность: В 3 т. Т. 1, кн. 1: Фундаментальные проблемы общей психологии (отв. соред., 2004)
- Познавательная активность и память (2-е изд., соавт., ред., 2010)
- Дифференционно-интеграционная теория развития: философское осмысление и применение в психологии, языкознании и педагогике: тезисы докладов Второй научно-практической конференции, 4 марта 2013 г., г. Москва (соред., 2013)
- Дифференционно-интеграционная теория развития (сост., 2011, 2014)
- Психика и психические процессы: система понятий общей психологии (2015)
- Время реакций человека: физиологические механизмы, вербально-смысловая регуляция, связь с интеллектом и свойствами нервной системы (2019)
- Психическая деятельность мозга, язык и сознание: в поисках психической реальности и предмета психологии (2021)
- О науке и о жизни. Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами, печатное издание (в номинации «Книга года по психологии», 2022 г.)
- Всеволод Олегович Копытин, 27.11.2020