Кто есть кто
![Дебора Ароновна Фарбер](/mod_files/reg_1/img_imgtop_reg_1_96518.jpg?1534830269)
Дебора Ароновна Фарбер
Доктор биологических наук, профессор, действительный член (академик) РАО.
Главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО.
Член редакционной коллегии журнала «Физиология человека», член редсовета журнала «Вопросы психологии».
В 1947 г. окончила биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1957 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Электрическая активность сетчатки при наличии очага местного возбуждения в зрительном нерве и корковом конце зрительного анализатора», в 1968 г. - докторскую диссертацию на тему «Электрическая активность мозга в раннем онтогенезе».
В 1989 г. избрана членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, с 1992 года является действительным членом (академиком) Российской академии образования по отделению психологии и возрастной физиологии.
В 1947-1949 гг. работала в токсикологической лаборатории Института питания АМН СССР.
В 1949-1954 гг. заведовала виварием Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР.
В 1954-1956 гг. - ассистент кафедры анатомии и физиологии Белорусской сельскохозяйственной академии.
В 1956-1957 гг. работала младшим научным сотрудником в Институте нейрохирургии имени Н.Н.Бурденко.
С 1957 г. работала в НИИ акушерства и гинекологии Минздрава СССР.
В 1964 г. в Институте возрастной физиологии и физического воспитания АПН СССР основала лабораторию нейрофизиологии когнитивной деятельности.
С 1978 по 1990 гг. руководила комплексной программой исследований по проблеме «Физиология развития детей».
Основные профессиональные интересы относятся к разделу нейрофизиологии, посвящённому изучению функционального развития мозга с рождения до 17 лет. Создатель нового направления в исследованиях — нейрофизиологии развития познавательной деятельности.
В исследованиях продолжала учение А. А. Ухтомского о доминанте. Выявила нелинейность структурно-функционального развития мозга — чередование периодов количественных изменений и существенных качественных преобразований мозговой организации деятельности.
Основные публикации: более 250 научных работ, в том числе монографии и учебники
- Фарбер Д.А. Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе (электрофизиологическое исследование). М.: Просвещение, 1969. 279 с.
- Фарбер Д.А., Алфёрова В.В. Электроэнцефалограмма детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 215 с.
- Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. М.: Наука, 1977. 176 с.
- Биологический возраст и возрастная периодизация: Сборник научных трудов / под ред. Д.А. Фарбер. М.: НИИ общей педагогики, 1977. 160 с.
- Формирование системной организации психофизиологических функций в процессе индивидуального развития ребенка: Сборник научных трудов / отв. ред. Д.А. Фарбер. М.: АПН СССР, 1982. 106 с.
- Фарбер Д.А. и др. Физиология подростка. М.: Педагогика, 1988. 203 с.
- Физиология школьников юношеского возраста: Сборник научных трудов / отв. ред. Д.А. Фарбер. М.: АПН СССР, 1988. 190 с.
- Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1990. 61 с.
- Фарбер Д.А. и др. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. 197 с.
- Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. 318 с.
- Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы IV всесоюзной конференции «Физиология развития человека» / отв. ред. Д.А. Фарбер. М., 1990. 325 с.
- Психофизиологические основы дифференциальной диагностики и коррекционного обучения детей с нарушениями познавательной деятельности: сборник научных трудов / под ред. Д.А. Фарбер, Л.П. Григорьевой. М.: Изд-во РОУ, 1995. 95 с.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 144 с.
- Фарбер Д.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность. М.: Вентана-Граф, 2003.
- Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка: учебное пособие. 2-е изд., доп. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. 494 с.
- Безруких М.М., Фарбер Д.А. Психофизиология: словарь. М.: PerSe, 2006. 127 с
- Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). М.: Академия, 2002, 2007, 2008, 2009. 416 с.
- Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. 432 с.
- Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 768 с.
- Мачинская Р.И., Фарбер Д.А. Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте. М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2014. 440 с.
- Фарбер Д.А., Горев А.С.Психофизиологические основы особенности поведения и познавательной деятельности подростка: методическое пособие для учителей и родителей. М.: МПСУ, 2018. 61 с.
Награды:
- Премия имени А. А. Ухтомского РАН «За цикл работ по возрастной нейрофизиологии» (2003)
Некролог на сайте РАО — http://rao.rusacademedu.ru/news/президиум-рао-с-прискорбием-сообщает/
Некролог на сайте ИВФ РАО — https://ivfrao.ru/proshhanie-s-kollegoj-deboroj-aronovnoj-farber/