Кто есть кто
Виктор Александрович Гуружапов
Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный работник образования Республики Бурятия. Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.
Заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета. Руководитель магистерских программ «Психология и педагогика воспитания учащихся» (реализуется МГППУ совместно с Первым Римским Университетом) и «Обучение и развитие младших школьников». Член Ученого совета МГППУ. Член Диссертационного совета при МГППУ.
Руководитель секции «Психология и педагогика начального образования» Учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование». Сопредседатель экспертного совета «Педагог начального общего образования» ФУМО в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки, эксперт в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации (экспертиза содержания и качества высшего профессионального образования). Эксперт инновационной образовательной сети «Эврика». Научный руководитель экспериментальных площадок на базе школ г. Москвы и г. Улан-Удэ.
Заместитель главного редактора журнала «Психологическая наука и образование», член редакционных коллегий журналов: «Культурно-историческая психология», «Искусство в школе».
Член Российского психологического общества, Федерации психологов образования России и Союза журналистов РФ. Член Международного общества культурно-деятельностных исследований (International Society for Cultural and Activity Research, ISCAR), Международной ассоциации развивающего обучения.
В 1971 г. окончил Иркутский государственный университет по специальности «Математика», в 1978 г. - факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1981 г. - аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне ПИ РАО).
В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие понимания младшими школьниками искусства в процессе обучения живописи», 2002 г. - докторскую диссертацию на тему «Смыслопорождающие системы понимания искусства детьми младшего школьного и подросткового возраста (на материале живописи и графики)».
В 1971-1972г г. работал преподавателем в Иркутском государственном университете, Восточно-Сибирском технологическом институте.
В 1974-1976 гг. руководил изостудией в г. Улан-Удэ.
В 1986-2011 гг. работал старшим научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи, с 1999 г. заведовал отделом методической работы и музейной педагогики.
С 1993 г. преподает в МГППУ, с 1999 г. заведует кафедрой.
Научные интересы:
- психология художественного развития детей
- психология искусства
- психология учебной деятельности
- теория и практика развивающего обучения
- проектирование и экспертиза образовательных технологий и сред
- психология деятельностной педагогики
- теория и практика высшего профессионального образования психолого-педагогического направления
- музейная педагогика
- экспертиза инноваций в области современного общего образования.
Читает курсы:
- Психологическая теория учебной деятельности.
- Введение в психологический анализ учебно-воспитательного процесса в школе.
- Проектирование и экспертиза образовательных технологий и сред
- Проектирование и экспертиза образовательных систем
- Организация профессиональной деятельности ППН
Основные публикации: более 130 работ, в том числе
- Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. — М.: РИА «Мы и мир», 1999.
- Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Учебно-методическое пособие. — М.: АНО Центр «Развивающее образование», 1999.
- Инновационная сеть развивающего образования / Под ред. В. А. Гуружапова. — М.: Эврика, 2003.
- Гуружапов В.А. Экспертиза образовательных технологий и сред. Учебно-методическое пособие. — М.: АНО «ПЭБ», 2010.
- Гуружапов В.А. Учебная деятельность в развивающем обучении (система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). Методическое пособие. — М.: АНО «ПЭБ», 2010.
- Гуружапов В.А. Очерки проблем психологической поддержки инновационной образовательной деятельности школ. — М.: АНО «ПЭБ», 2010.
- Педагогическая психология: учебник для бакалавров / Под ред. В.А.Гуружапова. – М.: Юрайт, 2013.
Награды:
- Лауреат Премии Президента РФ в области образования — за разработку «Системы психологического обеспечения развивающего образования на основе социогенеза» для региональных систем образования (1998)
- Серебряный знак «Пси» за заслуги в развитии психологии (2008)
- Лауреат премии и знак «Золотой фонд прессы» (2008)
- Юбилейная медаль «За особые заслуги в развивающем обучении» Международной Ассоциации «Развивающее обучение» — как учёный и практик, способствующий становлению и развитию образовательной системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (2008)