Кто есть кто
Ирина Алексеевна Зимняя
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный деятель науки РФ. Почетный работник высшей школы РФ. Почетный профессор-исследователь ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи».
Член редсовета журнала «Вопросы психологии».
В 1954 г. окончила факультет английского языка 1-го Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза.
В 1961 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «К вопросу о восприятии речи», в 1974 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология слушания и говорения».
С 1954 г. работала на кафедре психологии 1-го Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, с 1973 по 1990 г. – заведующая кафедрой.
В 1990 – 2011 гг. - главный научный сотрудник, заведующая сектором «Гуманизация образования» Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (позднее – Институт качества высшего образования) Национального исследовательского технологического университета «Московский институт стали и сплавов».
В 1993 г. избрана членом-корреспондентом РАО, в 1995 г. - действительным членом РАО.
Область научных интересов:
- психолингвистика
- психология общения
- психология обучения иностранному языку
- психология речевой деятельности
- психология общения
- педагогическая психология
- методологические проблемы современного образования
- проблемы гуманизации образования, воспитания, исследовательской деятельности в образовании
Научная деятельность посвящена исследованиям в области психоакустики, психолингвистики, психологии речи, речевой деятельности, вербального общения, обучения родному и иностранному языкам, разработке личностно-деятельностного подхода в школьном и вузовском образовании, теории и практике организации исследовательской деятельности в образовании. Разрабатывает основные положения психологической теории речевой деятельности в парадигме субъект-субъективных отношений, в изменении субъектных позиций.
Особенно значимой в ее научной деятельности является разработка оригинальной функционально-психологической схемы смыслопорождения и смыслового восприятия речевого сообщения. Введенный ею в психологию речи и психолингвистику термин «смысловое восприятие» речевого сообщения в настоящее время является одним из важных элементов теории этих наук.
В психологии обучения иностранным языкам по-новому И.А. Зимней сформулированы практические задачи обучения развития речевой деятельности (во взаимодействии ее видов) на изучаемом языке. Она обосновала эффективность учебного сотрудничества и педагогического общения учителя и учащихся, психологические условия, обеспечивающие более высокую учебную мотивацию, прочность усвоения учебного материала и коммуникативно-деятельностную направленность процесса обучения.
Особое внимание в иследованиях И.А. Зимней уделялось повышению качества образования, получившее название «компетентностного подхода».
Под научным руководством И.А. Зимней в 1997-2005 гг. разработана общая стратегия воспитания в образовательной системе России.
Руководила разработкой Программы воспитательной деятельности на период обучения в НИТУ «МИСиС».
И.А. Зимняя является одним из основателей новой для Российской Федерации специальности – социальная работа, организатором курсов подготовки и переподготовки социальных работников, автором учебно-методического обеспечения обучения по этой специальности.
Основные публикации: более 350 работ, в том числе
- Психология слушания и говорения. 1973.
- Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978; 1985.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (в соавт.)
- Педагогическая психология: учебник для вузов. М., Воронеж, 1997, 1999, 2001, 2005, 2008, 2009, 2010.
- Психология обучения неродному языку. М., 1989.
- Психологические основы обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
- Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001.
- Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск, М., 2001 (в соавт.).
- Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. И. А. Зимней. М., 2005.
- Осваиваем социальные компетентности / Под ред. И. А. Зимней. М., 2011.
- Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение. М., 2020 (в соавт.).
Награды:
- медаль «За доблестный труд» (1980),
- медаль «За трудовую доблесть» (1981),
- звание Заслуженный деятель науки РСФСР (1989),
- медаль имени К. Д. Ушинского (1991),
- золотая медаль РАО «За достижения в науке» (2007),
- Орден почета (2007).
- О науке и о жизни. Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами, печатное издание (в номинации «Книга года по психологии», 2022 г.)
- Александр Михайлович Князев, 17.03.2021