16+
Выходит с 1995 года
8 ноября 2024

Кто есть кто

Елена Игоревна Щебланова

Елена Игоревна Щебланова

Москва

Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник.

Заведующая лабораторией психологии одаренности Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований. Член диссертационного совета при ФНЦ ПМИ.

Член Российского психологического общества.

В 1970 году окончила биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Физиология», специализация «Физиология высшей нервной деятельности». В том же году поступила на работу младшим научным сотрудником в лабораторию «Психология мышления и речи» НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (затем - Психологический институт РАО и сейчас - Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований).

В 1980 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Региональная избирательность ЭЭГ активации как показатель мыслительной деятельности». В 2006 году - докторскую диссертацию на тему «Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте».

С 1988 г. работает в лаборатории психологии одаренности ПИ РАО - ФНЦ ПМИ, с 2004 г. заведует этой лабораторией. Является руководителем и исполнителем многих научно-исследовательских проектов, получивших поддержку РГНФ и других фондов.

Преподавала на кафедре дифференциальной психологии факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

Входила в состав диссертационных советов при ПИ РАО и МГППУ.

Входила в состав Европейского Совета по высоким способностям (ECHA), в 2006-2010 гг. избиралась членом Генерального комитета ECHA.

Научные интересы:

  • психология одаренности и ее развитие в детском и школьном возрасте
  • личностные особенности одаренных детей
  • психологические трудности одаренных детей и подростков в учении, общении, поведении и социализации, причины этих трудностей и подходы к их преодолению

В итоге выполнения международного лонгитюдного исследования общей одаренности школьников Е.И. Щеблановой разработаны, теоретически и экспериментально обоснованы структурно-динамическая модель одаренности и системная технология психологической диагностики, направленная на поиск и выявление одаренных учащихся, мониторинг и прогноз развития их одаренности в течение всего периода школьного обучения.

Читает курсы:

  • Одаренный ребенок
  • Диагностика одаренности
  • Диагностика психологических особенностей одаренных детей
  • Одаренные дети с двойной исключительностью

Основные публикации: более 200 работ, в том числе

  • Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления "Необычное использование" : пособие для школьных психологов. М.: Когито-Центр, 2022. 61 с.
  • Щебланова Е.И. и др. Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы. М.: ПИ РАО; Самара: ИД «Бахрах», 2022. 276 с.
  • Щебланова Е.И., Петрова С.О. Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. №4. С. 97-106.
  • Щебланова Е.И. Психолого-педагогическая оценка одаренности младших школьников: Проблема выявления одаренных детей в начале школьного обучения // Дарын. Журнал Казахстан Республикасы Медениет. 2014. №1. С.48-66.
  • Щебланова Е.И., Петрова С.О. Общая и академическая я-концепции одаренных учащихся средней школы // Психологические исследования. 2014. Т. 7. №38.
  • Щебланова Е.И. Взаимосвязи когнитивных способностей и личностных характеристик интеллектуально одаренных учащихся младших и средних классов // Вопросы психологии. 2013. №1. С. 13-23.
  • Щебланова Е.И., Цой А.Б. Социально-психологическая адаптация одаренных учащихся с разными видами интеллектуальных способностей // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 31. С. 7.
  • Моросанова В.И., Щебланова Е.И., Бондаренко И.Н., Сидиков В.А. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции, учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2013. №3. С. 18-32.
  • Щебланова Е. И. Структура и динамика общей одаренности детей в школьном возрасте. Лонгитюдное исследование. Saabrucken (Germany): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 316 c. на русском языке.
  • Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 245 с.
  • Белова Е.С., Щебланова Е.И. Социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 2(16).
  • Щебланова Е.И., Шумакова Н.Б. Одаренность как психологическая система: выявление и развитие в школьном возрасте // Мир психологии. 2011. №1. С. 150-161.
  • Петрова С.О., Щебланова Е.И. Соотношение вербальных и невербальных способностей у школьников с высокой общей одаренностью // Теоретическая и экспериментальная психология, 2010. №3. С. 5-18.
  • Белова Е.С., Щебланова Е.И. Особенности общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом // Вопросы психологии. 2010. №6. С. 14-23.
  • Щебланова Е.И. Проблема гендерных различий в психологии одаренности // Теоретическая и экспериментальная психология, 2008. Т. 1. №1. С. 56-66.
  • Sheblanova E., Barsky Ph. Gifted and Talented in Russia // 2008 International symposium on public policy in gifted education: focusing on disadvantaged students, Seoul: Metropolitan office of education, 2008. P. 205-2014.
  • Щебланова Е.И. Психологическая оценка одаренности детей как необходимый компонент обучения // Одаренный ребенок: особенности обучения / Под редакцией Н.Б. Шумаковой М.: Просвещение, 2006. С. 12-33.
  • Щебланова Е.И. Что нужно знать учителю о диагностике одаренных // Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. Ред. Л.В. Попова, В.И. Панов. Астана: Дарын, 2006. С. 31-38.
  • Щебланова Е.И. Диагностика творческого мышления школьников с помощью тестов Торренса. Диагностические показатели одаренности младших школьников // Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. Учебное пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. С. 34-75.
  • Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 368 с.
  • Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Щебланова Е.И. Исследование способностей и одаренности в начале XX века // Московская психологическая школа. История и современность. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 58-69.
  • Щебланова Е.И. Лонгитюдное исследование развития одаренности школьников // Московская психологическая школа. История и современность. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 132-140.
  • Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных школьников // Вопросы психологии. 2003. №3. С. 132-145.
  • Scheblanova E. The dynamics of cognitive and non-cognitive personality indicators of giftedness in younger schoolchildren // Russian education and society (Boston). 2000. Vol. 42. № 5. P. 5-27.
  • Scheblanova E., Shoumakova N. Identification for gifted education programs in Russia // Communicator. California association for the gifted. 2000. Vol. 31. №2. P. 32-33.
  • Щебланова Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. 1999. №6. С. 36-47.
  • Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей одаренности у младших школьников // Вопросы психологии. 1998. №4. С. 111-122.
  • Flanagan C.A., Bowes J.M., Csapo B., Scheblanova E. Ties that bind: Correlates of adolescents' civic commitments in seven countries // Journal of Social Issues. 1998. Vol. 54. P. 457-475.
  • Щебланова Е.И., Аверина И.С., Хеллер К.А., Перлет К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 97-107.
  • Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления. Пособие для школьных психологов. М.: Соборъ, 1996.
  • Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. Пособие для школьных психологов. М.: Интор, 1995.
  • Аверина И.С., Щебланова Е.И., Задорина Е.Н. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей. Пособие для школьных психологов. Обнинск: Принтер, 1995.
  • Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. №1. С. 27-32.
  • Аверина И.С., Щебланова Е.И., Перлет К. Адаптация Мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся // Вопросы психологии. 1991. №5. С. 173-177.
  • Perleth C., Averina I., Scheblanova H. Measuring intelligence in gifted German and Russian students: results of a cross-cultural project. Munich: University of Munich, Institute of educational psychology and psychological diagnostics, 1991.

Награды:

  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, 1998
  • Медаль «Ветеран труда», 2001
  • Почетная грамота Российской академии образования, 2004, 2012
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2007
  • Почетный знак РАО «Серебряная Психея», 2011
  • Медаль Челпанова I степени за вклад в развитие психологической науки, 2014

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»