18+
Выходит с 1995 года
26 декабря 2024

Кто есть кто

Наталья Борисовна Шумакова

Наталья Борисовна Шумакова

Москва

Доктор психологических наук.

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований. Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета. Педагог-психолог, научный руководитель междисциплинарного обучения ГБОУ Школа №1569 «Созвездие» г. Москвы.

В 1981 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Вопрос о структуре познавательной активности», в 2007 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения».

С 1990 г. - старший научный сотрудник, с 1999 г. - ведущий научный сотрудник Психологического института РАО (сейчас - ФНЦ ПМИ).

С 1992 г. - методист по научной работе гимназии №1569 «Созвездие».

С 2007 г. - профессор кафедры возрастной психологии МГППУ.

Область научных интересов:

  • психология одаренности
  • условия и факторы развития детской одаренности
  • диагностика одаренности
  • сравнительный анализ возрастного и функционального развития психики ребенка
  • обучение и развитие детей с общей одаренностью в школьных возрастах

Создала и реализовала в практике школьного обучения принципиально новую психолого-педагогическую систему поддержки и развития одаренных детей.

Читает курсы:

  • Изучение детской одаренности
  • Обучение и развитие одаренных детей
  • Развитие творческих способностей одаренных детей
  • Обучение одаренных детей

Основные публикации:

  • Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. - М.: Знание, 1990. - 78 с.
  • Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 334 с.
  • Шумакова Н.Б. Психология одаренности: обучение младших школьников. - М.: МИОО, 2005. - 159 с.
  • Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2006. - 238 с.
  • Шумакова Н.Б. и др. Развитие исследовательских умений младших школьников: пособие. - М.: Просвещение, 2011. - 154 с.
  • Шумакова Н.Б. и др. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение. - М.: Просвещение, 2014. - 168 с.
  • Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение одаренных детей в начальной школе. Ч. 3: методическое пособие к курсу междисциплинарного обучения по программе «Одарённый ребёнок». - М.: Перспектива, 2017. - 99 с.
  • Шумакова Н.Б. Психология одаренности: творческое междисциплинарное обучение младших школьников: методическое пособие для учителей. - М.: Перспектива, 2018. - 167 с.
  • Шумакова Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды // Вопросы психологии. 1986. №1. С. 53-59.
  • Шумакова Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности школьников / под ред. А.М.Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. С. 10-34.
  • Шумакова Н.Б. Развитие одаренности детей в младшем школьном возрасте в условиях экспериментального обучения // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. №1. С. 44-49.
  • Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Е. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. №1. С. 27-32.
  • Shoumakova N. Study of student's curiosity // A Journal on Gifted Education. 1992. Vol. 14, No. 4, May. P. 197.
  • Kaplan S., Shoumakova N. Learning side-by-side: The International Curriculum Project // Journal on Gifted Education. 1992. Vol. 14, No. 4, May. P. 193-196.
  • Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. №3. С. 34-43.
  • Шумакова Н.Б. Что нужно знать для того, чтобы правильно построить обучение одаренных учащихся // Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться. М., 1998. С. 68-83.
  • Scheblanova E., Shoumakova N. Identification for Gifted Education Programs in Russia // Communicator. California Association for the Gifted. 2000. Vol. 31, No. 2. P. 32-34.
  • Шумакова Н.Б. Как можно учить одаренных детей младшего школьного возраста // Начальная школа: плюс - минус. 2000. №3. С. 42-46.
  • Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения // От исследовательской активности к исследовательской работе старшеклассников (из опыта работы школы №1624 «Созвездие» по междисциплинарной программе «Одаренный ребенок»). М.: ЮОУО, 2002. С. 5-11.
  • Шумакова Н.Б. Проблема обучения детей с общей одаренностью // Одаренность: Рабочая концепция. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2002. С. 84-92.
  • Шумакова Н.Б. Актуальные проблемы обучения и развития детей с общей (умственной) одаренностью // Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2003. С. 82-90.
  • Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей // Вопросы психологии. 2004. №2. С. 119-127.
  • Шумакова Н.Б. Лонгитюдное исследование развития одаренности школьников // Московская психологическая школа: история и современность: В 3 т. / под ред. В.В. Рубцова. Т. I, Кн. 2. М.: ПИ РАО, МГППУ. 2004. С. 132-140.
  • Шумакова Н.Б. Почему так трудно быть пятиклассником // Модернизация московского образования: механизмы развития и обновления. Выпуск 2. М.: Центр «Школьная книга», 2004. С. 81-86.
  • Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение одаренных детей младшего школьного возраста // Одаренный ребенок. 2004. № 5. С. 98-103; 106-109.
  • Шумакова Н.Б. Принципы построения и реализации программы обучения для одаренных детей // Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / под ред. А.М. Матюшкина. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. С. 127-148.
  • Шумакова Н.Б. Обучение одаренных детей и проблема возраста // Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / под ред. А.М. Матюшкина. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. С. 149-167.
  • Шумакова Н.Б. Развитие познавательных процессов в технологии творческого междисциплинарного обучения // Развитие познавательных процессов в образовательных технологиях. Современное образование: стратегия управления. №3. М.: ИД «ГЕНЖЕР», 2006. С. 62-68.
  • Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности // Начальная школа плюс До и После. 2006. №10. С. 3-9.
  • Шумакова Н.Б. Психолого-педагогические условия развития общей одаренности детей школьного возраста // Психология обучения. 2007. №2. С. 4-19.
  • Шумакова Н.Б. Развитие идей А.М.Матюшкина в теории и практике обучения одаренных детей // Психология и школа. 2008. №1. С. 11-17.
  • Шумакова Н.Б. От вопроса «чему учить» одаренного ребенка к вопросу «как» учить // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика / под ред. Л.И. Ларионовой. Иркутск, 2009. С. 585-595.
  • Шумакова Н.Б. Развитие познавательных интересов и исследовательских способностей младших школьников в системе творческого междисциплинарного обучения // Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический сборник. В 2 т. / Под общ. ред. А.С. Обухова. Т. 1.: Теория и методика. - М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2009. С. 71-74.
  • Шумакова Н.Б. Развитие одаренного ребенка как психологическая и педагогическая проблема // Другое детство: Сборник научных статей. М.: МГППУ, 2009. С. 26-38.
  • Шумакова Н.Б. Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2012. №4.
  • Shoumakova N. An International Reach // Conceptual Foundations. Network Newsletter. 2012. Vol. 20. Issue 2. Pp. 14-15.
  • Шумакова Н.Б. Психолого-педагогические условия развития общей одаренности младших школьников // Начальная школа: плюс до и после. 2013. №5. С. 3-7.
  • Шумакова Н.Б. Обычные проблемы необычных детей // tochkapsy.ru
  • Шумакова Н.Б., Рыжова Е.А. Креативность младших школьников с разными видами одаренности // У истоков развития: Сборник научных статей / под ред. Л.Ф.Обуховой, И.А. Корепановой. - М.: МГППУ, 2013. С. 159-168.
  • Шумакова Н.Б., Богпомочева О.А. Роль исследовательской активности в становлении образа мира у одаренных подростков // Вопросы психологии. 2015. №3. С. 30-38.
  • Шумакова Н.Б. Учительские оценки креативности школьников и «эффект Пигмалиона» // Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования. XI Международная научно-практическая конференция. М., 2015. С. 296-300.
  • Шумакова Н.Б. Креативность и самооценка в период перехода учащихся из начальной в среднюю школу // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. №4. С. 53-62.
  • Шумакова Н.Б. Особенности креативности в подростковом возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. №4. С. 108-117.
  • Шумакова Н.Б. Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. №1. С. 1-7.
  • Шумакова Н.Б. «Подводные камни» профессионального самоопределения одаренных подростков и их сверстников // Сборник статей «Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты» / под ред. Л.М. Митиной. М.: Перо, 2018. С. 65–68.
  • Шумакова Н.Б. Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. №1. С. 57-69.
  • Вучичевич Б., Шумакова Н.Б. Интеллектуальное развитие младших школьников и способы выполнения задания методики Выготского — Сахарова // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. №4. С. 63-71.
  • Доний Е.И., Шумакова Н.Б. Сравнительный анализ когнитивных характеристик и креативности младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. №3. С. 110-123.
  • Шумакова Н.Б. Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. №1. С. 34-46.
  • Шумакова Н.Б. К вопросу профессиональной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. №2. С. 97-105.
  • Ориентация на будущее одаренных младших школьников: ближние и дальние цели // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. №1. С. 3-19.
  • Шумакова Н.Б. Дистанционное обучение одаренных школьников глазами педагога // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. 2021. С. 60-63.
  • Шумакова Н.Б. Познавательные предпочтения у интеллектуально одаренных подростков // Психология творчества и одаренности. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 2021. С. 168-172.
  • Шумакова Н.Б., Белова Е.С. Образовательная микросреда как условие развития одаренности в старшем дошкольном возрасте // Образовательный вестник Сознание. 2021. Т. 23. № 1. С. 4-11.
  • Шумакова Н.Б., Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Учебная мотивая младших школьников с разным уровнем интеллектуальных способностей // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. № 3 (56). С. 169-179.
  • Белова Е.С., Шумакова Н.Б. Возможности использования цифровых технологий для познавательного развития старших дошкольников: позиция родителей // Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках. Материалы международного конгресса по культурно-исторической психологии, посвященного памяти Ж. М. Глозман. Новосибирск, 2022. С. 36-44.
  • Белова Е.С., Шумакова Н.Б. Особенности использования цифровых устройств как компонентов семейной микросреды для познавательного развития старших дошкольников // Современное дошкольное образование. 2022. № 6 (114). С. 42-53.
  • Струнгис И.Г., Шумакова Н.Б., Ющенко М.Е. Творческое междисциплинарное обучение старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателя / под ред. Н.Б. Шумаковой. М., 2022.
  • Шумакова Н.Б. Интеллектуально одаренные пятиклассники: нужна ли практика обогащенного обучения в начальной школе? // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 3. С. 61-77.
  • Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Сорокова М.Г. «Климат в классе» - стандартизация русскоязычной версии модифицированного опросника «Школьный климат» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 20. № 2. С. 231-256.
  • Шумакова Н.Б. Климат в классе как условие развития одаренности школьников: к проблеме подготовки современного учителя // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 3. С. 122–128.

Награды:

  • Лауреат премии Президента РФ за вклад в создание и внедрение междисциплинарной технологии поддержки и развития в обучении интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей для общеобразовательных школ (1998)
  • Отличник народного просвещения
  • медаль имени Г.И. Челпанова (II степени)
  • Серебряный знак «Пси»
  • Почетный знак «Золотая Пси»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Анастасия Захаровна Ченцова

    Уважаемая Наталья Борисовна, поздравляю с Днем рождения! здоровья, счастья, радости, новых свершений и достижения целей!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»