16+
Выходит с 1995 года
8 ноября 2024

Кто есть кто

Наталья Борисовна Ковалева

Наталья Борисовна Ковалева

Москва

Кандидат психологических наук, доцент.

Доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета. Организатор и руководитель ассоциации ООДИ «Мастерская психолого-педагогического сценирования». Автор идеи и научный руководитель Московского герменевтического клуба МПГУ. Руководитель научно-исследовательской площадки МПГУ «Рефлексивно-позиционный подход в развитию личности и способностей учащихся».

Член редколлегий журналов Social Sciences & Psychology, International Encyclopedia of Psychology.

Член Общества психологов СССР, Российского психологического общества.

Руководитель комиссии «Герменевтика в исследовании» всесоюзного движения педагогов «Исследователь» (совместно с Л.Н. Алексеевой), член экспертного совета конкурса В.И. Вернадского. Эксперт Центра социологических исследований Российского клуба православных меценатов. Член Совета и научный руководитель лаборатории педагогических технологий Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи. Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Эксперт Центра рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования.

В 1978 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1989 г. - аспирантуру ВНИИ технической эстетики.

В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач».

В 1980-1991 гг. - научный сотрудник группы методологических проблем эргономики ВНИИТЭ. Лектор, тренер и консультант на курсах повышения квалификации изобретателей при ГКНТ и преподавателей техникумов легкой промышленности; на передаче «Что? Где? Когда?»; в бизнес школе, банках и образовательных центрах.

В 1993-1996 гг. - старший научный сотрудник Российско-американского центра непрерывного образования НИИ теоретической педагогики и международных исследований в образовании.

В 2006-2012 г.г. заведовала лабораторией «Технологии понимания» НИИ инновационных стратегий развития общего образования.

С 2013 г. - ведущий научный сотрудник лаборатории философии образования и дидактики ГБНУ «Московский институт развития образования».

Заведовала лабораторией НИИ инновационных стратегий развития общего образования.

С 2014 г. - доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета.

Область профессиональных интересов: психология личности; психология развития (в том числе детей с ОВЗ и делинквентных подростков), психологическая и педагогическая антропология и антропопрактика; психология одаренности, рефлексивная психология творчества, психология коллективного творчества, психотерапия, психодиагностика, госпитальная педагогика и педагогика сотворчества, психология творческого мышления, аксиология; акмеология, психология искусства; психология игры; герменевтика, психосемантика, психолингвистика, проектная и исследовательская деятельность; психодидактика; философия науки; мышления; культурология.

В 1980-х гг. занималась вопросами возникновения и развития знания в науках нового типа. Участвовала в разработке концепции и методов рефлексивной школы творческого мышления.

В начале 1990-х гг. занималась исследованием креативности и игровых методов США и построением программы образования города Перми.

Автор рефлексивной теории коллективного творчества (совместно с В.К. Зарецким, 1987), рефлексивно-позиционного подхода к организации совместной творческой деятельности (1991) и развитию творческой личности и метапредметных способностей детей и молодежи и становлению профессионализма (2010) и трех производных гуманитарных технологий нового типа: сюжетно-деятельностной игры (2013) и медиагерменевтики (2015), апробированных в десятках образовательных программ основного и дополнительного образования.

Читает курсы:

  • Практическая психология детства
  • Введение в возрастную психологию
  • Возрастная психология и педагогика
  • Психология развития
  • Психологическая антропология
  • Герменевтика культуры
  • Диагностика и развитие познавательных процессов
  • Диагностика и развитие личности
  • Нарративные практики
  • Основы психотерапии
  • Психология творчества и рефлексии
  • Психологическая служба в образовании
  • Технологии проектной и исследовательской деятельности
  • Медиация: тренинг управления
  • Психология понимания в современной медиасреде
  • Психолого-педагогические модели и технологии организации образовательного процесса
  • Психология мышления и сознания, в том числе детей с ОВЗ. Виртуалистика
  • Медиагерменевтика» (авторское направление в науке)
  • Коллективная психология творчества
  • Рефлексивная психология
  • Медиаобразование
  • Символы и знаки
  • Психология коллективного творчества
  • Психология творчества и одаренности
  • Психология понимания
  • Психология общения
  • Сопровождение семьи особого ребенка в послешкольный период
  • Групповые технологии в работе с родителями детей, находящимися на длительном лечении

Руководитель программы ДПО «Психолого-педагогическое сценирование образовательной деятельности» МПГУ.

Ведет программы повышения квалификации и переподготовки для педагогов и психологов:

  • Организация проектной и исследовательской деятельности школьников
  • Активные методы обучения
  • Введение различных типов деятельности в образовательный процесс
  • Психолого-педагогическое сценирование образовательной деятельности
  • Психология медиации
  • Возрастная психология и антропология
  • Рефлексивно-позиционные технологии развития личности и способностей учащихся
  • Проектирование профессии будущего

Исследовательские проекты и гранты:

  • Грант РФФИ «Характеристики и проявления аттитюдов патриотизма в контексте профессионализации молодежи» (2018-2020, соисполнитель)
  • грант РГНФ «Особенности представлений субъектов образования о психосоциальных феноменах конструктивного взаимодействия в образовательных ситуациях» (исполнитель, 2015)
  • НИР «Исследование дидактических подготовок формированию инновационных исследовательских технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования» (МПГУ, 2015-2017)
  • 038 ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей русского языка» (Россотрудничество, 2015)
  • НИР-11 «Уровневые, институциональные и категориальные особенности содержания ДПО» (МИОО, 2015)
  • проект «Цикл сюжетно-деятельностных тренингов “Проектирование будущего. Выбор профессии”» в рамках программы «Одаренные дети» (2010-2013, совместно с Е.В. Коврижкиным)
  • проект «Московский городской турнир им. В.В. Давыдова «Знатоки чтения» (секция для старшеклассников)» в рамках программы «Одаренные дети» (2006-2012, совместно с Л.Н. Алексеевой)

Основные публикации: более 150 работ, в том числе

  • Сазонтьева Н.Б. Эргономика в определениях: Методические материалы М.: ВНИИТЭ, 1980. 135 с. (член редсовета)
  • Сазонтьева Н.Б. Эргономика: Принципы и рекомендации: Методическое руководство (изд. 2-е, перераб.). М.: ВНИИТЭ, 1983. 184 с. (член редсовета)
  • Зарецкий В.К., Ковалева Н.Б. Введение в психологию научно-технического творчества // Совершенствование творческой деятельности в процессе создания новых технологий решений (программа): Учебно-метод. пособие. М.: ВНИИПИ, 1987. 88 с.
  • Ковалева Н.Б. Введение в психологию коллективного творчества: Учебно-метод. пособие. М.: ВГКПИ, 1988. 224 с.
  • Лим Е.С., Ковалева Н.Б. Методы изучения коллективной деятельности. Методическая разработка. М.: Минлегпром СССР, 1989. 30 с.
  • Ковалева Н.Б. и др. Методы исследования коллектива. Методические рекомендации Часть 2. М.: МТИ, 1989. 32 с.
  • Ковалева Н.Б. и др. Игровые методы обучения. Методическая разработка. М.: Минлегпром СССР, 1989. 62 с.
  • Ковалева Н.Б., Лим Е.С. Методические указания по диагностическому комплексу исследования личности с целью организации активных методов обучения. М.: УМК Минлегпром СССР, 1990. 49 с.
  • Ковалева Н.Б. Методы развития творческой личности учащихся. Методическая разработка. М.: Минлегпром СНГ, 1992. 49 с.
  • Ковалева Н.Б., Лим Е.С. Формы учебного сотрудничества на занятиях по спецпредметам для преподавателей средних и специальных учебных заведений Минлегпрома СССР. Методическая разработка. М.: Минлегпром СССР, 1991. 36 с.
  • Ковалева Н.Б. и др. Программа развития системы образования города Перми до 2000 года. Пермь: Комитет по образованию и науке, 1996. 110 с.
  • Развитие способностей понимания в средней и старшей школе / под ред. Алексеевой Л.Н., Афиногенова А.М., Ковалевой Н.Б. М.: МИОО, 2008. 160 с.
  • Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании. М: МПГУ, 2015. 204 с.
  • Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-метод. пособие / Акчурина Н.Н., Ковалева Н.Б. и др. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 348 с.
  • Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 163 с.
  • Исследование и проектирование содержания дополнительного профессионального образования (теоретико-методологические основания): коллективная монография / Зверев С.М., Ковалева Н.Б., Слободчиков В.И. и др. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 397 с.
  • Инновационное проектирование содержания вариативной части ФГОС СПО (профес. обучение по отраслям): Коллективная монография / Ковалева Н.Б. и др.. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 75 с.
  • Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании. 2-е изд. М: МПГУ, 2018. 204 с. DOI: 10.23682/94688
  • Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Рефлексивно-позиционный подход к развитию личности и способностей учащихся. Медиагерменевтика. Учебно-метод. пособие. М.: МПГУ, 2018. 164 c.
  • Ковалева Н.Б., Давыдова Н.В., Дьяконова А.И. Развитие личности и способностей учащихся средней школы. Практикум по психолого-педагогическому сценированию развивающих занятий в рефлексивно-позиционных и медиагерменевтических технологиях. М.: МОДИ, 2019. 148 с. 2-е изд., обновл. и доп. М.: МОДИ, 2021. 144 с.
  • Дрозд Н.Б., Ковалева Н.Б., Хомич Л.А. Развитие личности и способностей учащихся начальной школы: практикум по психолого-педагогическому сценированию развивающих занятий в рефлексивно-позиционных технологиях. М: МОДИ, 2021. 65 с.

Награды:

  • Почетные грамоты Департамента образования г. Москвы (2006, 2012)
  • Почетное звание «Заслуженный работник науки и образования» РАЕ (2018)
  • Диплом лауреата Международной выставки-презентации учебно-методических изданий (2018)
  • Диплом лауреата Международной Книжной выставки ВОOKEXPO AMERICA 2019, Нью-Йорк (2019)
  • Диплом лауреата конкурса лучших научных работ МПГУ в номинации «Лучшая научная работа в области социально-экономических и общественных наук». II место (2019)
  • Грамота ЛГУ им. А.С. Пушкина за вклад в формирование культуры научного исследования, развитие творческого потенциала студентов и плодотворное сотрудничество в создании новых гуманитарных технологий (2016)
  • Грамота за яркие результаты, полученные в рамках научно-исследовательской площадки по теме исследовательской площадки МПГУ (2016)
  • Грамота за творческий систематический вклад в дело воспитания детей и молодежи, высокое качество преподавания и научно-исследовательской работы (2017)
  • Благодарственное письмо за методическую разработку и подготовку мастер-классов «Перспективные профессии 21 века», «Проектирование профессии будущего: новые территории», «Как стать профессионалом в обществе будущего» в рамках профориентационного марафона «Я и моя карьера» (2018)
  • Грамота за качественную подготовку и проведение мероприятий просветителько-образовательного проекта «Университетские Субботы» в 2018/2019 учебном году (2019)
  • Благодарность за блестящую организацию V Всероссийской научно-практической конференции МПГУ «Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды» и высокие достижения в научно-практической деятельности (2020)
  • 1 место 45-го Международного конкурса научных работ фонда «РосНаука» (2021)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»