Кто есть кто
Ирина Анатольевна Савенкова
Кандидат психологических наук, доцент.
Доцент кафедры психологии и педагогики Института педагогики и психологии Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева. Преподаватель Школы психологии ОГУ.
В 1995 г. окончила Орловский государственный педагогический университет по специальности «Дошкольная педагогика и психология», затем Орловский государственный университет по профилю «Психологическое консультирование», в 2000 г. — аспирантуру ОГУ.
В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов — будущих психологов».
Заведовала кафедрой общей и возрастной психологии ОГУ.
Область научных интересов:
- психологическое консультирование
- методология и история психологии
- психология профессионального развития
Проекты:
- 2007-2012 гг. — организатор Межвузовских олимпиад по психологии
- 2014-2016 гг. — участвовала в реализации научно-исследовательского проекта «Исследование потребностей в консультативной психологической помощи у учителей и родителей детей школьного возраста» (совместно с проф. Савиной Е.А., преподавателями кафедры психологии Белгородского национального исследовательского университета и специалистами Самарского регионального социопсихологического центра).
- 2015-2018 гг. — соруководитель международного научно-исследовательского проекта «Исследование саморегуляции детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Читает курсы:
- Введение в профессию
- Общая и экспериментальная психология
- Психолого-педагогическая диагностика подростков
- Возрастно-психологическое консультирование
- Юношеская субкультура
- Кризис подросткового возраста
- Методологические основы психологии
- Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
- Практикум по возрастно-психологическому консультированию
- История психологии
- Основы психологического консультирования
- Методология психологического исследования
Основные публикации: более 50 работ, в том числе
- Савенкова И.А., Дегтярева Е.И. Исследование просоциального поведения детей младшего школьного возраста // Образование и общество. 2023. №3(140). С. 107-111.
- Савенкова И.А., Куверкина И.И. Исследование патриотизма у детей младшего школьного возраста // Актуальные проблемы современного отечественного образования: Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2023. С. 188-192.
- Савенкова И.А. Мотивы просоциального поведения у детей младшего школьного возраста // Образование в Орловской области. 2022. C. 54-63.
- Савенкова И.А., Куверкина И.И. Проблема патриотизма в отечественной психологии // Образование и общество. 2022. № 5 (136). C.100-106.
- Савенкова И.А., Ильина Ю.В. Мотивационная готовность студентов 1 курса к обучению в высших учебных заведениях // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 395-398.
- Платонова Я.С., Савенкова И.А. Оценка эффективности программы социально-эмоционального и просоциального обучения детей начальной школы // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 3. С. 26-40.
- Савенкова И.А., Степина Н.В., Чепурина О.А. Знание правил поведения как компонент произвольной регуляции детей дошкольного и младшего школьного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 327-330.
- Савенкова И.А. Формирование базовых компонентов произвольной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста // Образование и общество. 2019. № 1 (114). С. 109-114.
- Савина Е.А., Эстерле А.Е., Савенкова И.А., Овсяникова Е.А., Худаева М.Ю. Исследование психологических проблем и потребности в консультации педагога-психолога у школьников 7-х, 9-х и 11-х классов // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 4. С. 92-104.
- Савенкова И.А., Беликов В.И. Исследование психологических проблем студентов и их потребности в помощи психолога // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 414-416.
- Савенкова И.А., Савина Е.А. Содержание представлений о будущей профессии у студентов-психологов // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 1 (78). С. 301-302.
- Савенкова И.А., Гульянц А.М. Развитие произвольной регуляции поведения детей 6-7 лет посредством подвижных игр с правилами // Образование и общество. 2017. № 2-3 (103-104). С. 88-90.
- Савенкова И.А., Щербакова О.А. Особенности развития компонентов произвольной регуляции поведения у детей 6-7 лет // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. С. 221-227.
- Савина Е.А., Савенкова И.А., Щекотихина И.В., Гульянц А.М. Влияние игр с правилами на произвольную регуляцию детей 6-7 лет // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 4. С. 56-63.
- Савина Е.А., Савенкова И.А., Эстерле А.Е., Овсяникова Е.А., Худаева М.Ю. Исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 4. С. 1-11.
- Савенкова И.А. Проблема подготовки психологов для сферы образования // Образование и общество. 2016. № 2 (97). С. 79-82.
- Савенкова И.А. Введение в профессию психолог: Учебно-методическое пособие. Орел, 2015. 72 с.
- Савенкова И.А. Потребность в профессиональной психологической помощи учащихся средней и старшей школы // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии в современных условиях» (Санкт-Петербург, 11 января 2016 г.). 2016. С.195-197.
- Савенкова И.А., Савина Е.А., Тюренкова И.С. Психолого-педагогический анализ школьных проблем учащихся // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: сборник научных трудов участников IV Международной научно-практической конференции (22-23 октября 2015 г.). Орел, 2015. С. 64-68.
- Савенкова И.А. Оценка профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического образования // Проблема обеспечения качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС. Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции. М.: Педагогическое общество России, 2013. С. 256-259.
- Макарова В.Н., Бочарова Н.И., Бубнова С.Ю., Савенкова И.А., Самарцева Е.Г. Оценка профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического образования: теоретические и методические основы: монография. Орел, 2013.
- Савенкова И.А., Ивашова Ю. Прогностическая способность студентов-будущих психологов // Научные труды научно-исследовательского института психологии и педагогики. Т. 4. Орел: ООО «Горизонт», 2012. С. 228-232.
- Савенкова И.А., Степанова Э.М. Особенности профессиональной деятельности школьных психологов г. Орла и г. Курска // Научные труды научно-исследовательского института психологии и педагогики. Т. 5. Орёл: ООО «Горизонт», 2012. С. 154-158.
- Савенкова И.А. Рефлексивно-психологическая активизация профессионального самоопределения студентов методами игрорефлексики // Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования: коллективная монография / Под ред. И.Н. Семенова и Т.Г. Болдиной. М.: ИРПТиГО, 2011. С. 236-241.
- Савенкова И.А. Особенности рефлексивной культуры студентов-психологов // Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VII Международного симпозиума. М.: Когито-Центр, 2009. С. 233-235.
- Савенкова И.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности // Мир психологии. 2007. №2. С. 203-217.
- Савенкова И.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов-будущих психологов: монография. Сочи: НОЦ РАО, 2005. 173 с.
Награды:
- благодарность ОГУ за высокий уровень организации и проведения студенческих олимпиад
- Почетная грамота Департамента образования Орловской области за значительный вклад в развитие российской науки, высокий профессионализм, добросовестный и плодотворный труд (2020)
Является действительным членом «Кадрового резерва - Профессиональной команды страны» по итогам 2008 г. (проект Всероссийской политической партии «Единая Россия»).
- Любовь Сергеевна Новикова, 19.05.2020