Кто есть кто
Светлана Вячеславовна Пазухина
Доктор психологических наук, доцент. Профессор РАО.
Заведующая кафедрой психологии и педагогики факультета психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Председатель Совета молодых ученых ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Преподаватель Национального исследовательского института дополнительного образования и профессионального обучения.
Член Федерации психологов образования России. Член-корреспондент РАЕ.
В 1994 г. окончила Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н. Толстого.
В 2001 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование ценностно-смыслового отношения к психологическому знанию у будущих педагогов», в 2012 г. - докторскую диссертацию на тему «Ценностное отношение будущего педагога к личности учащегося : антропологический подход».
Область профессиональных интересов:
- педагогическая психология
- психологические основы совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов
- процесс формирования ценностно-смыслового отношения у студентов педвуза к психологическому знанию
- аксиология
- психология отношений
- практическая психология
- девиантное поведение
- психология обучения и воспитания
Гранты:
- проект РГНФ «Формирование ценностного отношения у будущего педагога к детям с ослабленным здоровьем как условие их благополучного психологического развития» (2012-2014 гг., руководитель)
- проект МОиН РФ по апробации рабочих программ дисциплин «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» (совместно с РГПУ им. А. И. Герцена) (2014-2015 гг., исполнитель)
- проект МОиН РФ по разработке и апробации рабочих программ дисциплин «Участие в проведении апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия» (совместно с НИТУ «МИСиС») (2014-2015 гг., исполнитель)
- проект РГНФ «Социально-психологические проблемы семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки» (организация и проведение международной конференции) (2015 г., исполнитель)
- проект МОиН РФ «Теоретико-методическое обеспечение проектирования и реализации механизма и средств оценивания степени сформированности профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза в контексте требований ФГОС ВПО» (2014-2016 гг., исполнитель)
- проект РГНФ «Психолого-педагогические технологии защиты детей от вредной информации» (2017-2018 гг., исполнитель)
Автор программы «Психологические аспекты формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов в области разработки образовательных Интернет-ресурсов».
Автор методик:
- Методика незаконченных предложений по выявлению различных аспектов отношения будущих педагогов к педагогической деятельности
- Методика выявления типа отношения студентов к психологическому знанию (на основе метода Келли)
- Анкета по выявлению мотивов, кризисных переживаний, затруднений в педагогической деятельности
Читает курсы:
- Психология восприятия цвета
- Психологические аспекты веб-дизайна Интернет-ресурсов
- Психолого-педагогические аспекты взаимодействия учителя с трудными детьми
- Диагностика и развитие профессионального педагогического сознания
- Психологические аспекты работы госслужащих с различными категориями населения
- Психолого-педагогическое изучение младшего школьника
- Психология учителя
- Психология самопрезентации (формирование делового имиджа)
- Общая психология
- Психолого-педагогический практикум
- Методология и методы психолого-педагогических исследований
- Педагогическая психология
- Социальная психология
- Методика преподавания психологии
- Психология общения
- Психология делового общения
- Этнопедагогика и этнопсихология
- Психолого-педагогические теории и технологии начального образования
- Психология профессиональной деятельности.
Основные публикации: более 300 работ, в том числе
- Профессионально-личностная готовность будущих психологов к работе с детьми с признаками интеллектуальной одаренности: монография / Г.Н. Абдурахмонов, С.В. Пазухина. - М.: Русайнс, 2023. - 221 с.
- Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону: сборник материалов II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 18 мая 2022 г.) / ред. Пазухина С.В. и др.. - Чебоксары: Среда, 2022. - 355 с.
- Психолого-педагогические теории и технологии начального образования (задания и упражнения для практических занятий и самостоятельной работы студентов): учебно-методическое пособие / С.В. Пазухина, Т.Н. Шайденкова. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 229 с.
- Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 17-18 июня 2021 г.) / ред. Пазухина С.В. и др. - Чебоксары: Среда, 2021. - 223 с.
- Адресная поддержка и психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе: из опыта работы центра психолого-педагогической помощи студентам «Контакт»: монография / С.В. Пазухина и др. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2018. - 234 с.
- Книга куратора студенческой группы: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Калинина З.И., Пазухина С.В. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2018. - 43 с.
- Украшай каждый день добрым делом!: учебно-методическое пособие / Н. Калинина, Е.В. Декина, С.В. Пазухина. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2018. - 202 с.
- Психология делового общения руководителя образовательной организации: курс лекций: учебное пособие / С.В. Пазухина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 173 с.
- Психологическая диагностика типов отношения будущих педагогов и учителей к учащимся / С.В. Пазухина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016.
- Самооценочная деятельность студентов педагогического вуза: учебное пособие / С.В. Пазухина. - Тула: Тульский полиграфист, 2015; М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 152 с.
- Закономерности формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем в условиях антропологического подхода / С.В. Пазухина. - М.; Берлин : Директ-Медиа, 2016.
- Оценивание личностных результатов образовательного процесса студентов педагогического вуза: учебное пособие / С.В. Пазухина. - Тула: Тульское произв. полиграфическое об-ние, 2016. - 153 с.
- Управление педагогическим коллективом в современной общеобразовательной школе в рамках реализации ФГОС: учебное пособие / С.В. Пазухина. - 2-е изд. стер. - М.; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 175 с.
- Формирование ценностного отношения будущих учителей к детям с ослабленным здоровьем: модель реализации антропологического подхода в высшем педагогическом образовании и специфика преподавания психолого-педагогических дисциплин: монография / С.В. Пазухина. - М.; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 307 с.
- Исследование механизмов оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе: монография / Пазухина С.В. и др. М.: Директ-Медиа, 2016. - 190 с.
- Формирование ценностного отношения у студентов к психологии (на материале практических занятий): учебно-методическое пособие / С.В. Пазухина. - 2-е изд., стер.. - М.; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 108 с.
- Технологии добровольческой деятельности молодежи: учебно-методическое пособие / З.Н. Калинина, Е.В. Декина, С.В. Пазухина. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2015. - 187 с.
- Социальная успешность умственно одаренных детей: психолого-педагогические технологии сопровождения и развития: коллективная монография / под общ. ред. С. В. Пазухиной. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2015. - 286 с.
- Креативность: истоки, идеи, реализация / С.В. Пазухина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015.
- Экстремальные ситуации в образовательном процессе начальной школы: модели профилактики, направления подготовки будущего учителя, тактики экстренной помощи детям: монография / С.В. Пазухина и др. - Тула: Тульский полиграфист, 2014. - 195 с.
- Закономерности формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем в условиях антропологического подхода: монография / С.В. Пазухина, Е.В. Панферова, С.А. Черкасова. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. - 200 с.
- Патриотическое воспитание молодежи: модели социального партнерства и современные технологии: монография / Н.А. Шайденко, З.Н. Калинина, С.В. Пазухина. - 2-е изд. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012.
- Диагностика ценностного отношения будущего педагога к детям с ослабленным здоровьем: программа и методики эмпирического исследования / С.В. Пазухина, Е.В. Панферова, С.А. Черкасова. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. - 195 с.
- Патриотическое воспитание молодежи: модели социального партнерства и современные технологии: монография / Н.А. Шайденко, З.Н. Калинина, С.В. Пазухина. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. - 194 с.
- Подготовка будущих учителей начальных классов к оказанию помощи детям в экстремальной жизненной ситуации: монография / под общ. ред. С.В. Пазухиной. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. - 251 с.
- Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов к работе с леворукими детьми: монография / под общ. ред. С.В. Пазухиной. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. - 151 с.
- Педагогическая успешность: диагностика и развитие профессионального сознания учителя: учебное пособие / С.В. Пазухина. - ССПб: Речь, 2007. - 220 с.
Награды:
- Диплом победителя Всероссийского конкурса «Лучшая научная статья – 2013» в номинации «Психологические науки» за работу «Влияние центраций педагогического сознания на отношение будущих учителей к личности учащегося»
- 1 место на Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя – 2013» в номинации «Педагоги высшей школы – средней школе» (за конкурсную работу авторского коллектива «Украшай каждый день добрым делом!»: Инновационная программа подготовки волонтеров и развития волонтерского движения в вузах и школах) (региональный этап)
- Диплом VI Тульского молодежного экономического конкурса инновационных проектов и идей за вклад в развитие научного потенциала Тульской области (2015)
- Грамота за плодотворное сотрудничество и содействие в повышении квалификации преподавателей ФГКОУ «Тульское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (2017)
- лауреат конкурса Фонда развития отечественного образования на лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений за книгу «Формирование ценностного отношения у студентов к психологии (на материале практических занятий)» (2004)
- 2 место на Втором конкурсе «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» в номинации «Компьютерно-опосредованная коммуникация, человеко-компьютерное взаимодействие» за книгу «Психологические аспекты формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов в области разработки образовательных Интернет-ресурсов»
- лауреат конкурса Фонда развития отечественного образования на лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений за книгу «Педагогическая успешность: диагностика и развитие профессионального сознания учителя» (2007)
- «Ресоциализация несовершеннолетних с девиантным поведением в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа», коллективная монография (в номинации «Книга года по психологии», 2019 г.), номинант
- «Психологическая служба вуза: функционирование в современных условиях развития высшего образования (опыт ТГПУ им. Л. Н. Толстого)», коллективная монография (в номинации «Книга года по психологии», 2019 г.), номинант
- «Социальная успешность умственно одаренных детей: психолого-педагогические технологии сопровождения и развития», социально-психологическое исследование (в номинации «Проект года в психологической науке», 2015 г.), лауреат
- «Закономерности формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем в условиях антропологического подхода», монография (в номинации «Проект года в психологической науке», 2014 г.), номинант
- «Экстремальные ситуации в образовательном процессе начальной школы: модели профилактики, направления подготовки будущего учителя, тактики экстренной помощи детям», монография (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2014 г.), номинант
- «Формирование ценностного отношения будущих учителей к детям с ослабленным здоровьем: модель реализации антропологического подхода в высшем педагогическом образовании и специфика преподавания психолого-педагогических дисциплин», монография (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2013 г.), номинант
- «Формирование ценностного отношения будущего педагога к личности учащегося при антропологическом подходе в высшем педагогическом образовании», диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2012 г.), номинант
- Навигатор для хороших родителей, проведение цикла образовательных мероприятий и подготовка методических рекомендаций (в номинации «Психологический инструмент года», 2023 г.)