Кто есть кто
Вячеслав Афанасьевич Аверин
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы РФ.
Декан факультета клинической психологии и заведующий кафедрой общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2022-2026) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2004-2028).
В 1973 г. окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова.
В 1985 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Структура общей направленности личности куратора как фактор успешности его воспитательной работы», а в 1997 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология в структуре высшего медицинского образования».
Область научных интересов: психология развития и возрастная психология, психология медицинского образования, акмеология и психология личности.
В 1972-1976 гг. работал психологом в НПО «Электроавтоматика». С 1976 – ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики Ленинградского педиатрического медицинского института. С 2000 года – декан факультета клинической психологии СПб Государственной педиатрической медицинской академии, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин.
В разные годы был вице-президентом Российского психологического общества, членом Координационного совета, председателем Государственной аттестационной комиссии СПбГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, Института специальной психологии и педагогики им. Р. Валленберга, Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
Автор оригинального курса «Психология развития». Преподаватель курсов повышения квалификации для преподавателей и аспирантов СПбГПМА.
Автор более 130 печатных работ, 17 учебных пособий, 6 коллективных и 4 собственных монографий. Наиболее значимые публикации:
- Психологические факторы успешности обучения в медицинском вузе. Ярославль: ЯГМИ, 1990. 86 с. (коллектив авторов)
- Личность студента и успешность его обучения в вузе: коллективная монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та, 1991. 123 с.
- Психология медицинского образования: Опыт акмеологического исследования (монография). СПб: ППМИ, 1995. 167 с. (совм. с Т.Л. Бухариной)
- Психология детей и подростков: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб: Изд- во Михайлова В.А., 1998. 379 с.
- Психология личности: Учебное пособие. СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. 89 с.; 2-е изд., перераб. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2001. 191 с.
- Психология: учебное пособие / Под ред. В.А. Аверина. СПб: СПбГПМА, 1999.
- Психология раннего детства: конспект лекций. СПб: Михайлов, 2000. 59 с.
- Психология развития ребенка: конспект лекций. СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. 59 с.
- Психическое развитие детей младшего школьного возраста: конспект лекций. СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. 63 с.
- Психология развития детей дошкольного возраста. СПб: Михайлов, 2000. 63 с.
- Психология человека от рождения до смерти: коллективная монография / Под ред. А.А. Реана. СПб: прайм–ЕВРОЗНАК, 2001, 2003, 2005, 2009, 2015.
- Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. 406 с. (совм. с Т.Л. Бухариной)
- Психология: Учебное пособие / Под ред. В.А. Аверина. СПб, 2003. 187 с.
- Психология среднего возраста, старения, смерти. Учебник / Под ред. А.А.Реана. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с. (коллектив авторов)
- Психология детства: Учебник / под ред. А.А. Реана. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, 2006, 2008. 350 с. (коллектив авторов)
- Развитие личности ребенка от рождения до года. Екатеринбург: У-Фактирия, 2003; Изд. перераб. и доп. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. 312 с.
- Развитие личности ребенка от года до трех лет. Изд. перераб. и доп. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010, 2013. 312 с.
- Развитие личности ребенка от трех до пяти. Изд. испр. и доп. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010
- Развитие личности ребенка от пяти до семи. Изд. перераб. и доп. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.
- Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Изд. испр. и доп. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010
- Рождение и жизнь: Материалы международной конференции по клинической психологии детства / Под общ. ред. В.А.Аверина, А.Н. Корнева. СПб: СПбГПМА, 2010. 164 с.
- Теория и методика воспитательной работы в медицинском вузе. СПб, 2011 (совм. с Е.Р. Зинкевич, О.С. Кульбых).
- Методологические проблемы психологии: Учебно-метод. пособие. Под ред. В.А. Аверина. СПб: ГПМА, 2012. 61 с.
- Интеллектуально-стилевая организация человека: Учебное пособие для преподавателей и студентов. СПб: СПбГПМУ, 2014. 52 с. (совм. с Киреевой Н.Н., Котовой Е.Е.)
- Развитие личности ребенкаот одиннадцати до шестнадцати. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017 (коллектив авторов)
- Интегративный подход к познанию психологии человека. СПб, 2017 (коллектив авторов)
- Психологическое сопровождение личности в меняющемся мире: коллективная монография. СПб, 2020.
- Психология развития человека: рождение и жизнь. СПб, 2021.
Награды:
- лауреат Премии Правительства СПб (2013)
- лауреат премии «Золотой Хирон» за выдающиеся достижения в области отечественной медицинской (клинической) психологии (2020)
Экзистенциальное интервью:
1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?
Наука о человеке, его чувствах и эмоциях, мыслях, мотивах и потребностях, наконец - о его поведении, конечно, по определению это самая гуманная наука. Раскрывая потенциал человеческих возможностей, она помогает человеку увидеть свои горизонты развития, показать пути собственного роста, прежде всего, нравственного. Почему нравственного? Потому что науку делают люди, психологи. У каждого свои цели, свои ценности, мотивы. Каждый из них для чего-то работает в этой науке. И это главный вопрос - для чего? Ответ на него дает ответ о реальной миссии психологии в современном мире. Будет ли она гуманной наукой, способствующей гуманизации человека, либо станет платформой для его дегуманизации! И это зависит от каждого, кто носит имя ПСИХОЛОГ!
2. Что бы Вы могли посоветовать молодому психологу?
Все сказанное выше по сути задает содержание совета. Прислушайся к себе! Для чего ты в науке? Хочешь ей что-то дать или только получать?
Истина, безусловно, важна, но ведь вопрос и в цене, которую нужно за нее заплатить. Хорошо, если это касается только тебя. А если других, да, к тому же многих других? Как быть? Готов ли ты к этому?
Когда я встречаюсь с первокурсниками, решившими стать клиническими психологами, я им говорю о своей любимой поговорке: "каждый человек - кузнец своего счастья, равно как и несчастья. Что накуешь, то и получишь". Поэтому только работа позволяет лучше понять и то, что ты изучаешь и для чего, и самого себя как активного субъекта изучающего человека.
3. Что такое любовь для Вас (в широком смысле)?
Пожалуй самый трудный вопрос.
Хорошо известна дилемма ученого, который любит себя в науке либо науку в себе.
Каждому легче любить самого себя любимого. Легко любить человечество, но трудно кого-то конкретного. Почему? Любить - значит доверять. Доверять - значит знать себя, свои возможности. Чем больше и глубже знаешь и понимаешь себя, тем больше степеней свободы, а следовательно понимания и принятия других.
4. Как Вы относитесь к смерти?
Ну как можно относиться к неизбежному? Ведь единственное, что наверняка известно каждому о своем будущем - это конечность жизни. В свое время З. Фрейд определил цель жизни - в смерти. Если это понимать буквально, то он прав. И все же не прав. Поскольку до этого ты проживаешь целую жизнь. Жизнь, в которой мы ставим самые разные цели, обусловленные нашими ценностями, достигаем их, либо нет. И это определяет наше отношение к смерти.
Наверное каждый человек боится смерти, поскольку ни один нормальный человек не желает ее. Но смерть можно принимать либо отвергать. Если ты сделал в жизни все, что планировал, если ты сделал себя, дело, которое останется после тебя, то почему человеку не принять смерть как достойное завершение собственной жизни?!
5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни.
Понял, что каждый может сделать себя, если знает для чего. Понял, что самая большая ценность - это даже не здоровье, а твое собственное имя. Потому что, если ты испачкаешь его, никакого здоровья не хватит, чтобы его отмыть!
Сделай себя сам, с помощью других, сохрани себя для близких, друзей, всех кто знает тебя и тех, кто может тебя узнать!
- «Психология развития человека: рождение и жизнь», книга (в номинации «Книга года по психологии», 2021 г.), победитель
- «Развитие личности ребенка», серия печатных изданий (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2010 г.), победитель
- Аркадий Борисович Балунов, 02.08.2019