Кто есть кто
Константин Николаевич Корнилов
Один из основателей отечественной психологической науки.
Доктор педагогических наук.
Заведующий кафедрой психологии МГПИ им. В.И. Ленина.
В 1898 г. окончил Омскую учительскую семинарию, в 1910 г. - Московский университет.
В 1898–1905 гг. был учителем в Сибири.
С 1910 г. - научный сотрудник Психологического института при Московском университете, с 1915 г. - старший ассистент директора института Г.И. Челпанова, с 1916 г. - приват-доцент.
До революции 1917 г. также работал преподавателем педагогики в московских женских гимназиях, читал лекции в МГУ и университете А.Л. Шанявского.
В 1921-1925 гг. - профессор кафедры теории и практики народного образования факультета общественных наук МГУ.
В 1923-1930 и в 1938-1941 гг. возглавлял Научно-исследовательский институт психологии (с 1926 г. - Институт экспериментальной психологии РАНИОН, преобразованный из Психологического института Московского университета, сейчас - ПИ РАО).
В 1923 г. был избран студенческими организациями в качестве представителя в Московский городской совет депутатов трудящихся, где трудился до последнего дня жизни.
В 1926-1930 гг. - профессор кафедры психологии этнологического факультета МГУ.
В 1928 г. вместе с А.Б. Залкиндом и И.Н. Шпильрейном учредил журнал «Психология, педология и психотехника», в 1928-1930 гг. был редактором серии А («Психология»).
В 1930-1931 гг. - заведующий кафедрой психологии с психологическим институтом историко-философского факультета МГУ.
В 1943 г. быз избран действительным членом АПН РСФСР, в 1944-1950 гг. - вице-президент АПН РСФСР (1944–50).
С 1946 г. руководил журналом «Семья и школа», предназначенным для родителей и учителей.
Автор учебников по психологии для педагогических институтов, училищ и школ.
Занимался ключевыми для психологии вопросами: о формировании психического, о воздействии на психику социального окружения, об активности и пр.
В 1910-1912 г. К.Н. Корнилов занимался исследованиями по установленной в Психологическом институте модели, совмещавшей вундтовскую методику с анкетированием участников испытания на тему их настроений и эмоций. Позиция Корнилова по поводу методики интроспекции, предлагаемой вюрцбуржской школой, не совпадала с точкой зрения профессора. Он считал, что активные опросные методы не помогают восстанавливать душевные состояния, вызванные сильными впечатлениями, а напротив, вносят в них разлад, дезорганизуют их.
На основе своих исследований внес в методику экспериментов изменения, разделив испытуемых на две противоположные группы: оперативно реагирующих и медленно откликающихся. Истолковывая психическое как своеобразный вид энергии, которая, подобно физической, способна передаваться, аккумулироваться, проявляться количественно, Корнилов описал выявленные им типы. Сделав вывод, что для корректности эксперимента по изучению скорости реагирования психики необходимо существенное дополнение методического инструментария для установления концептуальной связи и переформулирования теоретических абстрактных понятий в конкретные, К.Н. Корнилов предложил новый метод, ориентированный на анализ подвижности реакции, и помимо скорости реакции, означающей временной показатель, стал фиксировать другие параметры: значение силы реакции, выражающее динамический признак, расстояние, пройденное органом, скорость его движения (моторный момент). Сконстуировал измерительный прибор для исследования динамической и моторной сторон реакций человека (динамоскоп), который должен был определять умственное напряжение (исходя из гипотезы о зависимости сложности интеллектуальной задачи от недостатка силы нажима). 10-летний труд не увенчался успехом: данные не получили научного подтверждения. Элементарная зависимость соотношения силы к скорости была установлена только на чувственных реакциях.
В 1921 г. сформулировал доктрину реактологии, разделив психологию с философией; стержневым положением новой теории стало понятие реакции. Теория К.Н. Корнилова составляла оппозицию рефлексологии, основанной на концепциях И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Корнилов считал, что термин «реакция» по смыслу существенно шире и рефлекс является одной из ее составляющих. Понятие «реакция» основано на утверждении необходимости отзыва на воздействие, реакции возникают не только как ответ на внешние раздражители, но и вызываются эндогенными причинами. В реагировании принимает участие вся совокупность душевных процессов и явлений: интеллектуальная деятельность, проявления эмоций и моторные аспекты. При этом во всех индивидуальных ситуациях подчеркивается один компонент: в сенсорной реакции преобладает чувственное протекание процесса, ассоциативное реагирование связано с памятью, мускульный отзыв – с моторной областью. К.Н. Корнилов занимался изучением трансформации реакций, обусловленной психическим состоянием, отличительными чертами темперамента. Он считал, что природу реагирования нельзя постигнуть, если исчерпывающе не выявить личностные особенности его внутреннего мира.
В январе 1923 г. в Москве на I Всероссийском съезде по психоневрологии выступил с докладом, направленным против рефлексологии Г.И. Челпанова, и потребовал распространения на психологию марксистской теории вследствие того, что психика материальна, и ее постижение невозможно без осознания ее социального характера, а психология должна решать прикладные насущные задачи.
На II Всероссийском съезде психоневрологов в январе 1924 г. К.Н. Корнилов выступал бесспорным лидером новой российской психологии. В его докладе «Диалектический метод в психологии» ключевые принципы диалектического материализма истолковываются в контексте их использования в психологической науке.
К.Н. Корнилов считал, что марксистская психология – это диалектический синтез двух полярных противостоящих направлений: эмпирической и объективной психологии. Первая не учитывает человеческую личность целостно, а рассматривает частные способности, эмоции, эффекты сознания. Вторая занимается изучением взаимодействия человека с внешней средой, то есть биологические факторы, но не учитывает социальную природу поведения. Реактология совмещает два подхода, применяя закон единства и борьбы противоположностей.
Концепция реактологии К.Н. Корнилова была прямо направлена на практическое исследование человеческого поведения. Психологи стали принимать участие в становлении детской психики, а также в разрешении конфликтов и сложностей в учебе и воспитании учащихся. Благодаря распространению учения о реакциях возникли и начали разрабатываться теории характера, темперамента, способностей, психических состояний.
В 1931 г. реактология не получила поддержки на психологической дискуссии и была объявлена «остатком буржуазно-идеалистических» теорий, что заставило Корнилова отказаться от нее.
Основные публикации:
- Очерк психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1916
- Учение о реакциях человека с психологической точки зрения («реактология»). М., 1921
- Современная психология и марксизм // ПЗМ. 1923, № 1, с. 4–5
- Современная психология и марксизм. Л., 1924
- Психология и марксизм // Психология и марксизм. Сб. статей. Л., 1925
- Современное состояние психологии в СССР // ПЗМ. 1927, № 10–11
- Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма. М., 1926, 1929
- Психология. 2-е изд. М., 1941 (в соавт.).
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и медалями.