Кто есть кто
Аэлита Капитоновна Маркова
Доктор психологических наук, профессор. Отличник просвещения СССР.
Профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Действительный член (академик) Международной академии акмеологических наук.
Окончила психологическое отделение философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, аспирантуру НИИ дефектологии АПН СССР.
В 1974 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Психология усвоения языка как средства общения».
В 1962-1986 гг. работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас - ПИ РАО), сначала в лаборатории психологии младшего школьника; в 1975-1986 гг. возглавляла лабораторию психологии учебной деятельности, которая затем стала называться лабораторией психологии учителя.
Заведовала кафедрой психологии и дефектологии Всесоюзного института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров народного образования при АПН СССР.
Стояла у истоков основания кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, созданной в 1992 г. в Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Область профессиональных интересов:
- психология учения и его мотивации
- психология обучения взрослых
- закономерности возрастного развития
- психология профессионализма
В течение длительного времени участвовала в экспериментальном конструировании учебных программ, направленных на мобилизацию резервов возрастного развития, на выявление условий повышения эффективности учебной деятельности и мотивации обучающихся, разрабатывала системный психологический подход к труду педагога.
Автор психологической концепции профессионализма, которая включает: психологические критерии, уровни, этапы продвижения человека к профессионализму, виды профессиональной компетентности, задачно-личностный подход к построению профессиограммы и модели специалиста.
Основные публикации: более 170 работ, в том числе
- Формирование мотивации учения в школьном возрасте : Пособие для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.; Рига: Звайгзне, 1986. - 88 с.
- Психология труда учителя: Книга для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 190 с.
- Психология обучения подростка / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1975. - 64 с.
- Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. - М.: Педагогика, 1974. - 239 с.
- Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. - М.: Педагогика, 1983. - 65 с.
- Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.
- Соотношение профессиональных способностей к принятию и исполнению решений: Монография / И.И. Бакулин, А.К. Маркова, Г.С. Михайлов. - М.: Народное образование, 2003. - 101 с.
- Методические материалы по проведению психологического собеседования при входном контроле / А.А. Деркач, А.К. Маркова. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 27 с.
- Профессиограмма государственного служащего: Учебное пособие / А.А. Деркач, А.К. Маркова. - М.: Изд-во РАГС, 1999. - 93 с.
- Профессиограмма специалиста кадровой службы: Учебно-методическое пособие / А.А. Деркач, А.К. Маркова. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 24 с.
- Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1986. - 191 с.
Награды:
- лауреат премии Президента РФ в области образования (в составе коллектива авторов, 1999)
- медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»
- медаль «К 850-летию г. Москвы»