Кто есть кто
Олег Александрович Конопкин
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный деятель науки РФ.
Главный научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО.
Заместитель главного редактора журнала «Вопросы психологии».
Заместитель председателя специализированного совета по защите диссертаций при ПИ РАО, член диссертационных советов при Московском педагогическом государственном университете, Институте психологии РАН и факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Член Экспертного совета РГНФ.
Окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Скорость передачи человеком информации в зависимости от темпа предъявления сигналов», в 1977 г. - докторскую диссертацию на тему «Проблема осознанного регулирования сенсомоторной деятельности».
С 1957 г. работал в Институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (сейчас - Психологический институт РАО), сначала в должности лаборанта лаборатории психологии труда.
В 1970 г. возглавил исследовательскую группу, созданную на базе лаборатории психологии труда, в 1971 г. эта группа была преобразована в лабораторию изучения психологических проблем регуляции деятельности (лабораторию психологии самогуляции, которой он заведовал более 30 лет).
Был ученым секретарем, заместителем директора института.
В 1992 г. был избран академиком отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования.
Специалист в области психологии, психологии труда, инженерной психологии, педагогической психологии и саморегуляции.
Область профессиональных интересов:
- психология профессиональной подготовки и самоопределения школьников
- общие и возрастные закономерности саморегуляции произвольной активности человека
Основоположник психологии саморегуляции (наряду с Н.А. Бернштейном и Д.А. Ошаниным), автор концепции психической саморегуляции деятельности человека, которая открыла новое направление в психологии человеческой активности, основанное на раскрытии внутренней психологической структуры организации.
Впервые проведенный О.А. Конопкиным систематический структурно-функциональный анализ целостного процесса осознанного регулирования человеком своей деятельности позволил ему осуществить психологический анализ разных видов и форм произвольной деятельности, ее детерминации и оптимизации. Обосновал и построил общую модель, отражающую функциональную структуру процесса осознанного регулирования, обеспечивающего достижение максимальной эффективности деятельности относительно принятой субъектом цели. Предложенная модель позволяет в процессе осуществления унифицированного анализа процесса саморегуляции в конкретных видах деятельности выявить те или иные структурные и содержательные дефекты этого процесса и возможные пути его коррекции. Существование зависимости продуктивных аспектов деятельности от совершенства и развития системы осознанной саморегуляции нашло подтверждение практически во всех исследованиях осознанной саморегуляции, вне зависимости от того, на материале каких видов деятельности или активности они проводились. В 1990-е гг. осознанная саморегуляция была рассмотрена как системная и всеобщая форма субъектной активности, реализуемая всем арсеналом психики человека и являющаяся результатом и критерием его развития как субъекта деятельности, общения, самосознания и поведения в целом. В последних работах О.А. Конопкин наибольшее внимание уделил развитию теоретических представлений об общей способности человека к произвольной саморегуляции. Им обосновано, что уровень ее развития является критерием субъектного развития человека, детерминирует его деятельностный потенциал и определяет инициативно-творческий модус установления человеком действенных отношений с предметным и социальным миром. Выделены условия — прежде всего педагогические, — благоприятствующие или препятствующие развитию общей способности к саморегуляции и тем самым определяющие развитие ребенка как действительного субъекта своей деятельности и поведения.
О.А. Конопкин одним из первых в нашей стране ввел понятие субъекта в контекст не только теоретических, но и эмпирических психологических исследований. Принимал активное участие в методологических дискуссиях вокруг правомерности и конструктивности применения понятия субъекта в психологических исследованиях и становления субъектного подхода к исследованию психики. В частности, им было обосновано результатами как теоретических, так и эмпирических исследований, что развитие осознанной саморегуляции является критерием проявления субъектности человека. Идеи и исследования О.А. Конопкина намного опередили свое время и стали по-настоящему востребованы уже в период утверждения неклассической парадигмы по мере становления субъектного подхода к исследованию психики.
- Как победить рассеянность. М.: Знание, 1962. 32 с. (в соавт.)
- Инженерная психология и проблема надежности машиниста. М.: Транспорт, 1978. 239 с. (в соавт.)
- Психологические механизмы регуляции деятельности. 1980. 2-е изд., испр. и доп. М.: URSS; Ленанд, 2010. 316 с.
- Функциональное строение и психологические механизмы осознанной саморегуляции деятельности. 1992.
- Образ в регуляции деятельности: Тезисы докладов к междунар. науч. конф. к 90-летию со дня рождения Д.А. Ошанина (22-23 апр. 1997 г.) / Отв. ред. Конопкин О.А., Моросанова В.И. М.: РПО, 1997. 242 с.