18+
Выходит с 1995 года
26 декабря 2024

Кто есть кто

Елена Станиславовна Самойленко

Елена Станиславовна Самойленко

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Заведующая лабораторией познавательных процессов и математической психологии Института психологии РАН. Ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра «Экспериментальная психология» Института экспериментальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Руководитель развивающего центра для детей и взрослых «Летиция».

Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1986 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Операция сравнения при решении когнитивно-коммуникативных задач», в 2012 г. — докторскую диссертацию на тему «Процесс сравнения в системах познания, общения и личности».

С 1981 г. работает в Институте психологии РАН.

В 1991-1992 гг. проходила стажировку в Парижском университете Декарта (Universit? de Paris-5). В 1993-1995 годах участвовала во французско-российском проекте «Межкультурное исследование управления большими системами в сфере космоса» (“Approche interculturelle de la gestion de la fiabilit? dans les grands syst?mes: le cas des projets spatiaux et ses cons?quences sur le transfert de technologie”), реализованного при поддержке Центра управления полетами (ЦУП, Россия), Министерства науки и образования (MRE), Фонда «Дом наук о человеке» (FMSH), Национального центра научных исследований Франции (CNRS). В 1996-1999 гг. участвовала в многочисленных прикладных проектах, сотрудничая с такими промышленными предприятиями как France Telecom, Renault, PSA Peugeot-Citro?n, Matra-MarconiSpace и др. В 1996-2003 гг. являлась научным соруководителем исследовательского проекта «Усвоение математических знаний в разных культурных и исторических контекстах» (“Les processus d’acquisition des connaissances math?matiques dans des contextes culturels et historiques diff?rents”), реализованного при поддержке Университета Париж-8 (Universit? deParis-8), Фонда «Дом наук о человеке» (FMSH) и Министерства образования Франции (Minist?re del’Education Nationale). В период с 1999 по 2004 годы участвовала в психологических исследованиях в рамках проекта «Лаборатория когнитивного дизайна» (Франция, EDFR&D). Соруководитель международной исследовательской программы «Познание и общение» (“Cognition and Communication”) в рамках Фонда «Дом наук о человеке» (FMSH), Франция.

С 2003 года преподает психологию на английском языке в Международном Бакалавриате (IBDiplomaprogramme, Psychology).

Научную деятельность начала с исследований психолингвистических особенностей монолога и диалога в задачах вербализации образа. Одно из направлений исследований касается изучения общения в рамках общей психологии, в соответствии с концепцией Б.Ф. Ломова, что предполагает анализ этой категории во взаимосвязи с познавательными процессами и личностью человека.

Предложила новый комплексный подход к изучению процесса сравнения в системах познания, общения и личности. В настоящее время разрабатывает концепцию сравнения как многомерного психического процесса и проводит системные исследования сравнения во взаимодействии человека с предметным и социальным миром. Осуществила цикл эмпирических исследований, в рамках которых были разработаны принципы комплексного изучения предметно-ориентированного сравнения в рамках методической парадигмы референтного общения. Реализовала исследования процесса сравнения объектов при решении когнитивно-коммуникативных задач, в контексте которых разработан и апробирован метод анализа вербализованного сравнения объектов и построена эмпирическая классификация его приемов, а также подтверждена гипотеза о связи вербальных приемов сравнения объектов и субъективной оценки степени их сходства.Сконструировала методику поэтапного анализа вербализаций, позволяющую дифференцировать их с точки зрения логико-понятийной структуры и способа описания различия. В рамках комплексного анализа процесса предметно-ориентированного сравнения реализует методическую триангуляцию количественных и качественных методов и процедур, предполагающую сопоставление результатов анализа вербализаций с данными наблюдения за действиями участников исследования, с результатами тестирования, а также с данными психофизических оценок. В прикладных исследованиях показала эффективность применения разработанных методов анализа вербализаций для изучения восприятия и субъективной оценки объектов естественного окружения человека.

Разработала количественно-качественный подход к изучению социального (личностно-ориентированного) сравнения, в рамках которого предложила оригинальные методы и процедуры, в частности, комплексную процедуру, сочетающую методику «Незаконченное предложение» и оригинальные опросники на оценку доминирующих социальных референтов и целей личностно-ориентированного сравнения. Разработала методику определения статуса референта личностно-ориентированного сравнения в малой группе и экспериментальную процедуру исследования эмоционального отношения к личностно-ориентированному сравнению. Исследует соотношение особенностей личностно-ориентированного сравнения и индивидуально-психологических характеристик.

Основные публикации: более 130 работ, в том числе

  • Самойленко Е.С. Сравнение в решении когнитивно-коммуникативных задач // Вопросы психологии, 1987, №3. С. 128-132.
  • Самойленко Е.С. Принцип системной детерминации и современные теории социального сравнения // Системная организация и детерминация психики / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 171-201.
  • Самойленко Е.С. Проблемы сравнения в психологическом исследовании. М.: Изд-во ИП РАН, 2010. 415 с.
  • Самойленко Е.С. Эмоциональное отношение к социальному сравнению // Экспериментальная психология, 2010, №4. С. 87-103.
  • Самойленко Е.С., Мелкумян Т.А. Сравнение сходных зрительных объектов в различных контекстах их предъявления // Экспериментальная психология, 2011, №3. С. 42-58.
  • Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Познание и общение в деятельности: 25 лет практики и эксперимента // Познание в деятельности и общении / Под ред. В.Н. Барабанщикова, В.Н. Носуленко, Е.С. Самойленко. М.: Изд-во ИП РАН, 2011. С. 94-104.
  • Самойленко Е.С. К вопросу о полисистемном подходе в психологическом исследовании сравнения // Экспериментальная психология, 2011, Т. 4, №4. С. 4-16.
  • Самойленко Е.С., Корбут А.В. Взаимосвязь направленности субъектно-ориентированного сравнения и некоторых личностных характеристик // Экспериментальная психология, 2011, Т.4, №4. С. 40-50.
  • Самойленко Е.С., Мелкумян Т.А. Индивидуальные различия в процессах предметно-ориентированного сравнения // Экспериментальная психология, 2014, T. 7, № 4. С. 83-99.
  • Самойленко Е.С., Васанов А.Ю., Корбут А.В. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик человека и выраженности у него целей сравнения себя с другими людьми // Экспериментальная психология, 2012, Т. 5, №1. С.82-95.
  • Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. «Познание и общение»: системная исследовательская парадигма // Психологический журнал, 2012, Т. 33, №4. С. 5-16.
  • Самойленко Е.С., Галаничев П.А., Носуленко С.В. К проблеме межкультурных различий в когнитивных процессах // Экспериментальная психология, 2015, Т. 8, №1. C. 39–59.
  • Ананьева К.И., Носуленко В.Н. Самойленко Е.С., Харитонов А.Н. Когнитивно-коммуникативная парадигма Б.Ф. Ломова: современное состояние и перспективы // Психологический журнал, 2017, Т. 38, №6. С. 17-29.
  • Belyaeva A., Samoylenko E. An empirical classification of verbal-logical modes of communication // Studia Psychologica, 1989, Vol. 31, No. 1. P. 19-25.
  • Belyaeva A., P?ruch P., Samoylenko E. Towards a Communicative Approach in Spatial Cognition Studies // Studia psychologica, 1990, Vol. 32, No. 1. P. 31-39.
  • Belyaeva A., Samoylenko E. Monologue and Dialogue in Verbalization of an Image // Soviet Psychology, 1991, Vol. 29, No. 2. P. 21-38.
  • Samoylenko E., McAdams S., Nosulenko V. Systematic analysis of verbalizations produced in comparing musical timbres // International Journal of Psychology, 1996, Vol. 31, No. 6. P. 255-278.
  • Nosulenko V., Samoylenko E. Approche syst?mique de l’analyse des verbalisations dans le cadre de l’?tude des processus perceptifs et cognitifs // Informations sur les Sciences Sociales, 1997, Vol. 36, No. 2. P. 223-261.
  • Nosulenko V., Parizet E., Samoylenko E. La m?thode d’analyse des verbalisations libres: une application ? la caract?risation des bruits de v?hicules // Informations sur les Sciences Sociales, 1998, Vol. 37, No. 4. P. 593-611.
  • Nosulenko V., Parizet E., Samoylenko E. Diff?rences individuelles de perception de bruits de v?hicules ? moteur Diesel // Revue fran?aise de marketing, 2000, No. 179/180. P. 157-165.
  • Samoylenko E., Galkina T., Bolon J., Vergnaud G. L’enseignement des math?matiques en Russie et en France : quelques aspects historiques et ?pistemologiques // Informations sur les Sciences Sociales, 2001, Vol. 40, No. 20. P. 291-337.
  • Nosulenko V., Samoylenko E. Evaluation de la qualit? per?ue des produits et services : approche interdisciplinaire // International Journal of Design and Innovation Research, 2001, Vol. 2, No. 2. P. 35-60.
  • Lahlou S., Nosulenko V., Samoylenko E. Un cadre m?thodologique pour le design des environnements augment?s. Informations sur les Sciences Sociales, 2002, Vol 41, No. 4. P. 471-530.
  • Nosulenko V.N., Samoylenko E.S. Psychological methods for the study of Augmented Environments // S. Lahlou (Ed.) Designing User Friendly Augmented Work Environments. London: Springer Verlag, 2009. P. 213-236.
  • Nosulenko, V., Samoylenko, E. Cognition et communication : un paradigme de recherche et d’application // Social Science Information, 2011, Vol. 50, No. 3-4. P. 656-677.
  • Lahlou S., Nosulenko V., Samoylenko E. Num?riser le travail. Th?ories, m?thodes, exp?rimentations. Paris: Lavoisier, 2012, 328 p.
  • Nosulenko V., Parizet E., Samoylenko E. The emotional component in perceived quality of noises produced by car engines // Intern. J. Vehicle Noise and Vibration, 2013, 9(1/2). P. 96-108.
  • Le Bellu S., Lahlou S., Nosulenko V., Samoylenko E. Studying activity in manual work: A framework for analysis and training // Le Travail Humain, 2016, Vol. 79, No. 1. P. 7-29.

Переводчик научных монографий: Вернье Ж. Ребенок, математика и реальность. 1998; Рабардель П. Люди и технологии. 1999.

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»