Кто есть кто
Артур Валерьевич Хаустов
Кандидат педагогических наук.
Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета.
Главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития». Заместитель председателя Общественного совета при Министерстве просвещения РФ.
В 2002 году окончил факультет коррекционной педагогики и специальной психологии МГПУ.
В 2005 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом».
В МГППУ читает курсы:
- Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
- Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
- Особенности реализации ФГОС НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Занимал должности старшего научного сотрудника Городского ресурсного центра развития инклюзивного образования Института проблем инклюзивного образования МГППУ, методиста Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ.
Реализованные и реализующиеся проекты и программы:
- 2009 – 2010 гг. – руководитель проекта РГНФ «Разработка программы формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста».
- 2012 – 2014 гг. – руководитель проекта РГНФ «Программа формирования навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра».
- 2015 – 2016 гг. – куратор Красноярского края (осуществление экспертно-методического сопровождения) по реализации пилотного проекта по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра» в Красноярском крае. Проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- С 2013 г. по настоящее время разработана и реализуется программа повышения квалификации «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)» на базе МГППУ.
- В 2015 г. разработана программа повышения квалификации «Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)».
- С 2015 г. разработана и реализуется программа производственной практики «Психолого-педагогическое сопровождение и обучение детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста» (по направлению 44.04.02 (050400.68) «Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра»).
Основные публикации:
- Хаустов А.В. Проблема социального взаимодействия и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом Современные тенденции специальной педагогики и психологии. Научные труды Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2003. С. 408–410.
- Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. 2004. №4. С. 69–74.
- Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. 2004. №3. С. 18–24.
- Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков детей с аутизмом в зарубежной литературе // Дети с проблемами в развитии. 2005. №1. С. 29–30.
- Хаустов А.В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским аутизмом // Практическая психология и логопедия. 2005. №5-6 (16,17). С. 9–15.
- Хаустов А.В., Волосовец Т.В. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с детским аутизмом // Логопедия. 2005. №1(7). С. 70–74.
- Хаустов А.В. Основные направления, принципы и условия эффективного формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2005. №4. С. 34–40.
- Хаустов А.В. Организация процесса работы с ребенком в домашних условиях // Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма. Методическое пособие для родителей // Под ред. Касаткина В.Н. М., 2006. 108 с.
- Хаустов А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-методическое пособие / под ред. Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой/ М.: РУДН. 2007. 36 с.
- Хаустов А.В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими нарушениями. // Детский аутизм: исследования и практика. М.: РОО «Образование и здоровье». 2008. С. 208–235.
- Хаустов А.В. Касаткин В.Н. Опыт организации работы специализированного центра для детей с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика. М.: РОО «Образование и здоровье». 2008. С. 7–23.
- Хаустов А.В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2009. №1. С. 1–12.
- Хаустов А.В. Когнитивно-поведенческий подход к коррекции расстройств аутистического спектра (в условиях ЦПМССДиП) // Развитие региональной сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в городе Москве: 1993–2009 годы / отв. ред. Т.Н. Гусева. М.: Центр «Школьная книга». 2009. С. 316–322.
- Хаустов А.В. Организация среды для работы с аутичным ребенком в домашних условиях // Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования: Сборник научных статей. М.: Институт психолого-педагогических проблем детства РАО; Российский университет дружбы народов, 2010. С. 219–230.
- Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Учебно-методическое пособие. М.: ЦПМССДиП. 2010. 84 с.
- Хаустов А.В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2012. №1 (36). С. 1–16.
- Хаустов А.В. Образовательные условия для ребенка с аутизмом // Здоровье детей. 2013. № 12. С. 45–48.
- Хаустов А.В. Организация специализированной коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Вопросы диагностики в педиатрии. 2013. № 5 (3). С. 50–56.
- Хаустов А.В., Солдатенкова Е.Н. Сравнительный анализ уровня адаптации и дезадаптации у детей с расстройствами аутистического спектра, обучающихся по различным образовательным программам // Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-тилетию Ф.А. Сохина. Под ред. О.С. Ушаковой и В.И. Яшиной. М.: 2013. С. 245–250.
- Хаустов А.В., Хаустова И.М. Обследование игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) // Практика управления ДОУ. 2013. № 1. С. 31–40.
- Хаустов А.В., Хаустова И.М. Практические рекомендации по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра // Практика управления ДОУ. 2013. №1. С. 41–47.
- Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Хаустова И.М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. 2014. №1. С. 32–50.
- Хаустов А.В. Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов // Аутизм и нарушения развития. 2014. №3 (44). С. 22–25.
- Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Никитина Ю.В., Солдатенкова Е.Н. Ребенок с РАС идет в детский сад. Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях. Воронеж, 2014. 104 с.
- Хаустов А.В. Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2014. №4. С. 1–8.
- Хаустов А.В., Манелис Н.Г., Панцырь С.Н., Волгина Н.Н., Мамонтова Н.А. Сравнительный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях г. Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2015. №2. С. 8–16.
- Хаустов А.В. Инклюзивные технологии на дошкольном уровне основного общего образования // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 321–331.
- Хаустов А.В., Семенович М.Л., Манелис Н.Г., Козорез А.И., Морозова Е.В. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) // Аутизм и нарушения развития. 2015. № 3. С. 3–10.
- Хаустов А.В., Семенович М.Л., Манелис Н.Г., Козорез А.И., Морозова Е.В. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R). Продолжение // Аутизм и нарушения развития. 2015. № 4. С. 3–11.
- Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. № 1. С. 27–37.
- Хаустов А.В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра. 2016. № 2. С. 3–12.
- Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра. Продолжение // Аутизм и нарушения развития. 2016. №2. С. 20–28.
- Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации: результаты всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 3 (64). С. 3-11.
- Борисова Н.В., Хаустов А.В., Розенблюм С.А., Шаргородская Л.В. Особенности разработки адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 8. С. 26-33. 2
- Рубцов В.В., Алехина С.В., Хаустов А.В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 3. С. 1-14.
- Хаустов А.В. Артур Хаустов: «Для развития инклюзии необходимы три компонента: мотивация организации, командная работа и компетентность специалистов» // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2019. № 19. С. 18-19.
- Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Специфика оценки эффективности психолого-педагогических вмешательств при работе с детьми с РАС // Социальные науки и детство. 2020. Т. 1. № 1. С. 58-67.
- Хаустов А.В. О подготовке педагогических кадров для организации образования обучающихся с РАС в Российской Федерации // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17. № S2. С. 79-86.
- Хаустов А.В. и др. Логопедия. Теория и практика. М., 2017, 2018, 2020.
- Алмазова А.А., Никандрова Т.С., Тушева Е.С., Хаустов А.В. Концептуальные подходы к разработке проекта основной образовательной программы подготовки кадров в области обучения, воспитания и сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10. № 4. С. 1-23.
- Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б., Хаустов А.В., Шведовский Е.Ф. Проблемы и перспективы интеграции методов с доказанной эффективностью в практику школьного обучения детей с расстройствами аутистического спектра // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10. № 1. С. 36-60.
- Давыдова Е.Ю., Хилькевич Е.В., Хаустов А.В., Давыдов Д.В., Сорокин А.Б. Проблемы организации инклюзивной среды для работы с детьми с РАС в музеях различного профиля // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29. № 4 (114). С. 95-110.
- Дон Г.В., Ерофеева Ю.И., Салимова К.Р., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Комплексная оценка результативности технологии индивидуализации аооп дошкольного образования для детей с РАС «Скорошкольник» // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 4. С. 70-85.
- Переверзева Д.С., Мамохина У.А., Давыдова Е.Ю., Лопухина А.А., Арутюнян В.Г., Хаустов А.В. Особенности понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10. № 4. С. 137-161.
- Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю., Самарина Л.В., Ермолаева Е.Е., Антохина К.Ю., Кузембаева Е.А., Хаустов А.В., Баландина О.В., Мамохина У.А. Стандартизированные методы диагностики аутизма: опыт использования ADOS-2 и ADI-R // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 1. С. 12-24.
- Мамохина У.А., Переверзева Д.С., Тюшкевич С.А., Хаустов А.В., Давыдова Е.Ю. Проблемы и перспективы реализации доказательного подхода в рамках деятельности региональных ресурсных центров по сопровождению лиц с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 3. С. 15–25.
- Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 3. С. 6–14.
- Хилькевич Е.В., Стейнберг А.С., Хаустов А.В. Создание специальных условий при обучении студентов с РАС по специальностям творческой направленности // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 2. С. 53–61.
Награды:
- лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2006)
- победитель конкурса «Грант Москвы» в сфере образования (2008)
- грамота Департамента образования города Москвы (2010)
- грамота Министерства образования и науки РФ (2015)