18+
Выходит с 1995 года
25 ноября 2024

Кто есть кто

Юлия Давидовна Черткова

Юлия Давидовна Черткова

Москва

Кандидат психологических наук.

Доцент, заместитель заведующего по научной работе кафедры психогенетики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Член Российского психологического общества, International Society for the Study of Behavioural Development (ISSBD).

В 1994 г. окончила факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

В 2003 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Природа межиндивидуальной изменчивости когнитивных характеристик в подростковом возрасте».

С 1988 по 1993 г. работала в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, в лаборатории развития речи (лаборант-исследователь). С 1993 по 2015 г. – в Психологическом институте РАО, в лаборатории онтогенеза индивидуальных различий (лаборант-исследователь, младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник).

С 2004 г. по настоящее время работает на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, на кафедре психогенетики (ассистент, доцент).

Читает курсы:

  • «Психогенетика»
  • «Дифференциальная психология»
  • «Психология индивидуальных различий»
  • «Семейные источники индивидуальных различий»
  • «Диагностика когнитивных способностей и интеллекта»
  • «Диагностика когнитивного развития и возрастных изменений»
  • «Диагностика частных когнитивных характеристик» (практикум)
  • «Психология трансформации образа жизни»
  • «Работа психолога в образовательном учреждении»

Область научных интересов:

  • дифференциальная психология,
  • психогенетика,
  • психологические исследования когнитивной сферы,
  • близнецовые исследования.

Руководила научным грантом «Формирование индивидуальных различий в школьной успеваемости: влияние общей среды, индивидуальной среды и пренатальных гормонов» (РГНФ № 12-06-00790, 2011-2013 гг.). Исполнитель в научных грантах: «Дети нового века (социально-педагогические аспекты формирования образа мира у детей старшего дошкольного возраста)» (РГНФ №09-06-00442, 2009-2010 гг., руководитель – Н.М. Зырянова); «Молекулярно-генетическое исследование компонентов психологической адаптации» (РФФИ №11-06-00271, 2011-2013 гг., руководитель – М.С. Егорова); «Ассортативность как фактор формирования индивидуальных различий» (РФФИ №12-06-00342,2012-2014 гг.,руководитель – О.В. Паршикова).

Основные публикации:

  • Генотип. Среда. Развитие / Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д. М., 2004.
  • Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире / Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д. СПб, 2001.
  • Формирование индивидуальности близнецов в процессе обучения / Зырянова Н.М., Черткова Ю.Д., Паршикова О.В. // Мир психологии. 2023. №2. С. 240-248.
  • Связь стратегий эмоциональной регуляции с субъективным благополучием и жизнестойкостью: эффекты актора и партнера в супружеских парах / Панкратова А.А., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д. // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. 2022. Том 19, №2. С. 241-258.
  • Темная триада и базовые ценности: самооценки и взаимные оценки в парах мать-дочь / Егорова М.С., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д., Митина О.В. // Новые психологические исследования. 2022. №1. С. 108-136.
  • Удовлетворенность жизнью, черты личности и жизнестойкость в супружеских парах / Егорова М.С., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д., Митина О.В. // Вопросы психологии. 2022. №1. С. 41-56.
  • Восприятие коронавируса детьми младшего школьного возраста / Зырянова Н.М., Черткова Ю.Д. // Человек в ситуации изменений: реальный и виртуальный контекст. Материалы международной научной конференции. М., 2021. С. 214-217.
  • Сравнение восприятия младшими школьниками и их родителями ситуации, вызванной пандемией COVID-19 / Зырянова Н.М., Черткова Ю.Д. // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы VII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Новосибирск, 2021. С. 62-70.
  • Гаджеты и интернет в жизни младшего школьника / Черткова Ю.Д., Зырянова Н.М. // Будущее клинической психологии - 2021. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь, 2021. С. 124-129.
  • Как современные старшие дошкольники проводят свободное время / Зырянова Н.М., Черткова Ю.Д. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2020. № 8. С. 197-198.
  • Представления о взрослости у детей старшего дошкольного возраста / Зырянова Н.М., Черткова Ю.Д. // Будущее клинической психологии - 2019. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, к 140-летию открытия первой психологической лаборатории В. Вундт. Пермский государственный национальный исследовательский университет. 2019. С. 46-51.
  • Взаимосвязь базисных убеждений с диспозиционными чертами личности, локусом контроля и удовлетворенностью жизнью / Черткова Ю.Д., Зырянова Н.М. // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. № 1 (3). С. 775-789.
  • Взаимосвязь представлений о личностных чертах и самооценки успешности в профессиональной деятельности / Черткова Ю.Д., Паршикова О.В. // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. 2019. С. 538-541.
  • Взаимосвязь диспозиционных личностных характеристик с удовлетворенностью карьерой / Егорова М.С., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д. // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 301-306.
  • Представления детей старшего дошкольного возраста о профессиях / Зырянова Н.М., Егорова М.С., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д., Пьянкова С.Д., Панкратова А.А. // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 105-109.
  • Роль негативных личностных черт в психологической адаптации / Черткова Ю.Д., Егорова М.С. // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 3 (92). С. 115-125.
  • «Темные» черты личности в структуре личностных свойств / Егорова М.С., Паршикова О.В., Ситникова М.С., Черткова Ю.Д., Фоминых А.Я. // Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Материалы международной юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова. 2017. С. 311-315.
  • Представления детей старшего дошкольного возраста о социальных изменениях / Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д., Пьянкова С.Д. // Ананьевские чтения - 2017: Преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов. Материалы традиционной международной научной конференции. 2017. С. 197-198.
  • Взаимосвязь авторитаризма, жизнестойкости и удовлетворенности жизнью / Черткова Ю.Д. // Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Материалы международной юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова. 2017. С. 407-409.
  • Взаимосвязь авторитарности с диспозиционными чертами личности / Черткова Ю.Д., Егорова М.С., Алексеева О.С., Фоминых А.Я. // Будущее клинической психологии - 2017. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 227-236.
  • Авторитарность как компенсаторная характеристика / Черткова Ю.Д., Егорова М.С., Паршикова О.В., Ржанова И.Е. // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 56. С. 12.
  • Авторитарность и атрибуция ответственности / Черткова Ю.Д., Егорова М.С., Фоминых А.Я. // Ананьевские чтения - 2017: Преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов. Материалы традиционной международной научной конференции. 2017. С. 312-313.
  • Авторитарность в структуре личностных черт / Черткова Ю.Д., Егорова М.С., Фоминых А.Я., Алексеева О.С. // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 52. С. 11.
  • «Темные» черты личности в оценках положительных и отрицательных персонажей фильмов / Егорова М.С., Ситникова М.А., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д. // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 50. С. 12.
  • Академическая успеваемость близнецов и одиночнорожденных детей: кросс-культурное исследование / Егорова М.С., Черткова Ю.Д. // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 48. С. 12.
  • Мечты и желания современных дошкольников / Зырянова Н.М., Черткова Ю.Д. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 627-628.
  • Взаимосвязь удовлетворенности жизнью, диспозиционных черт личности и темной триады личностных свойств / Черткова Ю.Д., Алексеева О.С., Фоминых А.Я. // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 45. С. 8.
  • Взаимосвязь жизнестойкости с удовлетворенностью жизнью / Черткова Ю.Д., Алексеева О.С., Фоминых А.Я. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22. № 3 (153). С. 109-114.
  • Кросс-культурное исследование академической успеваемости школьников России и Азербайджана: сопоставление близнецов и одиночнорожденных детей / Черткова Ю.Д., Егорова М.С., Фоминых А.Я., Пьянкова С.Д., Зырянова Н.М. // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии. Материалы Пятой Международной научной конференции. 2016. С. 240-242.
  • Меняются ли показатели темной триады с возрастом? / Егорова М.С., Ситникова М.А., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д. // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 43. С. 4.
  • Состав семьи и академическая успеваемость детей: кросс-культурное исследование / Черткова Ю.Д., Егорова М.С., Зырянова Н.М., Гейдарова Л.М. // Психологические проблемы современной семьи. Сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции. 2015. С. 225-244.
  • Взаимосвязи самооценки интеллекта и показателей психометрического интеллекта у подростков / Черткова Ю.Д., Зырянова Н.М., Фоминых А.Я. // От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: в 5 томах. 2015. С. 423-425.
  • Половые различия по успеваемости в зависимости от профессионального самоопределения школьников / Черткова Ю.Д., Пьянкова С.Д. // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 38. С. 10.
  • Половые различия в математических способностях / Черткова Ю.Д., Егорова М.С. // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 31. С. 12.
  • Взаимосвязи когнитивных и личностных характеристик / Егорова М.С., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д. // Личность в межкультурном пространстве. Материалы VII Международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2012. С. 180-183.
  • Дошкольники нового века / Зырянова Н., Егорова М., Алексеева О., Козлова И., Панкратова А., Паршикова О., Пьянкова С., Черткова Ю. // Образовательная политика. 2012. № 6 (62). С. 54-69.
  • Сходство супругов по ценностным ориентациям / Паршикова О.В., Зырянова Н.М., Панкратова А.А., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д. // Личность в межкультурном пространстве. Материалы VII Международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2012. С. 68-71.
  • Особенности когнитивного развития близнецов из разнополых пар / Черткова Ю.Д., Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Пьянкова С.Д. // Личность в межкультурном пространстве. Материалы VII Международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2012. С. 266-270.
  • Влияние размера семьи и порядка рождения детей на взаимосвязь когнитивных и личностных характеристик / Зырянова Н.М., Черткова Ю.Д. // Психологические исследования. 2011. № 5 (19). С. 11.
  • Влияние фактора наличия сиблингов на когнитивное развитие близнецов / Черткова Ю.Д. // Психологические исследования. 2009. № 1 (3). С. 5.
  • Представления о различиях между старшими и младшими сиблингами / Черткова Ю.Д., Каленова Н.В. // Психологические исследования. 2009. № 4 (6). С. 2.
  • Межвозрастные связи ключевых характеристик когнитивной сферы детей дошкольного и подросткового возраста / Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д. // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1. № 2. С. 5-16.

Награды:

  • Премия Правительства Российской Федерации в области образования за цикл исследований по теме «Отечественная психогенетика как область науки и учебная дисциплина в высшей школе» (1998)

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»