18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024

Кто есть кто

Елена Викторовна Высоцкая

Елена Викторовна Высоцкая

Москва

Кандидат психологических наук.

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований. Учитель химии Лицея №1553 им. В.И. Вернадского г. Москвы.

В 1981 г. окончила химический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, в 1990 г. — аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

В 1991 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности введения школьников в содержание научных понятий при использовании предметно-ориентированных компьютерных учебных сред».

В 1981-1985 гг. работала учителем химии в школе №91 РАО.

С 1991 г. работает в НИИ ОПП АПН СССР (затем — ПИ РАО, ФНЦ ПМИ).

С 1995 г. — учитель химии Лицея №1553 г. Москвы.

В 2004-2011 гг. — научный сотрудник лаборатории педагогической психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 2008-2010 г. преподавала спецкурс «Теория П.Я.Гальперина» для студентов МГППУ.

Научные интересы связаны с проблематикой формирования научно-теоретического мышления у подростков, организации развивающего обучения естествознанию и другим школьным предметам. По этой тематике ею разработаны оригинальные методики формирования и изучения условий образования начальных естественнонаучных понятий, созданы образцовые учебные среды поддержки исследовательской деятельности детей для предметов основной общеобразовательной школы, разработаны и внедряются в практику школьного обучения подростков инновационные учебные пособия и комплекты дидактико-методических материалов.

Соавтор курсов химии и природоведения в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Автор экспериментального курса химии для 6–9 классов системы развивающего обучения.

Основные публикации:

  • Высоцкая Е.В., Лобанова А.Д., Янишевская М.А. К проблеме оценки качества функциональной грамотности чтения // Проблемы управления качеством образования: сборник избранных статей Международной научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 29 мая 2021 года. СПб: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2021. С. 66–70.
  • Деятельностный подход в образовании: коллективная монография / Высоцкая Е.В. и др. М.: Авторский клуб, 2018-2021.
  • How Do Primary Schoolchildren Use Concept Definitions in Recognition Tasks? Orientation Towards Given Knowledge in Two Different Educational Systems / Sidneva A.N., Vysotskaya E.V., Korotaeva I.V., Mozharovsky I.L., Shinelis V.A. // Psychology in Russia: State of the Art, 2020. том 13, № 2, с. 29-46
  • Orientation towards given knowledge: conceptual basis and research perspectives / A. Sidneva, E. Vysotskaya // Proceedings of the PME and Yandex Russian conference “Technology and Psychology for Mathematics Education”. Moscow: HSE Publ., 2019, pp. 210-217
  • Трансляция научных понятий в школьном обучении: от П.Я. Гальперина к В.В.Давыдову / Высоцкая Е.В., Лобанова А.Д., Рехтман И.В., Сиднева А.Н. // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения П.Я. Гальперина. М.: МГУ, 2017.
  • Природоведение, или О чем расскажут естественные науки / Е.В. Высоцкая, А.Д. Лобанова, С.Б. Хребтова, М.А. Янишевская. М.: Авторский клуб, 2019-2022.
  • Деятельностный подход к преподаванию химии и экологии в основной школе: пропедевтический курс / Т.А. Боровских, Е.В. Высоцкая, И.В. Рехтман, С.Б. Хребтова. М.: МПГУ, 2016. 210 с.
  • Лаборатория загадок. Введение в химию (первый год обучения): рабочие материалы / Высоцкая Е.В., Рехтман И.В., Хребтова С.Б. М.: Авторский клуб, 2016. 114 с.
  • Введение в химию: деятельностная пропедевтика начальных понятий учебного предмета / Высоцкая Е.В., Рехтман И.В., Хребтова С.Б. М.: Авторский клуб, 2015. 78 с.
  • Деятельностный подход к построению учебных предметов. Химия как учебный предмет / Е.В. Высоцкая, И.В. Рехтман. М.: Авторский клуб, 2015. 91 с.
  • Оценка метапредметных компетенций выпускников начальной школы / Высоцкая Е.В. и др. М.: МГППУ, 2015. 169 с.
  • Природоведение: деятельностный подход к естественно-научному образованию подростков / Высоцкая Е.В., Хребтова С.Б., Янишевская М.А. М.: Авторский клуб, 2015. 96 с.
  • Пропорции и отношения: пропедевтический курс в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова / Высоцкая Е.В., Хребтова С.Б., Янишевская М.А. М.: Авторский клуб, 2015. 56 с.
  • Химия в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: деятельностная пропедевтика начальных понятий учебного предмета / Высоцкая Е.В., Рехтман И.В., Хребтова С.Б. М.: Авторский клуб, 2015. 78 с.
  • Природоведение 5 класс. В 2-х частях / Высоцкая Е.В., Воронцов А.Б., Львовский В.А., Хребтова С.Б., Чудинова Е.В., Янишевская М.А. М.: Авторский клуб, 2013. 227 с.
  • Тесты. Химия 11 класс. Варианты и ответы централизованного (аттестационного) тестирования / Оржековский П.А. и др. М., 2002. 48 с.

Награды:

  • Почетная грамота Министерства образования РФ (1998)
  • лауреат Гранта Москвы в области образования (2002, 2004)
  • медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие системы развивающего обучения (2020)
Статьи и интервью в «Психологической газете»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»