Кто есть кто
Елена Викторовна Декина
Кандидат психологических наук, доцент.
Заведующая кафедрой молодежной политики, доцент кафедры психологии и педагогики факультета психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Доцент Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. Эксперт-практик Национального исследовательского института дополнительного образования и профессионального обучения. Эксперт интернет-проекта «Электронная научно-образовательная библиотека «Современные образовательные технологии в социальной сфере».
Член Тульского отделения Федерации психологов образования России и Всероссийского педагогического собрания. Член общественного совета при Министерстве молодежной политики Тульской области.
В 1995 г. окончила ТГПУ им. Л.Н. Толстого, в 2001 г. - аспирантуру ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
В 2008 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психолого-педагогические условия становления индивидуальности будущих педагогов-психологов».
С 1997 г. работает в ТГПУ им. Л.Н. Толстого: ассистент кафедры психологии образования, старший преподаватель, доцент кафедры практической психологии и педагогики, с 2008 г. заведует кафедрой молодёжной политики.
Область профессиональных интересов:
- возрастная и педагогическая психология
- психология личности
- психология индивидуальности
- психологические основы работы с различными категориями детей и молодежи
Читает курсы:
- Введение в профессию
- Построение успешной карьеры
- Основы профориентации и профотбора
- Профилактика девиантного поведения в волонтерской деятельности
- Психолого-педагогическое сопровождение образования
- Психологические основы работы с учащейся молодежью
- Организация досуга детей и подростков
- Специфика организации летнего отдыха и досуговой деятельности детей группы риска
- Введение в психолого-педагогическую деятельность
- Становление индивидуальности будущих педагогов-психологов
- Организация психологической помощи молодежи
- Здоровьесберегающие технологии в работе с молодежью
- Диагностика обученности и уровня достижений учащихся в рамках реализации ФГОС НОО
- Классный руководитель в начальной школе. Инновационные технологии формирования социально-личностных компетенций у школьников в условиях реализации ФГОС НОО
- Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС
- Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области методики обучения предмету «Информатика» с учетом требований ФГОС ООО
- Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области методики обучения предмету «Обществознание» с учетом требований ФГОС ООО
- Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
Проекты:
- РГНФ № 07-06-71602 а/Ц «Совершенствование подготовки психологов как фактор организации психолого-педагогического сопровождения деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях Тульской области в условиях модернизации образования России» (исполнитель)
- РГНФ № 11-16-71019 а/Ц «Психологическая компетентность учителя начальных классов как критерий эмоционального здоровья младших школьников» (исполнитель)
Организатор и член жюри регионального этапа Всероссийской студенческой олимпиады по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» (2013). Эксперт на региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики «Формула успеха», региональном этапе Всероссийского конкурса для лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века», конкурсе социально значимых проектов «ЛУЧ» (Личное УЧастие), конкурсе научно-исследовательских работ «Великие земляки Тульского края» и др.
Основные публикации: более 180 работ, в том числе
- Введение в профессию: педагог-психолог: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Е.В. Декина. - Тула: Тульское производственное полиграфическое объединение, 2022. - 142 с.
- Проблемы психологической адаптации здоровых детей в замещающих семьях, принявших на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья: монография / Декина Е.В., Самсонова Г.О. - М.: Эдитус, 2019. - 286 с.
- Организация работы специалистов психолого-социально-педагогического профиля, волонтеров с замещающей семьей, в том числе воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / Е.В. Декина, Г.О. Самсонова, К.С. Шалагинова, В.С. Егоров. - Тула: Тульский гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2019. - 113 с.
- Адресная поддержка и психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе: из опыта работы центра психолого-педагогической помощи студентам «Контакт»: монография / Е.В. Декина и др. - Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2018. - 234 с.
- Украшай каждый день добрым делом!: учебно-методическое пособие / Н. Калинина, Е.В. Декина, С.В. Пазухина. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2018. - 202 с.
- Волонтерство и наставничество как инструменты формирования индивидуальной профессиональной траектории будущих педагогов-психологов / Е.В. Декина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018.
- Инновации студенческого проектирования в контексте педагогического сопровождения / Е.В. Декина // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – №1. – С. 11-17
- Особенности психологической помощи замещающей семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями в развитии, и формирование ценности ответственного родительства: монография / Самсонова Г.О., Декина Е.В. - М.: Эдитус, 2017. - 259 с.
- Подготовка будущих педагогов к взаимодействию с замещающей семьей, воспитывающей ребенка с особыми потребностями в развитии / Е.В. Декина // Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, г. Минск, 27 октября 2016 года. – Минск: БГПУ, 2017. - С. 25-26
- Психолого-педагогические условия становления индивидуальности будущих педагогов-психологов / Е.В. Декина // Антропологические перспективы психологического образования педагога: сборник научных трудов, посвященный 65-летнему юбилею доктора психологических наук, профессора Е.И. Исаева. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2017. - С. 37-55.
- Психологическая подготовка современного педагога / Е.В. Декина // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2016. - № 4 (8). - С. 53-57
- Особенности подготовки кадров сферы государственной молодежной политики: психолого-педагогический аспект Е.В. Декина // Социальные технологии работы с молодежью: новое время - новые решения: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - М.: Перспектива, 2016. - С. 70-74
- Современные модели комплексной психолого-психотерапевтической абилитации и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии: учебное пособие / Г.О. Самсонова, Е.В. Декина, Н.Е. Осмоловская. - М.: Эдитус, 2015. - 119 с.
- Технологии добровольческой деятельности молодежи: учебно-методическое пособие / З.Н. Калинина, Е.В. Декина, С.В. Пазухина. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2015. - 187 с.
- Пути совершенствования патриотического воспитания на современном этапе: учебное пособие для студентов / Н.А. Шайденко, З.Н. Калинина, Е.В. Декина. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. - 208 с.
- Элективный модульный блок дисциплин углубленной подготовки по направлению 040700.62 «Организация работы с молодежью»: учебно-методическое пособие / сост.: З.Н. Калинина, Е.Ю. Ромашина, Е.В. Декина. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. - 142 с.
- Психологическое обеспечение деятельности классного руководителя по развитию личности и индивидуальности учащихся / Т.И. Куликова, Е.В. Декина. - Тула: Левша, 2008. - 88 с.
- Психолого-педагогическая поддержка студента-первокурсника в процессе обучения в педвузе: Дневник профессионального становления будущего психолога / Е.В. Декина. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2007. - 40 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение деятельности классного руководителя / Т.И. Куликова, Е.В. Декина. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2007. – 75 с.
- Инструктивно-методический лагерь: Дневник студента-практиканта / Е.В. Декина, Н.М. Суханова. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2007. – 60 с.
- Дневник студента-практиканта по летней педагогической практике: Психолого-педагогическое сопровождение деятельности психолога в детском оздоровительном лагере / Е.В. Декина. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2007. – 50 с.
- Введение в психолого-педагогическую деятельность / Е.В. Декина. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2005. - 119 с.
- Учебно-методическое пособие по организации практики студентов, обучающихся по специальности 031000 – Педагогика и психология / Е.В. Декина. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2004. - 78 с.
Награды:
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации работников образовательных учреждений системы образования и сотрудников общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» (2011)
- Благодарность губернатора Тульской области (2016)
- Благодарственное письмо губернатора Тульской области (2014)
- Грамоты Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования» (2010, 2014, 2016)
- Благодарность Митрополита Тульского и Ефремовского (2013)
- «Психологическая служба вуза: функционирование в современных условиях развития высшего образования (опыт ТГПУ им. Л. Н. Толстого)», коллективная монография (в номинации «Книга года по психологии», 2019 г.), номинант
- «Ресоциализация несовершеннолетних с девиантным поведением в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа», коллективная монография (в номинации «Книга года по психологии», 2019 г.), номинант
- «Социальная успешность умственно одаренных детей: психолого-педагогические технологии сопровождения и развития», социально-психологическое исследование (в номинации «Проект года в психологической науке», 2015 г.), лауреат
- Навигатор для хороших родителей, проведение цикла образовательных мероприятий и подготовка методических рекомендаций (в номинации «Психологический инструмент года», 2023 г.)
- Лариса Григорьевна Лавриченко, 09.11.2020