Кто есть кто
Сергей Юрьевич Степанов
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный работник образования Республики Карелия.
Профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета. Руководитель магистерской программы «Индивидуализация и дифференциация образования» МГПУ. Профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Действительный член Национальной академии социальных технологий.
В 1980 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1983 г. - аспирантуру факультета психологии МГУ.
В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Место личностной рефлексии в решении творческих задач», в 1999 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами».
В 1975-1980 гг. — студент и лаборант факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
В 1980-1983 гг. — аспирант и старший лаборант факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
В 1984-1992 гг. — младший научный сотрудник лаборатории психологии одаренности НИИ ОПП АПН СССР.
В 1988-1995 гг. — ученый секретарь Всесоюзной секции «Психология творчества» при Обществе психологов СССР
В 1992-2000 гг. — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
В 1993-2010 гг. - основатель и директор Института рефлексивной психологии сотворчества.
В 1995-2000 гг. организовал и возглавил лабораторию социально-психологических проблем и охраны психического здоровья ребенка при Методическом центре управления образования СВАО г. Москвы.
В 2000-2009 гг. — профессор факультета прикладной политологии ГУ «Высшая школа экономики.
С 2001 г. — организатор и заведующий кафедрой организационной и рефлексивной психологии факультета психологии ГУ «Высшая школа экономики».
В 2009-2012 гг. — первый директор АНО «Павловская гимназия».
В 2012-2016 гг. — первый директор Университетской школы МГПУ.
В 2015-2016 гг. — преподаватель МИОО, руководитель модуля «Личная эффективность руководителя» программы «Эффективный руководитель столичного образования» в системе профессиональной переподготовки директоров московских школ на базе МИОО.
В 2015-2019 гг. — старший научный сотрудник лаборатории проблем здоровьесберегающей деятельности в образовании ИСП МГПУ.
С 2016 г. — профессор департамента психологии ИППО МГПУ.
С 2018 г. — профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (по совместительству).
Область научных интересов:
- рефлексивная психология бессмертия;
- педагогика сотворчества;
- здоровьесозидающее образование;
- управленческая инноватика и организационное консультирование;
- педагогическая психология;
- тренинги и рефлексивные практики;
- цифровизация образования и искусственный интеллект.
Создатель и руководитель научной школы рефлексивной психологии и педагогики сотворчества.
В 1990 г. разработка совместно с педагогом-новатором Е.Н. Ильиным разработал новую модель повышения квалификации педагогов-словесников (успешно реализована на базе «Творческой мастерской учителя Ильина» и школ Таганского района Москвы).
В 1991-1995 гг. — научный руководитель преобразования средней школы №20 г. Удачный (Республика Саха) в культурно-образовательный центр, разработки и реализации инновационной программы «Директор — психолог» на базе управления образования Мирнинского района РС(Я).
В 1992 г. совместно с П.А. Оржековским вел научно-методологический семинар для студентов и аспирантов МПГУ по проблемам практического применения идей рефлексивной психологии и педагогики сотворчества в преподавании химии и других естественнонаучных дисциплин.
В 1993-1999 ггг. — научный руководитель Петрозаводского дворца творчества детей и юношества, при котором в 1997 году по инициативе С.Ю. Степанова создана средняя общеобразовательная школа №50 для работы с одаренными детьми.
В 1998-2006 гг. — научный руководитель Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелии.
В 2000-2001 и в 2006 гг. — заместитель председателя рабочей группы Президиума Государственного совета РФ по разработке концепции модернизации российского образования.
В 2009-2012 г. на базе Павловской гимназии реализована модель здоровьесозидающего образования, в основе которой лежит система биместровой организации учебного года, разработанная С.Ю. Степановым.
Читает курсы:
- Детская практическая психология
- История психологического и педагогического тестирования
- Психология учения и познания
- Социально-психологические основы взаимодействия участников образовательных отношений
- Психология исследовательского поведения
- Организационная психология
- Рефлексивно-сотворческие технологии проектирования образовательных событий
- Сотворческие технологии развития метакомпетентности субъектов образовательной деятельности
- Основы рефлексивной психологии и педагогики сотворчества
- Рефлексивно-креативный подход к цифровизации образования
- Основы когнитивной психологии
- Психология учения и познания
- Психология рефлексивных процессов
Основные публикации: более 220 работ, в том числе:
- Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. М.: Наука, 1990. — 222 с.
- Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.: РАГС, 1998. — 250 с.
- Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. — 179 с.
- Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека: рефлексивно-гуманистический подход. М.: ИПРАН, 2002. — 256 с.
- Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕРСЭ, 2002. — 320 с.
- Степанов С.Ю., Разбивная Г. А. Ключи педагогики сотворчества. М.: ПРИЗ, 2010. — 120 с.
- Степанов С.Ю., Разбивная Г. А. Учитель — Ученик: ценности сотворчества. — М.: ПРИЗ, 2011. — 102 с.
- Степанов С.Ю., Рябова И.В., Соболевская Т.А. и др. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации: колл. монография. — М.: МГПУ, 2017. — 292 с.
- Степанов С.Ю., Оржековский П.А. О «кольцевой детерминации» естественнонаучного образования // Образовательная политика. — 2017. — №1(75). — С. 3-16.
- Степанов С.Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования / Непрерывное образование: XXI век. — 2020. — №2(30). — С. 2-15.
- Степанов С.Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В. и др. Цифровизация образования: психолого-педагогические и валеологические проблемы: колл. монография / Под ред. С.Ю. Степанова. — М.: МГПУ, 2021. — 192 с.
- Степанов С.Ю. К построению теории и практики психологии бессмертия: рефлексивно-экзистенциальный подход // Вопросы психологии. — 2022. — №3. — С. 3-15.
- Оржековский П.А., Степанов С.Ю. и др. Цифровизация динамики развития мышления школьников в учебной деятельности: коллективная монография. / Под ред. П.А. Оржековского, С.Ю. Степанова. — М.: МПГУ, 2022. — 240 с.
Автор патента на изобретение и 8 компьютерных программ, зарегистрированных в Гос.ФАП СССР.
Награды:
- Золотая медаль Академии педагогических наук СССР;
- Медаль Министерства образования СССР;
- Благодарственное письмо Президента РФ за работу в Государственном совете РФ;
- Почетная грамота Департамента образования города Москвы;
- Высочайшая благодарность Главы Российского Императорского Дома «За примерное служение Отечеству и значительный личный вклад в сохранение и приумножение интеллектуального достояния России»;
- Рыцарь Гуманной Педагогики, Кавалер знака «Сердца и Розы»;
- Медаль «Медаль за заслуги перед Московским городским педагогическим университетом».
Автор поэтического сборника «Протуберанцы сердца» (2010).