18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024

Кто есть кто

Лариса Викторовна Лежнина

Лариса Викторовна Лежнина

Йошкар-Ола

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник сферы молодежной политики РФ.

Профессор кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета Педагогического института Марийского государственного университета. Член экспертного совета РФФИ по региональному конкурсу Марий Эл, член экспертного совета при Научно-методическом совете и Совета по непрерывному педагогическому образованию Министерства образования и науки Республики Марий Эл.

Руководитель Марийского регионального отделения Российского психологического общества.

Источник СтильФорматированиеШрифтРазмер

В 1990 г. окончила Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской.

В 2010 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования», став первым в Республике Марий Эл доктором психологических наук.

С 1989 г. работает в Марийском государственном университете, заведовала кафедрой психологии развития и образования.

Область профессиональных интересов:

  • психология образования
  • психология развития
  • психология семьи
  • кросcкультурная психология

Читает курсы:

  • Введение в профессию
  • Основы психологии семьи
  • Психология развития и возрастная психология
  • Планирование теоретического и эмпирического исследования

Основные публикации: более 170 работ, в том числе

  • К вопросу о психологическом кризисе разлуки в семьях участников СВО / Л.В. Лежнина // Социально-гуманитарные науки и практики в XXI веке: мировоззренческие и идеологические основы российской государственности, цивилизации и культуры в меняющемся мире: Материалы Девятнадцатой международной весенней научной конференции, Йошкар-Ола, 18 мая 2023 года. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2023. С. 137-138.
  • Смертельные уроки: что мы знаем о детерминантах школьных нападений / Лежнина Л.В. // Приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в образовательной среде: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2021. С. 150-155.
  • Интернет-зависимость и депрессия у студентов / Лежнина Л.В., Егошина Е.Д. // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. № 4. С. 342-349.
  • К вопросу об агрессивности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования / Лежнина Л.В. // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 133-136.
  • Психология социального опасного поведения обучающихся в образовательных учреждениях современной России: формы, причины, тенденции / Лежнина Л.В. // Человек и общество перед вызовами глобальных трансформаций. Двадцать третьи Вавиловские чтения. Материалы международной междисциплинарной научной конференции, в 2 ч.. Йошкар-Ола, 2020. С. 288-291.
  • Пассивная стратегия старения: психологическое особенности и возможности / Лежнина Л.В., Большакова Г.А. // Научное мнение. 2020. № 4. С. 67-72.
  • Диагностика социально опасного поведения обучающихся: теоретические подходы / Л.В. Лежнина // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 19 ноября 2019 года. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. С. 253-256.
  • К вопросу о мотивационной направленности обучающихся в зрелом и пожилом возрастах / Лежнина Л.В. // Профессиональная ориентация. 2018. № 2. С. 5.
  • К вопросу о психотерапевтическом потенциале компьютерных игр / Седых Р.В., Лежнина Л.В. // Россия и мир: национальная безопасность, вызовы и ответы. Двадцать первые Вавиловские чтения: материалы международной междисциплинарной научной конференции: в 2х частях. Под общей редакцией В.П. Шалаева. 2018. С. 253-255.
  • Компетенции психолога образования как специалиста по безопасному детству / Лежнина Л.В. // Воспитание и проблемы социальной безопасности детства в современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». 2017. С. 299-306.
  • Теория и практика развития толерантности средствами поликультурной образовательной платформы Марийского государственного университета / Домрачева С.А., Лежнина Л.В., Морова Н.С. Йошкар-Ола: МарГУ, 2017. 123 с.
  • Социальный интеллект современных студентов / Лежнина Л.В. // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017 (17). №2. С. 138-139.
  • Эффекты технологии профильного обучения будущих психологов образования в период адаптации к обучению в вузе / Лежнина Л.В. // Казанский педагогический журнал. 2016. №5. С. 70-76.
  • Формирование межкультурной толерантности личности средствами тренинга профилактики конфликтности / Лежнина Л.В., Домрачева С.А. // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2016. №6 (73). C. 56-65.
  • Результат современного профессионального обучения: компетентность, компетенции или готовность к деятельности Лежнина Л.В. // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2015. № 3 (47). С.30-35.
  • Методика формирования у студентов компетенции проектирования персональной образовательной среды как компоненты общепрофессиональной компетентности / Лежнина Л.В. // Педагогическое образование в России. 2015. №7. С. 127-136.
  • «Кейс-стади» как технология формирования профессиональных компетенций психологов и педагогов / Лежнина Л.В. //
  • Результат современного профессионального обучения: компетентность, компетенции или готовность к деятельности / Лежнина Л.В. // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2015. № 3 (47). С. 30-34.
  • Методика формирования у студентов компетенции проектирования персональной образовательной среды как компоненты общепрофессиональной компетентности / Слепухин А.В., Лежнина Л.В. // Педагогическое образование в России. 2015. №7. С. 127-136.
  • Технологии реализации компетентностно-ориентированного обучения в современном вузе: коллективная монография / под ред. Н.А. Бирюковой, С.Н. Федоровой. Йошкар-Ола, 2014. С. 277-303.
  • Формирование готовности учащихся к профессии психолога в профильном обучении: теория и технология / Лежнина Л.В. // Инновационные образовательные технологии: теория и практика: монография / Л.В. Лежнина и др. Saint-Louis, MO, USA: Publishing House Science & Innovation Center, 2013. С. 95-115.
  • Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие / Л.В. Лежнина. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2013. 119 с.
  • Основы возрастной психологии / Лежнина Л.В. Душанбе: РТСУ, 2012. 152 с.
  • Психология развития: кейсы / Лежнина Л.В. и др. Душанбе: РТСУ, 2011. 96 с.
  • Формирование готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности / Лежнина Л.В. и др. М.: Прометей, 2009. 240 с.
  • Становление практической психологии образования: кросс-культурный анализ / Лежнина Л.В. // Психологическая наука и образование. 2008. №1. С. 31–37.

Награды:

  • Лауреат Государственной премии Республики Марий Эл в области научной публикации естественных и гуманитарных наук имени М.Н. Янтемира (2013)
  • Почетная грамота Министерства образования России (2001)
  • Почетная грамота Государственного Собрания Республики Марий Эл (2009)
  • Почетная грамота Марийского государственного университета (2016)
  • Знак ЦК ВЛКСМ «За успехи в труде» (1989)

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»