16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Психология управления группами в экстремальных условиях

В современных условиях задачи управления при возникновении экстремальных условий возникают как по месту службы, так и в любом другом регионе, в который направляется руководитель полицейского органа вместе с личным составом.

Важно отметить, что умение управлять собой, своими психическими состояниями требует дополнительных регулярных занятий. Методика ориентирует сотрудников на разъяснение природы стресса и различных видов стрессовых состояний; объяснение наиболее рациональных способов управления своим состоянием; проведение первоначальных упражнений для приобретения исходных навыков саморегуляции; самостоятельное формирование умения саморегуляции, позволяющего применять в различных кризисных ситуациях.

Практический опыт показывает, что необходимо знакомить обучаемых с методами самоконтроля, самоуправления, саморелаксации и самомобилизации, формами и методами аутогенной тренировки, способами произвольной регуляции внимания и мыслительной деятельности. Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах психологической разгрузки.

Психической травме подвержены сотрудники, испытавшие воздействие сверхсильных психогенных факторов либо находившиеся в ситуации «критического инцидента». Многие исследователи, работающие в области психической травмы, полагают, что постстрессовые состояния — это «нормальные реакции на экстремальные ситуации». Это означает, во-первых, их временный, потенциально обратимый характер и, во-вторых, возможность укрепления защитных механизмов личности, пережившей травму, в результате активного «психологического вмешательства».

Для предотвращения негативных психологических последствий психической травматизации разрабатываются программы «управления стрессом», основанные на представлении, что неконтролируемый (неуправляемый) стресс носит деструктивный характер как для личности, так и для организации (группы).

Особое внимание уделяется методике проведения «Дебрифинга стресса критических инцидентов» как специализированного метода предупреждения посттравматических расстройств, разработанного американским психологом Дж. Митчелом в 1983 году.

В наиболее полном и структурированном виде эффективен процесс работы с последствиями коллективной психической травмы.

Психологический дебрифинг проводится с группами людей, совместно испытавших стрессовые или трагические события. Его цель — минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие синдрома посттравматических стрессовых расстройств. По своей природе дебрифинг представляет собой не терапевтический, а психолого-педагогический метод и проводится «по горячим следам» конкретного события в форме групповой дискуссии под руководством подготовленного профессионала.

Подчеркивается, что дебрифинги не заменяют собой собственно лечения, которое бывает необходимо в некоторых случаях; их цель — минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие синдрома посттравматических стрессовых расстройств. Эта цель достигается путем «вентиляции» впечатлений и эмоций; когнитивной организации опыта; уменьшения тревоги и напряженности; понимания универсального характера индивидуальных реакций, достигаемого в процессе интенсивного «обмена» чувствами; мобилизации ресурсов для социальной поддержки, усиления групповой солидарности и сплоченности; подготовки участников к правильному восприятию своего последующего состояния и использованию различных стратегий психологической помощи.

Процесс дебрифинга обычно состоит из трех основных частей: «вентиляции» чувств в группе и оценки стресса ведущими; подробного обсуждения «симптоматики» и психологической поддержки; мобилизации ресурсов, предоставления информации и планирования дальнейшей помощи. Выделяют от 5 до 7 обязательных фаз, через которые проходит группа.

К профессиональным экстремально-психологическим знаниям, умениям и навыкам обеспечения устойчивости профессиональной направленности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях следует отнести:

  • знание методов и приемов противодействия негативному информационно-психологическому воздействию и их адекватного выбора;
  • умение выявлять, распознавать признаки негативного информационно-психологического воздействия;
  • навыки мобилизации ресурсов личности для противодействия негативному информационно-психолоrическому воздействию;
  • навыки осуществления непосредственного противодействия негативному информационно-психологическому воздействию (выбор и использование психотехник противодействия в межличностной и массовой коммуникации);
  • навыки рефлексивного самопознания и саморегуляции;
  • навыки коллективного противодействия слухам и домыслам, дестабилизирующим и деморализующим морально-психологическое состояние сотрудников.

Психологическими механизмами формирования психологической устойчивости профессиональной направленности личности сотрудника ОВД являются: интериоризация, социально-психологическая идентификация и целеполагание.

Интериоризация, проявляясь первой среди психологических механизмов, способствует усвоению сотрудником социальной роли правоохранителя, переводу норм и ценностей коллективов и профессиональных групп во внутреннюю ценностно-смысловую социально-значимую структуру сознания сотрудников. В ходе интериоризации обогащается система общечеловеческих ценностей, норм, убеждений, создающая основу регуляции поведения сотрудника.

Статуэтка «Золотая психея»Виктория Владимировна Вахнина
Виктория Владимировна Вахнина
лауреат по итогам 2021 года

Психология управления руководителей органов внутренних дел Российской Федерации

Читать дальше

Механизм социально-психологической идентификации включается в процессе осуществления сотрудником осознанного выбора норм взаимодействия с социальным окружением. Благодаря действию этого механизма происходит формирование идентификаций в многоуровневом, иерархически организованном пространстве сознания сотрудника (по принципу «свой — чужой»), определяющих характер межличностного взаимодействия, а при выявлении попыток манипуляции осуществляется принятие решения на применение определенной стратегии противодействия.

Третьим механизмом формирования психологической устойчивости профессиональной направленности личности сотрудника выступает целеполагание, представляющее собой процесс выработки основных и ситуативных целей профессиональной деятельности, а также стратегий их достижения в процессе взаимодействия с коллегами и другими людьми. Действие этого механизма способствует формированию стиля межличностного взаимодействия сотрудников с криминальными элементами и является доминирующим в их поведении при выборе стратегии противодействия манипуляции.

В целях обеспечения психологической устойчивости профессиональной направленности сотрудников ОВД в экстремальных условиях могут использоваться различные формы психологического обеспечения: индивидуальное и групповое психологическое консультирование, профессиональная экстремально-психологическая подготовка, оказание психологической помощи.

Развитие у руководителей и сотрудников антиманипулятивных навыков и стратегий противодействия негативному информационно-психологическому воздействию может проводиться посредством риторических техник уточнения, перефразирования, парафраз, игнорирования, контент-анализа печатной продукции и видеосюжетов, информационного диалога, перехвата инициативы, осознания личностных качеств, психологических техник концентрации, мобилизации, саморегуляции, мнимого согласия и изменения перспективы, а также в ходе информационно-психологических игр, в процессе которых могут моделироваться социально-психологические ситуации, возникающие в межличностной и массовой коммуникации под влиянием манипуляции.

При выборе стратегии поведения в экстремальных условиях сотрудникам следует выявлять цель коммуникативного взаимодействия, степень жесткости коммуникативной позиции и модальность отношения к оппоненту.

Проявление этих параметров в общении заключается в выборе и реализации одной из четырех основных стратегий противодействия манипулятивной стратегии вскрытия и легализации намерений манипулятора, пассивного, активного противодействия, комбинированного противодействия. Реализация сотрудником выбранной стратегии поведения определяется соотношением ситуационных и личностных факторов.

Опубликован фрагмент раздела «Психология управления группами в экстремальных условиях» из учебника «Психология управления руководителей органов внутренних дел Российской Федерации» под редакцией В.В. Вахниной. Учебник представлен в Национальном психологическом конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2021 года в номинации «Книга года по психологии».

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Роль психологии управления в современном обществе: актуальные исследования
    09.01.2022
    Роль психологии управления в современном обществе: актуальные исследования
    Возрастает ценность человеческих ресурсов организации, общества. От их качества и способности управленческой элиты к умелому развитию и использованию этих ресурсов зависит решение задач по всесторонней модернизации и обретению Россией статуса мировой державы.
  • Второе дыхание творческого наследия Федора Василюка
    12.03.2024
    Второе дыхание творческого наследия Федора Василюка
    «Федор Ефимович Василюк как-то сказал, что из множества собственных ипостасей — ученый, психотерапевт, преподаватель, декан, главный редактор и т.д. — он сам выбирает ту, которая идентифицирует его как человека размышляющего и пишущего».
  • Искупление чужой вины
    27.02.2024
    Искупление чужой вины
    «В консультировании мы чаще всего встречаемся с ситуациями, когда люди пытаются искупать вину родителей или вообще семейную вину. В крайних случаях это может принимать вид искупления вины рода или еще более крупного сообщества...»
  • О работе с местью в психологическом консультировании
    30.01.2024
    О работе с местью в психологическом консультировании
    «Стоит отметить, что месть является единственным преимущественно поведенческим видом разрешения обиды. Прощение и расчеловечивание могут не выражаться вовне, а происходить исключительно во внутреннем пространстве психики человека».
  • «Рожденные цифровыми» готовятся к будущему: зона риска или ближайшего развития?
    29.03.2023
    «Рожденные цифровыми» готовятся к будущему: зона риска или ближайшего развития?
    На фоне очевидных широких возможностей для развития, обучения, общения, самореализации, которые предоставляют цифровые технологии, все чаще в фокусе внимания оказываются негативные эффекты в настоящем, попытка прогнозировать долгосрочные последствия в будущем.
  • Педагогика как область творчества
    27.02.2023
    Педагогика как область творчества
    «Творческая нереализованность опасна, как уже было сказано, не только для самого педагога “не по призванию” (“выгорание”, отсутствие чувства осмысленности жизни со всеми отрицательными последствиями). Она может отозваться и на детях, на отношении к ним…»
  • Закон тяготения к противоположному
    24.01.2023
    Закон тяготения к противоположному
    «... первоначально, рассматривая вопрос о “законе психологического тяготения к противоположному” в логике проблематики развития, Выготский далее конкретизирует своеобразие его проявлений в разрешении внутриличностных конфликтов».
  • Надежность в структуре профессиональных и личностных качеств специалиста МЧС России
    27.12.2022
    Надежность в структуре профессиональных и личностных качеств специалиста МЧС России
    Профессионализм специалиста МЧС России проявляется, в том числе, в понимании и применении функционального и психологического состояния своего организма, которое дает возможности профессионально и адекватно проходить сложные ситуации в экстремальных условиях.

  • Ирония и юмор в балинтовской группе
    08.07.2022
    Ирония и юмор в балинтовской группе
    Важным эффектом, которого необходимо избегать балинтовской группе в процессе своей супервизионной работы, является феномен внутригрупповой иронии, нередко наблюдаемый в различных формах групповой терапии или супервизии…
  • Семейные факторы возникновения буллинга
    15.03.2022
    Семейные факторы возникновения буллинга
    Родительская включенность и поддержка, теплота и эмоционально насыщенные отношения с ребенком, равно как и хорошо простроенная внутрисемейная коммуникация являются значимыми факторами защиты детей и подростков от виктимизации.
  • Категория смысла в отечественной психологии
    14.03.2022
    Категория смысла в отечественной психологии
    ...большое внимание уделяется проблемам личностных смыслов, смысловых образований, смысловой сферы личности, мотивационно-смысловым и потребностно-смысловым аспектам целостной психики, смысловым вопросам в области психосемантики и субъективной семантики
  • Куда уходит детство...
    12.03.2022
    Куда уходит детство...
    Детские травмы, холодность родителей, длительная разлука с ними, жестокость учителей, трудности коммуникации в детской среде и отсутствие поддержки со стороны взрослых — все это влияет на будущее человека, закладывая в характер кирпичики страха перед жизнью.
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»