Профессор кафедры социальной психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, научный руководитель научно-образовательной лаборатории «Социальная психология внешнего облика» АПП ЮФУ, в рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2014-2018, 2019-2023) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2023), доктор психологических наук, профессор Вера Александровна Лабунская выступила с докладом «Проблемы общения сквозь призму психологии внешнего облика» на Международной научно-практической конференции «Общение в эпоху конвергенции технологий», посвященной 90-летию со дня рождения Юлии Борисовны Некрасовой.
В моем докладе акцент будет сделан на рассмотрении психологических проблем общения, порожденных тем, что внешний облик как целостный, культурно-природный конструкт включен в различные контексты общения и в целом в бытие человека.
Общение, бытие человека все больше визуализируется, появляются те вызовы современному человеку, которые ранее либо отсутствовали, либо не рефлексировались.
Одним из таких вызов является визуализированное онлайн-общение, приводящее к тому, что мы постоянно видим себя. Практически никогда до настоящего времени мы не видели так много себя, говорящего, молчащего, возмущающегося, ликующего. Мы лишь ощущали это внутри или видели это в зеркале взгляда другого. Все то, что раньше могло быть транслировано внешним обликом человека или скрыто с его помощью, приобретает другую значимость, ценность, смысл, требует развития определенных компетенций.
Вывод о взаимосвязи общения и внешнего облика, который имеет биосоциокультурную природу, не оспаривается большинством исследователей.
В общении представлен внешний облик как интегральный феномен, как целостное явление, как конфигурация анатомо-физиологической организации человека, экспрессии, оформления внешнего облика (Лабунская, 2010; Панферов, 2009). В соответствии с многокомпонентной структурой внешнего облика осуществляются его исследования, делается акцент на определенном соотношении культурного и природного во внешнем облике.
Поскольку внешний облик помещен в пространство общения, в определенную ситуацию взаимодействия, предполагающую наличие Другого, то это актуализирует субъектно-объектно-субъектный статус как внешнего облика, так и общения, придает когнитивно-эмоциональным процессам, разворачивающимся в общении, субъектно-ситуативное свойство.
Исходя из положений о целостности внешнего облика человека, учитывая субъектно-объектно-субъектный статус внешнего облика, вариативность интерпретаций взаимосвязей между внешним и внутренним, субъектно-ситуативном характере интерпретации внешнего облика и связанных с ним переживаний, нами был сформулирован ряд вопросов.
- Какие проблемы входят в круг проблем, порожденных отношением, самоотношением к внешнему облику, включенному в процесс общения?
- Как в бытийном пространстве, в процессе общения, в процессе практической жизни могут проявлять себя эти проблемы?
- Какие факторы обуславливают актуализацию проблем, связанных с интерпретацией, оценкой, в целом с отношением к внешнему облику в процессе общения?
- Как люди адаптируются к возрастным изменениям своего внешнего облика, к отличиям своего внешнего облика от эталонных образцов, к отличиям своего внешнего облика от внешнего облика многих других людей.
Трудные задачи общения:
- проблема принятия разнообразия внешнего облика входит в глобальную проблему принятия разнообразия бытия человека и в этом статусе становится фундаментальной проблемой для личности и общения;
- преодолевать негативное восприятие внешнего облика Другими и негативное самовосприятие;
- отвечать на вопрос: «Почему я доволен / не доволен своим внешним обликом? Почему одни люди не обеспокоены, а другие люди обеспокоены своим и чужим внешним обликом?»;
- центрация на внешнем облике в общении задает динамику переходов от легкой озабоченности внешним обликом к выраженной озабоченности, а затем к дистрессу, нарушающему связи в социальной и профессиональной жизни, к формированию широкого круга психологических проблем общения. А также приводит к проявлению повышенного внимания к отдельным компонентам и характеристикам внешнего облика, способствуя тем самым формированию, актуализации проблем общения, порожденных внешним обликом.
Общечеловеческие проблемы, порожденные включенностью внешнего облика в разнообразные контексты общения:
- проблема привилегий человека, наделенного привлекательным внешним обликом;
- проблема дифференциации людей на внешне привлекательных и непривлекательных;
- проблема позитивного / негативного влияния привлекательного / непривлекательного внешнего облика на благополучие человека;
- проблема предубежденного (дискриминационного) отношения к человеку, имеющему как привлекательный, так и непривлекательный внешний облик.
Ожидаемые личностные проблемы в сфере общения:
- проблема «диспозиционной сосредоточенности на своем и чужом внешнем облике»;
- проблема позитивности / негативности оценки и самооценки внешнего облика;
- проблема соотношения удовлетворенности и обеспокоенности внешним обликом;
- проблема ценности и меры значимости внешнего облика в пространстве общения человека;
- проблема переживаний, порожденных как позитивными, так и негативными оценками внешнего облика.
Личностные проблемы, переживаемые как страх, тревога, обеспокоенность, озабоченность, заявляют о себе в ситуациях столкновения социо-культурных представлений, ожиданий. Они актуализируются в результате сильнейшего социо-культурного давления, направленного на внешний облик человека.
Какие существуют эмпирические показатели проблем общения:
- человеку свойственно проявлять интолерантность к оценкам внешнего облика,
- демонстрировать повышенную озабоченность тем, как он выглядит,
- испытывать навязчивый страх, обостряющийся в различных публичных ситуациях,
- приписывать внешнему облику ответственность за все то, что происходит в его жизни;
- переживание эмоционально-когнитивного диссонанса, «культурного шока», порожденных столкновением в общении различных представлений о внешнем облике;
- стремление к определению границ непосредственных оценок внешнего облика в общении;
- указание на необходимость некой нормы как в конструировании внешнего облика, так и в его интерпретации;
- центрация на своем и чужом внешнем облике;
- выделение отдельных компонентов и элементов внешнего облика, которым приписывается статус «инвестора»,
- формирование амбивалетных представлений о своем внешнем облике;
- разделение внешнего облика на «внешний облик для меня» и «внешний облик для Других»;
- привлечение внимания Других к своему внешнему облику и навязывание им своего представления, своего взгляда на свой внешний облик;
- заблуждение относительно того, что внешний облик человека и его субъективное благополучие образуют устойчивую взаимосвязь, что оценки, самооценки внешнего облика напрямую детерминируют уровень субъективного благополучия.
Какие последствия для личности, включенной в общение?
- завышенная / заниженная самооценка внешнего облика;
- обеспокоенность внешним обликом в различных ситуациях общения;
- чувство неловкости, связанное с внешним обликом, представленном Другому;
- негативные переживания, вызванные негативными оценками внешнего облика партнерами по общению;
- формирование лукофобии (страха оценки внешнего облика Другими).
В заключение хотела бы подчеркнуть, что наш подход к объяснению проблем общения личности учитывает не только визуализацию бытия, но то, в какой мере связываются человеком успехи, карьерный рост, удовлетворенность личной жизнью с особенностями внешнего облика, с его ценностью и функциональной значимостью.
В качестве перспектив изучения проблем общения в контексте психологии внешнего облика я вижу, прежде всего:
- определение вариативных наборов показателей эффективности практико-ориентированных программ;
- определение некоторой «нормы» снижении зависимости от лукизма, бьютизма и лукофобии;
- установления границ коррекции проблем общения, порожденных восприятием и интерпретацией внешнего облика.
Спасибо, дорогая Вера Александровна! Это не статья, а целый меморандум о возможных (и актуальных) направлениях исследования. Не "на подумать", а на "поразмышлять".
, чтобы комментировать