18+
Выходит с 1995 года
20 декабря 2024
Повышение эффективности речевого общения посредством обучения анализу кинофильмов

В начале XX века кино рассматривалось как довольно примитивная форма рассказывания истории средствами изображения. Однако вскоре представители лингвистических и филологических направлений научного знания обратили внимание на кино как на новый тип коммуникации. Если принять то, что восприятие кинопроизведения — процесс двухуровневый, в структуру которого входит непосредственное восприятие зрителя и воображающее восприятие авторов, можно сказать, что кино коммуникативно по своей природе и обладает коммуникативным потенциалом.

Анализ кино как динамической системы зрительных и слуховых образов и их восприятия в психологии выступает одним из активно разрабатываемых направлений (Жинкин, 1971; Петренко с соавт., 1982, 1988, 2005; Bordwell, Carroll, 1996; Anderson, 1996 и др.). «Восприятие, — писал Н.И. Жинкин, — это неповторимый конкретный процесс, зависящий всякий раз от воспринимаемого предмета и ситуации. Вариантов восприятия столько, сколько жизненных встреч в человеческой деятельности. Очевидно, что особая специфическая группа возникает в том случае, когда объектом восприятия становится произведение искусства… И, хотя восприятие не единствен ный компонент искусства, искусство во всех его видах начинается с восприятия» (Жинкин, 1971, С. 214‒215). Также Н.И. Жинкин подчёркивает, что «…произведение искусства управляет психикой зрителя-слушателя» (там же, С. 216).

Кинокартина является сложной информационной знаковой системой. В целом это коммуникативная система, где в сообщении можно выделить элементы и способы их соединения. В кинокартине элементами являются отдельные изображения. Решая вопрос о природе киновысказывания, в содержании которого заключено особое обозначение, Н.И. Жинкин замечает: специфика фильма в том, что в нём «говорят» изображениями или при помощи изображений, поэтому, рассматривая те или другие компоненты кинофильма, следует искать соответствующие им моменты в структуре восприятия (там же. С. 230‒231). Можно считать, что все последующие отечественные исследования в области психологии кино продолжали начинания Н.И. Жинкина.

В зарубежной психологии были реализован исследовательский проект, посвящённы пониманию кино (Understanding cinema). Пэр Перссон (Per Persson), автор проекта, пишет: «Зрители воспринимают, думают, расширяют знания, интерпретируют, чувствуют и делают выводы по поводу фильма. Используя методы психологии и антропологии, мы объясняем, как кинематографические приёмы влияют на зрителей» (Persson, 2003, P. 4). Каждый из используемых приёмов кино рассматривается как определённое поведение, имеющее антропологические аналоги. Например, приближение лица персонажа к лицу зрителя (крупный план) является синонимом сближения в пространстве и вызывает у зрителя чувства, схожие с теми, которые он испытывал бы в похожей ситуации в жизни.

Нами, с опорой на описанные идеи, ранее была разработана технология обучения анализу фильмов с целью развития саногенного мышления (Данина, Кисельникова, 2012). Данная технология была верифицирована в ходе работы групп семейной логопсихотерапии (система восстановления нарушенного речевого общения Ю.Б. НекрасовойН.Л. Карповой), а киноматериалом для её разработки и верификации выступили научно-популярные фильмы о работе этих групп — «Человек может всё» и «Человек может всё — 2». В результате этого исследования оформилась методология анализа киноматериала на предмет содержащихся в нём паттернов психотерапевтического общения, которые оказывают развивающий эффект на саногенное мышление зрителей и обучающихся. Согласно данному подходу, кино представляет собой вариант организованного текста (кинотекста), в котором коммуникативные компоненты представлены в особых художественных образах, составляющих киноязык. Вычленение из кинотекста необходимых для решения практических задач паттернов, обучение их обнаружению в кинотексте, а затем — в ситуациях реальной жизни позволяют легче усвоить данные паттерны и применять их для решения личных и профессиональных проблем.

Помимо использования указанной технологии в практике социореабилитации, актуальным, на наш взгляд, является её применение в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Одна из задач такого сопровождения — повышение эффективности общения педагогов и учеников — может быть реализована посредством обучения анализу кинофильмов на предмет содержащихся в них паттернов эффективного общения. Модификация технологии в целях решения этой задачи выступает предметом нашей работы в настоящее время.

Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме эффективности общения показал, что не существует универсальной модели, которая описывала бы условия, критерии и содержание эффективного общения. Сам термин «эффективное общение» по-разному понимается в разных концепциях и связан, в первую очередь, с представлениями об общении как таковом. Наиболее чёткое определение эффективного общения дал И.А. Стернин. Согласно его подходу, это такое общение, которое ведёт к достижению предметной или информационной цели и сохраняет равновесие отношений между коммуникантами (Стернин, 1989). Таким образом, И.А. Стернин выделяет три цели общения:

  1. информационная — донести свою информацию до собеседника и получить подтверждение, что она получена;
  2. предметная — что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника;
  3. коммуникативная — сформировать определённые отношения с собеседником.

Эти три цели совпадают по смыслу со структурой общения, выделенной Г.М. Андреевой (2001). Таким образом, эффективность общения выступает мерой достижения участниками общения общих целей в зависимости от выбранной ими формы, типа и содержания общения путём реализации его функций.

Анализируя существующие на сегодня классификации функций общения, мы сгруппировали их по трём компонентам структуры общения (Психология, 1990):

  1. Коммуникация: информационная функция.
  2. Интеракция: контактная, побудительная, координационная функции, установление отношений, оказание влияния.
  3. Социальная перцепция: достижение взаимопонимания; эмотивная функция.

С опорой на методологию предыдущих исследований нами был выделен перечень паттернов эффективного общения, соответствующих каждой группе функций коммуникационного и интерактивного компонентов.

  1. Контактная и установление отношений: следование (присоединение к опыту, отражение текущего состояния клиента на всех уровнях — когниции, чувства, экспрессия и т. д.); «чтение мыслей» (указание на то, что один человек знает, что происходит с другим, не указывая на источник этой информации).
  2. Побудительная и оказание влияния: директивное внушение (прямое внушение, многократное повторение мысли в директивной форме и т. д.); рефрейминг поведения и восприятия (помещение значимого содержания в иной контекст, выбор альтернативных путей удовлетворения потребностей); вербальные паттерны, способствующие процессу роста (пресуппозиции, связки, встроенные команды, специфическое использование обобщения); переход от текущего состояния к желаемому с помощью связок: простые связки, каузативные, причинно-следственные (вы … и …; если вы …, то …; когда вы …, то …); номинализация (фиксация в статичной форме динамичного явления); опущение (пропуск значимого содержания); генеративные обобщения (пример: всё, все, всегда и т. п.); вовлечение клиента в поведение и др.
  3. Координационная функция: сдвиг референтного индекса (изменение «субъекта действия: замена действующего лица, смена рассказчика, автора ситуации); идентификация возможностей — будущих ресурсов (нахождение возможных источников возможности изменения себя); идентификация проблемы (указание на проблему, обнаружение её структуры — лиц, чувств, мыслей, поведения в проблемной ситуации); усиление авторитета; сдвиг временных предикатов (переход от одного времени события или процесса к другому).

Следующим шагом данной работы станет реализация программы обучения психологическому анализу специально подобранных кинофильмов, содержащих перечисленные паттерны, и оценка сдвигов в эффективности общения участников, прошедших такое обучение. Такая программа обучения состоит из ряда последовательных этапов.

1-й этап — ознакомительный.

Цель: изменение привычного опыта просмотра кинофильмов как развлекательных, интеллектуальных и др., открытие возможности относиться к фильму как к элементу психологической работы.

Содержание: просмотр специально подобранных фильмов с последующим письменным отзывом.

Эффекты: эмоциональное «заражение»; объективация существующей проблемы на уровне самосознания; осмысление собственных возможностей, связанных с её решением; возникновение специфической мотивации к работе над собой; обнаружение доверия к предлагаемой методике; моделирование поведения пациентов (клиентов)  в дальнейшем процессе работы; самораскрытие в отзыве о фильме; появление нового смыслового пространства для общения с психологом (педагогом); косвенная коммуникация с героями фильма.

2-й этап — обучающий.

Цель: обучение распознаванию паттернов эффективного общения на материале предложенных кинофильмов.

Содержание:

  1. Представление подробного перечня паттернов эффективного общения, описание их критериев с приведением соответствующих примеров.
  2. Отработка умения находить как можно больше примеров для каждого паттерна. Руководитель процесса корректирует и подтверждает групповые решения до тех пор, пока всеми участниками не усваивается схема работы того или иного паттерна.
  3. Просмотр короткометражных фильмов или мультфильмов, содержащих не более 5 паттернов, во время которого каждым участником группы ведётся индивидуальный протокол анализа фильма по авторской методике (М.М. Данина, Н.В. Кисельникова). Последующее групповое обсуждение позволяет дополнить индивидуальные протоколы.

Эффекты: децентрация, переключение внимания с узколичностных проблем, обучение схемам психотерапевтического анализа любых жизненных ситуаций, создание предпосылок к аутотерапии.

3-й этап — обобщающий.

Цель: перенос усвоенных схем анализа и распознавания паттернов эффективного общения на события собственной жизни.

Содержание: перенос усвоенных знаний и навыков на собственную жизнь участников группы, что провоцирует множество инсайтов, открытий и решений проблем уже отработанными на предыдущем этапе способами.

Эффекты: формирование аутотерапевтической системы, которая может быть воспроизведена в приложении к любым ситуациям.

4-й этап — заключительный.

Цель: Данный этап может быть проведен как итоговое занятие по просмотру нового специально подобранного фильма с его последующим анализом и обсуждением.

Содержание: просмотр специально подобранного фильма, его анализ и обсуждение.

Эффекты: аккумуляция и закрепление участниками усвоенных знаний и навыков, пролонгация развивающего эффекта.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
  2. Данина М.М., Кисельникова Н.В. Технология обучения психологическому анализу научно-популярных кинофильмов как средство развития саногенного мышления // Вопросы психологии. № 2, 2012. С. 78‒88.
  3. Жинкин Н.И. Механизмы заикания // Вопросы психологии речи, Т. 81. – Харьков, 1959. – С. 173‒179.
  4. Жинкин Н.И. Психология киновосприятия // Кинематограф сегодня. Вып 2. – М.: Искусство, 1971. – С. 220‒235.
  5. Психология. Словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  6. Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativfunktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989, P. 279‒282.
  7. Persson P. Understanding Cinema: A Psychological Theory of Moving. Cambridge University Press, Jul 28, 2003. – Performing Arts. – 281 p.

Источник: Кисельникова Н.В., Данина М.М. Повышение эффективности речевого общения посредством обучения анализу кинофильмов // Выдающиеся учёные Психологического института: Н.И. Жинкин, Ю.Б. Некрасова, Н.С. Лейтес / Ред.-сост. и автор предисловия Н.Л. Карпова. – М.: ПИ РАО, РШБА, 2021. С. 284–288

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»