Как отмечают исследователи, особой спецификой по характеру и форме протекания, а также по тяжести последствий обладают конфликты в образовательных организациях [7; 11]. Сложность таких конфликтов обусловлена многообразием разновекторных факторов, к числу которых относится возраст всех субъектов образовательного процесса, стили их межличностного и межгруппового взаимодействия и др. факторы. По этому поводу можно привести большое количество исследований [8; 13; 15; 16; 19; 20; 26], в том числе и классиков психолого-педагогической мысли [10; 17; 25]. В понимании природы конфликта мы придерживаемся позиции Л. Козера о том, что не может существовать группа, в которой действуют только силы «гармонии и притяжения». Конфликты в образовательных организациях неизбежны и являются одним из видов социального взаимодействия [12]. Аналогичную позицию мы встречаем и у А.С. Белкина [9]. Как показывают наши предшествующие исследования [5; 6; 16], особой спецификой обладают конфликты в многонациональных образовательных организациях, отдельная тема — конфликты в интернет-среде [20].
Один из инновационных инструментов, внедряемых в образовательных организациях для профилактики и комплексного психологического и правового сопровождения конфликтов, — медиативные технологии [1].
Медиация — это способ разрешения споров путем нахождения его сторонами взаимоприемлемого решения с привлечением независимого и беспристрастного лица — медиатора, который не наделен правом принятия решения по спору, а содействует сторонам спора в поиске и выработке взаимоудовлетворяющего решения, отражающего их собственные интересы и потребности [2].
Медиация опирается на ряд нормативно-правовых актов. Среди них как международные нормы (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция «О правах ребенка»; Директива 2008/52 ЕС Европейского Парламента и Совета «Относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах» и др.), так и Законодательство Российской Федерации.
В методических рекомендациях по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) [3; 4] в воспитательную деятельность образовательных организаций используются следующие термины: «восстановительные технологии», «медиация» (при этом медиация рассматривается как часть восстановительных технологий), «школьные службы примирения / службы школьной медиации», «школьные службы медиации / примирения».
Организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, предусмотрена Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Внедрение восстановительных технологий и принципов медиации в образовательное пространство предусмотрено Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
В Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года говорится о применении «технологий восстановительного подхода», а также об обеспечении «организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях».
В письме Минобрнауки России от 18.12.2015 [4] содержатся методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях, а также методические рекомендации по созданию и развитию школьных служб примирения.
В методических рекомендациях, направленных письмом Минобрнауки России от 18.12.2015 [4], отмечено: «служба школьной медиации не имеет строго регламентированной структуры и может формироваться в соответствии с теми потребностями и возможностями, какие присутствуют в той или иной образовательной организации» (курсив авт.).
Таким образом, сегодня в образовательных организациях мы имеем многообразие служб, пользующихся своими понятиями, терминами, что иногда затрудняет понимание этого феномена возможными потребителями. Неопределенность на понятийном уровне вызвана, в том числе, различными подходами к организации медиативных технологий в образовательных организациях, наличием многообразия форм и видов реализации данного инструмента.
В условиях отсутствия единого подхода к определению данного явления представляется актуальным использование термина «медиативные технологии», позволяющего учесть многообразие форм и видов указанной деятельности.
Под медиативными технологиями мы понимаем инструменты классической медиации и восстановительной медиации (восстановительных технологий), используемые как по отдельности, так и совместно для управления конфликтами. В образовательных организациях медиативные технологии наиболее распространены в форме службы школьной медиации и школьной службы примирения.
При этом служба школьной медиации зачастую понимается как инструмент классической медиации. Тогда как школьная служба примирения преимущественно использует восстановительные технологии.
В ходе исследования был проведен сравнительный анализ деятельности служб школьной медиации и служб школьного примирения. За основу взяты две методические рекомендации: Методические рекомендации по внедрению школьных служб примирения (восстановительных технологий) в воспитательную деятельность образовательных организаций [4] и Методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях [3]. Сравнительный анализ представлен в таблице 1.
На наш взгляд, основные различия, существенные для образовательных организаций, заключаются в роли и квалификации посредника (медиатора). Специалист школьной службы примирения обучен работать с отказами, неготовностью людей принимать на себя ответственность, отсутствием запроса на его работу (особенно с семьями и детьми в «трудной жизненной ситуации»). Также в модели школьной службы медиации не выделяется воспитательный результат, который важен в восстановительной модели (особенно в работе с несовершеннолетними) [18] и нормализация отношений (что актуально для школьных коллективов) [21; 22].
Проведенный сравнительный анализ позволяет говорить о том, что для образовательных организаций наиболее оправдано внедрение школьных служб примирения. Данная технология в большей степени позволяет минимизировать негативные последствия конфликтов в образовательных организациях.
Литература
- Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р (ред. от 01.09.2018) «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов».
- Письмо Министерство образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации». URL: http://docs.cntd.ru/document/499064067
- Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. № 07-4317. «О направлении методических рекомендаций» URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-18.12.2015-N-07-4317/
- Abdullayeva S.H., Patrakov E.V. Psychological aspects of migration and organization of learning in a multicultural educational environment № 65. С. 104-111. SIBERIAN JOURNAL OF PSYCHOLOGY. DOI: 10.17223/17267080/65/8
- Абдуллаева С.Г., Патраков Э.В., Гордеева Е.Е. О ценностях гуманных межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 128-131.
- Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М, 2009.
- Атаянц Н.Г. Психология конфликтов в средней школе: Монография. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002. - 124 с.
- Белкин А.С., Жаворонкова В.Д., Зимина И.С. Педагогическая конфликтология: учебное пособие. Екатеринбург: ГЛАГОЛЪ, 1995. 96 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК» 2001. 352 с.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб: Питер, 2008. URL: http://www.law.vsu.ru/structure/criminalistics/books/grishina_psy_conf. pdf
- Козер Л.А. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. книги, 2000. 205 с.
- Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Педагогическая конфликтология: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2013. 229 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/1307/1/978-5-8050-0524-5.pdf
- Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 256 с. URL: http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/08/Konovalov.indd_.pdf
- Косолапов Н.А. Конфликты постсоветского пространства: проблемы дефиниции и типологии // Мировая экономика и международные отношения. 1995. №2.
- Крестьянова Л.С., Патраков Э.В., Абдуллаева С.Г.К., Шапошникова Ю.С. Этносоциальные отношения в общеобразовательном учреждении: специфика и инструменты воздействия (на примере города Екатеринбурга) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 4 (28). С. 99-110.
- Макаренко А.С. Выступления по вопросам семейного воспитания // Макаренко А.С. Сочинения. М, 1960. Т. 4. 490 с.
- Мурашёва С.В. Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов у несовершеннолетних // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 236–240. URL: http://e-koncept.ru/2013/53049.htm
- Несытых О.А., Патраков Э.В. Управление социально-психологическими рисками устойчивости семьи // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2016. № 5. С. 5-7.
Источник: Патраков Э.В., Крестьянова Л.С., Ершова А.В. Социальная медиация в образовательных организациях: союз психологии, педагогики и права // Вопросы педагогики. 2019. № 11-2. С. 201–207.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать