18+
Выходит с 1995 года
22 ноября 2024
К вопросу оценки качества школьного образования в условиях пандемии

Коронавирус как лакмусовая бумажка вскрыл проблемы современного образования, которые показала нам пандемия. Это и опыт успешных школ, эффективных профессиональных педагогов, и опыт продуктивных родителей, так как семья как микросоциум тоже претерпела значительные изменения и своеобразную «проверку на прочность» в условиях самоизоляции, о чём уже начали писать как ученые, так и практикующие психологи [2]. Почему некоторые школы отреагировали на новые условия самоизоляции эффективно, а некоторые так неэффективно? По мнению многих исследователей, предсказать, как школы ответят на кризис COVID-19, возможно исходя из двух факторов: опыта использования технологий, функциональности и гибкости их школьной культуры (рис. 1). Школы, которые преуспевают (верхний правый сектор), как правило, имеют опыт работы с технологиями и имеют гибкую, ориентированную на команду культуру. Для школ, не входящих в верхний правый квадрант, гораздо легче стать лучше в области технологий, чем решить проблему культуры. Как отмечает Б. Гирберг (2020), изучение нового способа обучения в школе, по сути, невозможно, если команды ещё не знают, как эффективно работать вместе. Зная, что дистанционное обучение, скорее всего, будет продолжаться в следующем году (либо полный рабочий день, либо часть недели), чему мы можем научиться в школах, которые преуспевают в дистанционном обучении?

Вот несколько направлений, благодаря которым школы могут стать более эффективными: баланс дистанционного и очного обучения, коучинг и наблюдение с целью улучшения дистанционного обучения, активное обучение, не заставлять учителей заново изобретать технологии, удалённые отношения — новая реальность. Остановимся на первых двух направлениях. Подробно с ними можно ознакомиться в нашей статье «Какие школы в сентябре смогут обучать эффективно?» [2].

Баланс дистанционного и очного обучения

С одной стороны, практически все семьи хотят очного обучения, которое будет способствовать повышению знаний, по мнению родителей, распорядку дня детей и давать им «личное» взаимодействие со своими учителями. С другой стороны, семьям нужна гибкость, устойчивость, чёткость и слаженность учебы из дома, чтобы родители не выступали постоянными учителями и воспитателями своих детей. Наиболее успешные школы Европы, например, используют комбинацию двух подходов: 30–120 минут ежедневного очного обучения и 90–180 минут гибкого расписания в виде самостоятельной работы, записанных уроков, которые можно посмотреть в удобное время, программное обеспечение для онлайн-обучения, то есть модель смешанного обучения. Школы Санкт-Петербурга, Москвы в большинстве своем могут быть готовы к этой модели, так как на протяжении последних лет большое внимание уделялось изучению смешанных моделей обучения. Однако будут ли готовы к такой системе сами работающие 5/2 родители?

Коучинг и наблюдение с целью улучшения дистанционного обучения

Сейчас мы все должны выяснить, как лучше всего использовать ведущие педагогические технологии в дистанционном обучении. Дистанционное обучение может быть удивительно привлекательным и эффективным, если оно профессионально, эмоционально и отвечает потребностям учеников. Когда дистанционное обучение сделано плохо, это, возможно, не стоит усилий и его применение неэффективно. Для того чтобы улучшить дистанционное обучение, необходимо проводить онлайн-обучение преподавателей и обязательно получать обратную связь.

Руководители школ и районов, комитеты по образованию будут заняты в следующем учебном году не только обсуждением сохраняющейся неопределенности с коронавирусом, но и оценивая прогресс, достигнутый или не достигнутый студентами с начала апреля. Вскоре им придется реализовать инновационные учебные программы, чтобы наверстать упущенное. Сегодня школы должны сосредоточиться не только на масках, дезинфицирующих средствах для рук, на цифровой связи и смешанном обучении — всё это, безусловно, очень важно. Но сегодня то время, когда у нас появилась возможность заострить свое внимание на фундаментальных проблемах образования, на проблеме качества и продуктивности, актуальности знаний, на проблемах профессионального развития и продуктивности учителей, на проблемах функционирования самой школы.

Особое внимание на данный момент уделяется качеству образования в столь непростых условиях весеннего дистанционного образования и пандемии. Рассмотрим более подробно механизмы управления качеством образовательных результатов. Согласно Методическим рекомендациям по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации [1] — содержанию методики для проведения оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации: «Механизмы управления качеством образовательных результатов» включают в себя:

  • «Систему оценки качества подготовки обучающихся»;
  • «Систему работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях»;
  • «Систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи»;
  • «Систему работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся».

Остановимся в нашей статье на двух актуальных механизмах управления качеством образовательных результатов: на «системе оценки качества подготовки обучающихся», «системе работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях».

Каждое направление представлено в виде совокупности позиций оценивания, определяющих реализацию полного управленческого цикла:

  • обоснованные цели;
  • выбор показателей, методов сбора информации;
  • проведение мониторинга;
  • проведение анализа и подготовка адресных рекомендаций;
  • принятие мер и управленческих решений;
  • анализ эффективности принятых мер [1].

В оценку управленческого цикла по направлению «Система оценки качества подготовки обучающихся» включены следующие позиции оценивания.

1. Цели. За наличие обоснованной региональной системы оценки качества подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, включающей цели по оценке метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ на каждом уровне образования, регионы могут набрать до 2 баллов за каждый уровень (по 1 баллу за каждый тип результатов: предметные и метапредметные).

2. Показатели, методы сбора информации. С учётом целей обоснованной региональной системы оценки качества подготовки обучающихся регионы определяют показатели, по которым в дальнейшем будут проводить мониторинг, и методы сбора информации. Оценке подлежат показатели по подготовке базового уровня, по подготовке высокого уровня и по оценке метапредметных результатов. За наличие показателей, соответствующих цели, регионы набирают по 2 балла, в случае несоответствия цели — по 1 баллу, за отсутствие показателей — 0 баллов.

3. Мониторинг. По разработанным показателям регионами проводится мониторинг. Оценке подлежит мониторинг региональных показателей по подготовке базового уровня, по подготовке высокого уровня и по оценке метапредметных результатов. За учёт каждой из позиций оценивания при проведении мониторинга регионы набирают по 1 баллу, в случае если по показателю мониторинг не проведён — 0 баллов.

4. Анализ, адресные рекомендации. По итогам проведения мониторинга показателей регионами проводится анализ результатов мониторинга региональных показателей. За проведение анализа результатов по одной оценочной процедуре регионы набирают 1 балл, за анализ результатов нескольких оценочных процедур — 2 балла, за проведение комплексного анализа, который предполагает сопоставление результатов по нескольким оценочным процедурам, — 3 балла, за проведение кластерного анализа — 4 балла. Для проведения кластерного анализа необходимо определить признаки, по которым будут группироваться результаты, например, тип финансирования ОО, транспортная доступность ОО и т.п. Группировка муниципальных образований кластерным анализом не является.

5. Меры, управленческие решения. По итогу проведения анализа результатов мониторинга региональных показателей регионы принимают меры и управленческие решения, направленные на совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся.

6. Анализ эффективности принятых мер. По результатам принятия мер и управленческих решений регионами проводится анализ эффективности принятых мер, который оценивается в 1 балл. За отсутствие анализа эффективности принятых мер регионы набирают 0 баллов [1].

Всероссийские проверочные работы

14 сентября 2020 года по всей России начались Всероссийские проверочные работы (ВПР). Мнение родительской общественности и самих педагогических работников во многом склоняется к негодованию и непониманию их необходимости в условиях пандемии и предыдущего дистанционного обучения. Волнение участников образовательного процесса вполне объяснимо, поэтому сегодня ключевой задачей не только на федеральном уровне, но и на региональном, муниципальном и на уровне самих ОУ формировать положительный имидж независимой оценки качества образования, разъяснять родительской общественности цели, задачи и прямую пользу для диагностики и последующей коррекционно-развивающей работы багажа знаний и детей. Педагогическим работникам, администрации школ также на уровне муниципалитетов и районов необходимо доносить разъяснительную информацию относительно оценочных процедур, учреждениям повышения квалификации, информационно-методическим центрам оказывать не только фундаментальную, ясную, пошаговую доступную и понятную каждому учителю методическую поддержку, но и формировать комфортную психологическую атмосферу, положительное отношение, основанное на собственном глубоком и профессиональном понимании целей, задач, методики оценивания, анализа и сущности оценочных процедур качества образования в Российской Федерации и международном сообществе. На наш взгляд, сегодня это одна из приоритетных задач.

Наиболее распространенные проблемы по подготовке, проведению и оценки ВПР в образовательном учреждении:

  • субъективность — отношение к оценочным процедурам, о котором мы писали выше, — нивелирование негативного отношения со стороны всех субъектов образовательного процесса, которое возможно при доступном просвещении, разъяснительных беседах;
  • анализ результатов — понимание «объективности результатов», корреляции (по критерию Пирсона), анализ метапредметных результатов, сравнительные процедуры (например, ОУ может сравнить свои результаты с результатами по России, по региону). Необходимо учитывать тот момент, что ВПР направлены не только на анализ знаний обучающихся, выявление пробелов в знаниях, но и на диагностику метапредметных результатов. Например, ВПР по обществознанию (9 класс) в 2020 году включала в себя значительное количество вопросов на формирование познавательных и личностных УУД;
  • общественные наблюдатели — общественный наблюдатель не может работать в ОУ (даже на непедагогической должности, не может быть родителем обучающегося, в классе которого проходит ВПР).

В оценку управленческого цикла по направлению «Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях» включены следующие позиции оценивания.

1. Цели. Здесь мы можем говорить о:

  • наличии обоснованной региональной системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, включающей цели по определению содержания понятий «низкие результаты обучения» и/или «неблагоприятные социальные условия»;
  • цели по организации работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
  • цели по разработке комплекса мер, направленных на преодоление факторов, обуславливающих низкие результаты обучения и/или неблагоприятные социальные условия,
  • цели по осуществлению сетевого взаимодействия (между образовательными организациями и/или другими учреждениями и предприятиями).

В случае отсутствия цели, соответствующей позиции оценивания, регионы набирают 0 баллов по этой позиции оценивания.

2. Показатели, методы сбора информации. С учётом целей обоснованной региональной системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, регионы определяют показатели, по которым в дальнейшем будут проводить мониторинг, и методы сбора информации.

3. Мониторинг. По разработанным показателям регионами проводится мониторинг. Оценке подлежат:

  • региональные показатели для выявления школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • показатели мониторинга школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • показатели для оценки предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

4. Анализ, адресные рекомендации по итогам проведения мониторинга.

5. Меры, управленческие решения. По итогу проведения анализа результатов мониторинга региональных показателей регионы принимают меры и управленческие решения, направленные на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.

6. Анализ эффективности принятых мер. По результатам принятия мер и управленческих решений регионами проводится анализ эффективности принятых мер, который оценивается в 1 балл. За отсутствие анализа эффективности принятых мер регионы набирают 0 баллов [1].

Далее рассмотрим основные направления работы (рис. 2), ее содержание и документационное обеспечение со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на уровне образовательного учреждения, хотя подобная схема может использоваться и центрами повышения квалификации, методическими центрами, органами муниципального, районного. городского управления (табл.1).

Таблица 1. Содержание и документационное обеспечение работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися

Таким образом, мы точечно рассмотрели основные направления оценки качества образования — система оценки качества подготовки обучающихся и система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях. Не претендуя на полноту, мы лишь обозначали возможные «болевые точки» в оценке качества образования.

Список литературы:

  1. Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации. ФИОКО. 2020.
  2. Федосенко Е.В. Какие школы в сентябре смогут обучать эффективно? // Психологическая газета. 09.07.2020. https://psy.su/feed/8370/
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»