18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024
Клиент-центрированная групповая психотерапия в сети Интернет

В связи с чем возникла идея?

С 2006 года я постоянно занимаюсь психологической помощью в сети Интернет.

Начав с переписки по электронной почте, я продолжил эту работу с клиентами в Скайпе. Прежде всего, в видеоформате, но иногда и в аудио. Немного использовал также форумы и чат.

Моя работа постепенно расширялась, а сомнения в эффективности применения в Интернете самых разных методов консультирования и психотерапии все дальше отходили на второй план, по мере того как я убеждался в том, что в сети Интернет возможно все или почти все!

Подкрепляли мою уверенность в этом и многочисленные исследования зарубежных коллег и отдельные статьи русскоязычных авторов, поддерживающие идею значительной эффективности консультирования и психотерапии в сети Интернет. Среди отечественных авторов и практиков интернет-консультирования и интернет-психотерапии, оказался даже Александр Борисович Орлов (президент Общества человекоцентрированного подхода, эксперт и скайп-консультант журнала Psychologies).

С 2011 года, в связи с созданием сектора интернет-консультирования в Московской службе психологической помощи (МСППН), моя практика в Интернете постепенно стала очень насыщенной. Сейчас я работаю с 3–6 клиентами ежедневно, исключая выходные дни. Это в основном индивидуальные терапевтические сессии по Скайпу и переписка по почте.

В 2016 году я пришел к мысли о необходимости проведения эксперимента с групповым форматом психотерапии в Интернете. Меня стимулировал и исследовательский интерес, и практическая необходимость включения некоторых моих интернет-клиентов в групповую работу и по соображениям экономии времени и сил, и по соображениям получения ими опыта, который не мог быть получен в индивидуальном взаимодействии.

Периодически я направлял своих клиентов на тренинги в МСППН, но по условиям работы в службе я не мог и не могу сам вести очные групповые занятия. К тому же, переход нашего с клиентом взаимодействия из Интернета в очный формат мне самому представляется проблематичным…

Таким образом, руководствуясь и научными, и практическими соображениями, я решился на проведение долгосрочной интернет-группы в сети Интернет, созданной большей частью из моих индивидуальных интернет-клиентов с некоторым вкраплением людей, не проходивших у меня индивидуальное консультирование или психотерапию. Последние были студентами факультета дистанционного обучения (ФДО) МГППУ, имеющими ограниченные возможности здоровья и лишенными реальной возможности участия в групповой терапии очно.

В научном плане меня стимулировало также то, что на момент начала работы группы я не нашел никаких статей, описывающих подобный опыт! Хотя есть многочисленные сообщения о группах поддержки в Интернете, использующих переписку синхронным или асинхронным способом (т.е. чат или форумы, доски объявлений) (см., например, [8; 12 и др.]), я не нашел сообщений, описывающих группу, использовавшую видеоконференции…

Мой коллега Майкл Фенишел, которому я задал вопрос, также подтвердил отсутствие в западной научной литературе описаний психотерапевтической группы, проводимой исключительно в сети Интернет.

Есть, правда, отдельные предложения подобной помощи. Например, групповую работу предлагают гештальт-терапевты, из известных мне — Б. Новодержкин (https://www.bori.ru/dinamicheskaya-gruppa).

Однако и этот опыт никак не обобщен и, насколько мне известно, не представлен в научных публикациях.

Надо, видимо, также отметить, что в начале 90-х годов я получил специальную подготовку в области ведения групп в Ленинградском государственном университете и в Институте тренинга. И с 1991 по 2003 год провел большое количество тренингов и групп личностного роста. В целом более 100 краткосрочных, обычно трехдневных, групп и 1 долгосрочную психотерапевтическую группу, работа, в которой продолжалась около года…

Этот опыт был частично исследован и отражен в моих статьях [1; 2] и кандидатской диссертации [3].

Часть моих групп личностного роста также стали предметом дипломной работы В. Чирковой, выполненной под моим руководством на факультете психологии Пермского государственного педагогического университета, в которой была научно доказана эффективность их проведения.

После моего переезда в Москву, с 2004 года по настоящее время, эта практика также осуществлялась, но в менее интенсивном режиме. И группы были больше учебного, а не терапевтического плана.

Тем не менее, в 2016 году, я решился на возвращение к терапевтической групповой работе и выбрал площадкой для нее Интернет. А основной теоретической направленностью — клиент-центрированный и человекоцентрированный подход, подготовку в области которого я получил в 2013–2015 гг. под руководством В.В. Колпачникова и А.Б. Орлова.

Какая это была группа?

Кори называет несколько основных характеристик групп, ориентированных на личность (к коим я изначально решил отнести и свою группу). Это: 1) цели группы; 2) роль и функции терапевта; 3) распределение ответственности между терапевтом и участниками; 4) используемые техники.

Остановимся последовательно на каждой характеристике.

1. Цели группы. В такой группе создают безопасную атмосферу, в которой участники могут изучать свои чувства; помогают членам группы стать более открытыми новому опыту и быть более уверенными в себе и своих решениях; побуждают участников жить настоящим; развивают откровенность, искренность и спонтанность; дают им возможность «встретиться» с другими и преодолеть чувство отчуждения.

2. Роль и функции терапевта. Терапевт здесь помощник группе: он находит препятствия общению и помогает устранять их, создает атмосферу доверия, помогает группе стать эффективной. Важнейшая задача — быть заботливым, уважительным и понимающим; терапевт поощряет экспериментирование и обеспечивает атмосферу терпимости в группе; делится чувствами и впечатлениями по отношению к происходящим в группе процессам и реагирует на других участников группы.

3. Распределение ответственности между терапевтом и участниками. Терапевт придает группе минимальную структуру и направление. Участникам, как способным на это, доверяется найти осмысленное направление группы, которое может помочь добиваться конструктивных изменений.

4. Используемые техники. Используется очень мало техник, особенно заранее подобранных и провоцирующих группу на «что-нибудь»; важнейшие техники — активное выслушивание, отражение чувств, иногда объяснение, поддержка [9].

Характеристики, выделяемые Кори, явно пересекаются с традиционными характеристиками «групп встреч», проведение которых принято в русле клиент-центрированной психотерапии и человекоцентрированного подхода.

Например, обычно группа встреч (от англ. encounter group) определяется как особый вид групповой психологической работы, фокусирующейся не столько на групповом процессе как таковом и не на процессе развития навыков межличностных взаимодействий, сколько на поиске аутентичности (подлинности) и открытости в межличностных взаимоотношениях.

Основные параметры межличностных взаимодействий в группах встреч: концентрация на чувствах и переживаниях, осознание самого себя, чувство ответственности, самораскрытие, фокусировка на происходящем «здесь и теперь».

Роджерс (Rogers, 1970) характеризует группу встреч как относительно неструктурированную, обеспечивающую климат максимальной свободы для выражения чувств личности, исследования чувств и межличностной коммуникации. Акцентируются интеракции между членами группы в атмосфере, которая поощряет каждого отказаться от своей защиты и фасадов и таким образом дает ему возможность относиться к другим членами группы прямо и открыто.

Напомню, что, цель терапии, по Роджерсу, — высвободить человеческий потенциал для поиска своего собственного естественного направления и разрешить противоречия реального и идеального «Я». Исследуются смешанные и амбивалентные эмоции для обеспечения роста уникальной личности. Повышение уровня самосознания, развитие эмоционального потенциала и достижение радостного (полного) мировосприятия являются общими задачами как для психически больных, так и для здоровых лиц, ориентированных на собственное развитие и личностный рост.

Основные методы — работа с настоящим временем, теплота, подлинность чувств, эмпатия. Основная опора делается на первичную эмпатию и навыки присоединения (присутствия), вопросов задается мало. Терапия проводится без каких-либо запланированных процедур на основе спонтанности, открытости и аутентичности участников.

Группы встреч, как правило, рассчитаны на короткий период, чаще даже на единственную встречу в течение пары часов или уикенда…

Моя группа изначально планировалась как долгосрочная, и этой характеристикой она однозначно относится больше к групповой психотерапии, нежели к группам встреч. К тому же, большинство участников, имели явные проблемы, не связанные напрямую с желанием саморазвития и роста личности, что также характерно именно для психотерапевтических групп, а не групп встреч. И. Ялом отмечает, что «Хотя между группами встреч и терапевтическими группами имеются черты сходства, но есть также и фундаментальные различия» [7, с. 559]. Коротко говоря, «базовое внутренне различие…заключается в разнице в композиции этих групп (а следовательно, и в целях» [7, с. 565].

Итак, определившись с основным направлением, я сделал предложение об участии в группе нескольким своим клиентам и студентам ФДО МГППУ. Все приглашенные согласились принять участие в группе, рассчитанной на долгосрочный (годичный) формат.

Что мы делали?

Группа проходила с 16 мая 2016 г. по 26 июня 2017 г. Участники встречались в Скайпе 1 раз в неделю в одно и то же время, с 12:00 до 13:45.

Всего было проведено 42 встречи с короткими перерывами на мои отпуска в 1–2 недели и праздничные дни.

Состав участников менялся, но не одномоментно. Чаще при уходе какого-либо участника добавлялся другой…

На каждой встрече в интернет-группе присутствовало от 3 до 6 участников (чаще 4–5).

Выборка. Полный состав участников группы 11 человек, возраст от 24 до 53 лет, трое мужчин и восемь женщин.

Образование высшее, разного профиля. 5 человек из 11 либо только что закончили факультет психологии, либо еще обучались во время проведения группы. Из последних, выбыли до окончания группы 4 человека! 2 почти сразу, и два по ходу… В основном это были не мои клиенты, а студенты ФДО.

Один мужчина (студент) и одна женщина (студентка) посетили две-три сессии. Мужчина отказался от участия, сославшись на занятость. Женщина просто исчезла, не сообщив ничего ведущему. Кстати, она изначально присутствовала только в аудио-режиме, сославшись на техническую сложность подключения с видео… Насколько я понимаю, их ведущей мотивацией была «проба формата», любопытство…

Процедуры. Я старался вести группу в клиент-центрированном ключе, не предлагая никаких структурированных упражнений, не задавая темы обсуждения, не используя никаких иных техник, помимо активного слушания…

Участники сами выбирали тему или чаще темы для обсуждения. Довольно типичным был первоначальный фрагмент встречи, посвященный техническим вопросам, настройке, затем могли следовать как бы «разговоры ни о чем», что называется, о природе и погоде… однако затем, как правило, кто-то из участников сам поднимал волнующую его тему, к обсуждению которой присоединялись остальные…

Встреча всегда заканчивалась высказыванием каждого участника о том, как она для него прошла. И это было, по сути, единственное постоянное действие, которое инициировал ведущий.

Также в самом конце всего курса по моей инициативе мы посвятили время обсуждению того, что в целом происходило в группе в течение длительного времени…

Исследовательская программа

По окончанию работы группы все участники, в том числе выбывшие, заполняли анкеты (см. Приложение 1).

С ними была оговорено, что их ответы будут анализироваться и представляться в научной статье без указания ФИО и других опознающих данных автора.

Вопросы, которые я ставил перед собой:

  • мотивация к участию в группе, типы проблем (6 вопрос анкеты);
  • к какому типу группы (по классификации М. Эттина, с точки зрения реализации целей группы) она оказалась ближе;
  • являлась ли группа, которую я проводил в Скайпе, клиент-центрированной;
  • эффекты участия в группе (9 вопрос — общая эффективность; 10 — улучшение межличностного взаимодействия и 11 — изменения личности — вопросы.

Результаты. Что было получено при изучении анкет участников.

Приведу сначала отдельные ответы участников, полученные в результате анкетирования.

6 вопрос. Что побудило вас принять участие в работе группы?

  • Дефицит общения, ограничение контактов, суицидальные мысли.
  • Был актуальный запрос — страх быть в центре внимания групп.
  • Хотелось поисследовать процессы, в результате которых я устаю от социальных контактов и «обрастаю» тягостными обязательствами, страх отказывать людям.
  • Желание поучаствовать в работе группы подобного формата.
  • Отработать внутренние проблемы.
  • Саморазвитие плюс получение поддержки группы, интерес к другим мнениям, отличным от моих.
  • То, что на индивидуальные разговоры квота исчерпалась.
  • Хотела проработать свои проблемы и думала, что мне группа в этом поможет. Но поняла, что к онлайн-группе не готова, большинство, кто туда ходил, были здоровые и проблемы имели совсем другие, чем я. К тому же, когда начали всплывать мои семейные проблемы, — я поняла что не готова их обсуждать на группе.
  • Приглашение Виктора Юрьевича, отсутствие подобного опыта и любопытство.

9 вопрос. Что лично вам дала группа?

  • Ценю внимательность ведущего и членов группы друг к другу. Мне не хватает общения, группа в общении помогает.
  • Улучшение психологического состояние и, как следствие, улучшение жизни в целом.
  • Поддержку, принятие, новый взгляд на некоторые вещи.
  • В процессе работы группы страх выступать в этой группе, говорить о своем мнении, находиться в центре внимания уменьшился. Еще группа мне помогла в обучении, я потренировалась в использовании приемов психологического консультирования.
  • Оказалось интересно узнать о себе мнение других людей, особенно когда они меня не видят. Одна женщина сказала, что у меня мужские цели, а другая — что я агрессивна. Я даже стала понаглее после этого. Хотя в целом осталось разочарование в женщинах — какие они застереотипизированные.
  • Считаю, что онлайн не мой вариант работы.
  • Расширила кругозор, присутствовали люди с разным жизненным опытом. Некоторые мысли были оформлены и упорядочены в результате попытки их объяснения. Большая уверенность в межличностном взаимодействии, меньше стеснения при попытке вступить в разговор.

10 вопрос. Заметили ли вы какие-либо изменения в сфере вашего межличностного взаимодействия (контактов с близкими, членами семьи, друзьями, сотрудниками) в связи с участием в группе встреч? Если да, то какие?

  • Мне стало интересно общаться с близкими в форме, предлагаемой в группе, когда предлагается тема и мы ее обсуждаем.
  • Да, стала более осознанной и активной в межличностном взаимодействии.
  • Больше желания стало общаться с другими людьми и более открыто.
  • Ну, вот, возможно, стала понаглее.
  • Нет (не заметила).
  • В ответе на этот и следующий вопрос мне сложно разделить, что пришло из терапии (индивидуальной), а что из группы. Да, заметила. Приняла, что не могу никак повлиять на маму и некоторых друзей, они сами приняли свои решения, и если они не хотят причинения им добра, я не могу на это влиять. Стала немного лучше понимать более взрослых людей из окружения. Начала проще вступать в контакты по работе. Появилась вера, что людям может быть со мной интересно. Большая уверенность в себе вообще стала привлекать окружающих. И почему-то стало проще пресекать неприятные контакты.

11 вопрос. Произошли ли какие-либо изменения в вашем понимании себя, своей личности, самопознании? Если да, то какие?

  • Мне кажется, я внимательнее стал относиться к проблемам других людей, спокойнее к своим проблемам.
  • Да, стала лучше понимать свои потребности и желания.
  • Да, уверенность, позитивное мышление.
  • Что я в глазах других выгляжу боевито.
  • Поняла, что мои проблемы требуют индивидуальной работы.
  • До группы типично принимала чужие мысли как более правильные, чем свои. После группы стала проще принимать свои убеждения как лично мои с возможным существованием в этом мире альтернативных точек зрения. Начала идентифицировать себе как ученого целиком и полностью.

Обработка данных проводилась методом контент-анализа.

В ответах участников группы по каждому содержательному вопросу выделялись смысловые единицы, раскрывающие суть мотивации к участию; то, что участник получил в группе (эффекты участия); изменения межличностного взаимодействия; изменения в самопонимании и самоосознании. Выделенные сначала первичные категории анализа затем сводились в более укрупненные категории. Например, первичные категории — «стала больше привлекать окружающих», «стала пресекать неприятные контакты». Обобщенная категория по ним — изменения поведения.

Ниже приводятся табличные данные, в которых представлены первичные и обобщенные категории и их количественная оценка.

Таблица 1. Вопрос 6. Что побудило вас принять участие в работе группы? Мотивация к участию

Итого (общее кол-во высказываний) — мотивы участия:

  • симптом / проблема — 4 высказывания;
  • межличностное взаимодействие — 4;
  • интерес к форме проведения и т.п. — 3;
  • личностное развитие — 1 высказывание.

Таблица 2. 9 вопрос. Что лично вам дала группа?

Итого (общее кол-во высказываний) — эффекты в целом (что дала группа):

  • когнитивные (новый взгляд…) — 3 / обратная связь — 4;
  • эмотивные — 1 / изменение состояния, поддержка-принятие — 5;
  • поведенческие (уверенность, навыки…) — 4;
  • улучшение жизни — 1;
  • нет эффекта — 1 высказывание.

Таблица 3. 10 вопрос. Изменения в сфере межличностного взаимодействия

Итого (общее кол-во высказываний):

  • мотивационные изменения — 2;
  • когнитивные — 3;
  • эмотивные — 0;
  • поведенческие — 6;
  • изменения в самоотношении / самооценке — 1.

Таблица 4. 11 вопрос. Изменения в вашем понимании себя / самосознании

Итого (общее кол-во высказываний):

  • понимание других — 1;
  • принятие себя — 3;
  • понимание себя — 2;
  • идентификация с профессией (целостность личности) — 1;
  • отсутствие эффекта — 1 высказывание.

Далее мы взяли в качестве дополнительных единиц анализа «Результаты для личности и поведения», выделенные К. Роджерсом (см. Приложение 2) и к каждому такому результату подобрали примеры из высказываний участников нашей интернет-группы.

Результаты такого сопоставления представлены в таблице 5.

Таблица 5. Результаты для личности и поведения (сравнительный анализ)

Рассмотрев 15 из представленных Роджерсом категорий, мы нашли примеры высказываний участников нашей группы, относящиеся к 13 пунктам.

Хотя пункт 6 «Как следствие пункта 2, восприятие своего идеального «Я» становится реалистичным, более достижимым» и пункт 7 «Вследствие изменений 4 и 5 реальное «Я» становится более конгруэнтным идеальному «Я» не представлены прямыми высказываниями участников, мы не исключаем, что более детальный опрос, интервью с участниками, позволили бы найти подтверждение и таких результатов групповой терапии.

Общие выводы

  • Мотивами участия у 72,7% членов интернет-группы были личные проблемы и проблемы межличностного взаимодействия (т.е. группу можно считать психотерапевтической, а не группой встреч в ее классическом понимании).
  • Еще 27,3% членов группы двигало к участию любопытство, интерес к форме проведения.
  • Большинство из тех, кто просто интересовался работой группы, отсеялись на первом этапе (после 2–3 встреч).
  • У 87,5% оставшихся участников произошли те или иные значимые изменения личного или межличностного позитивного плана.
  • Другие участники (12,5%) посчитали группу не подходящей для решения их проблем и ее покинули.
  • Большинство участников считает интернет-группу полезной и готово рекомендовать ее другим людям.
  • Более половины членов группы не приняли бы участие в такой же группе очно в силу разных обстоятельств (нехватка времени, проживание в другом городе, инвалидность).

Таким образом, долгосрочная (годичная) клиент-центрированная психотерапия в интернет-группе оказалась эффективной для большинства участников. При этом более половины людей не приняли бы участие в такой же очной группе по различным фактическим обстоятельствам, что делает психологическую работу такого рода, по нашему мнению, не только вариантом выбора, но и практически единственной возможностью получения групповой психотерапии для отдельных нуждающихся в ней клиентов.

Литература:

  1. Меновщиков В.Ю. Психокоррекционные группы и подготовка профессионалов в области психотерапии и общей медицинской практики. // Психологическая помощь в меняющемся мире. Материалы II Международной конференции психологических служб и Телефонов Доверия. Пермь, 1995. С. 42–51.
  2. Меновщиков В.Ю. Психокоррекционные группы и подготовка профессионалов в области психотерапии и общей медицинской практики // Избранные труды по консультативной психологии. М., 2017. С. 169–176.
  3. Меновщиков В.Ю. Социально-психологические аспекты подготовки среднего медицинского персонала: Автореферат дис. ... канд. психол. наук. СПб, 1995.
  4. Орлов А.Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального к трансперсональному общению // Ежегодник по консультативной психологии, коучингу и консалтингу. Выпуск 2 / Под ред. В.Ю. Меновщикова, А.Б. Орлова. — М. Институт консультативной психологии и консалтинга, 2015. С. 115–126.
  5. Роджерс К. О групповой психотерапии. М.: Гиль-Эстель, 1993.
  6. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  7. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии — СПб, 2000.
  8. Grohol J. M. The insider's guide to mental health resources online (rev. ed.). New York: Guilford Press, 1998.
  9. Corey G. Theory and Practice of Group Counseling. Belmont, 1990.
  10. Rogers C. R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. In S. Koch (Ed.), Psychology, the study of a science. Vol. 3: Formulations of the person and the social context. New York: McGraw-Hill, 1959. Pp. 184–225
  11. Rogers C. R. Carl Rogers on encounter groups. New York: Harper & Row, 1970.
  12. White B. J., Madara E. J. The self-help sourcebook: Your guide to community & online support groups (6th ed.). Denville, NJ: Northwest Covenant Medical Center, 1998.

Приложение 1. Итоговые вопросы к участникам группы

  1. Ваше имя
  2. Возраст (кол-во полных лет)
  3. Сколько занятий группы вы посетили?
  4. Проходили ли вы консультирование (психотерапию) до группы и/или во время участия в группе? (Проходил до группы / проходил во время участия в группе / нет, не проходил)
  5. Если «да», то у Виктора Юрьевича Меновщикова или у другого психолога (психотерапевта)?
  6. Что побудило вас принять участие в работе группы?
  7. Удовлетворены ли вы работой группы в целом? (Если не удовлетворены, то чем?)
  8. Удовлетворены ли вы своим личным участием? (Если не удовлетворены, то чем?)
  9. Что лично вам дала группа?
  10. Заметили ли вы какие-либо изменения в сфере вашего межличностного взаимодействия (контактов с близкими, членами семьи, друзьями, сотрудниками) в связи с участием в группе встреч? Если да, то какие?
  11. Произошли ли какие-либо изменения в вашем понимании себя, своей личности, самопознании? Если да, то какие?
  12. Как вам кажется, проведение такой же группы не в интернете, а очно было бы более эффективным? да/нет (пожалуйста, обоснуйте свой ответ).
  13. Приняли бы вы участие в такой же группе очно? да/нет (пожалуйста, обоснуйте свой выбор)
  14. Хотите ли вы принять участие в подобной интернет-группе в будущем? да/нет

Приложение 2. Результаты психотерапии для личности и поведения (по К. Роджерсу)

Процесс терапии приводит к следующим результатам [10, с. 218–219]:

  1. Клиент становится более конгруэнтным, более открытым к своим переживаниям, менее склонным к защите.
  2. Соответственно, он склонен к большей реалистичности, объективности, экстенсиональности* в своем восприятии.
  3. Таким образом, он более эффективно решает стоящие перед ним задачи.
  4. Улучшается, приближается к оптимуму его психологическая адаптация...
  5. Как результат возрастания конгруэнтности «Я» и опыта... снижается восприимчивость к угрозе.
  6. Как следствие пункта 2, восприятие своего идеального «Я» становится реалистичным, более достижимым.
  7. Вследствие изменений 4 и 5 реальное «Я» становится более конгруэнтным идеальному «Я».
  8. В результате этого и исходя из 4 ослабляется всякое напряжение...
  9. Возрастает степень позитивного самоуважения.
  10. Он воспринимает локус оценки и локус выбора находящимися внутри себя... ощущает себя более уверенным и более ответственным за свою жизнь... его ценности определяются процессом организмического оценивания.
  11. Как следствие 1 и 2, он точнее и реалистичнее воспринимает других.
  12. Он более склонен принимать других вследствие снижения потребности в искажении их восприятия.
  13. Его поведение заметно меняется.
    а) ...возрастает доля поступков, которые могут быть «присвоены», как принадлежащие «Я».
    б) ...удельный вес поведения... ощущаемого как «не мое», снижается.
    в) ...в результате поведение воспринимается как находящееся под собственным контролем.
  14. Его поведение воспринимается как более социализированное.
  15. Как следствие 1, 2, 3, поведение становится более креативным, исключительно адаптивным... более полно выражающим собственные цели и ценности.

* Термин «экстенсиональность» означает, что если человек реагирует или воспринимает в экстенсиональной манере, он стремится видеть опыт в определенных условиях, опираться на пространственно-временные факты, следовать за фактами, а не представлениями; оценивать разными способами; осознавать разные уровни абстракции — что дает ему возможность соотносить свои выводы и абстракции с реальностью.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»