18+
Выходит с 1995 года
21 ноября 2024
МАК: архетипическая терапия внутриличностного конфликта

Согласно К. Г. Юнгу, в психике каждого человека содержатся мужская (Анимус) и женская (Анима) составляющие (Архетипы). В мужчине со зрелой сексуальностью Анимус представлен (примерно) на 70–80%, а Анима — на 20–30% [4–6]. У «мужественных», полагающихся на себя, властных, авторитарных женщин нередко выявляется конфликт между мощным Анимусом (60–80%) и слабой Анимой (20–40%). Наиболее частым запросом у таких (со слов клиенток, «мужчин в юбке») является неумение выстраивать отношения с мужчинами, сексуальные проблемы и одиночество. Желание выйти замуж за брутального мужчину, почувствовать себя слабой, женственной, получить любовь, понимание, принятие и поддержку (проявления Анимы) не осуществляется, т.к. встречается с преградой (сопротивлением) Анимуса, который, чувствуя себя хозяином положения (70–80% в структуре личности), окружает «кольцом блокады» хрупкую Аниму, мешая появлению в ее поле зрения реального мужчины (внутренний метафорический психологический мужчина не пускает на свою территорию внешнего реального мужчину). Такой женщине трудно найти Внешнего партнера потому, что она «уже замужем» за своим Внутренним мужчиной. Для нейтрализации конфликта «Анимус — Анима» необходимо убрать преграду между ними, «подрастить» Внутреннюю женщину (Аниму), пробудить женственность, подружиться с Внутренним мужчиной («поженить» эти архетипы), добившись их объединения с целью удовлетворения потребностей единого интегрированного Self [1–3].

Приведем фрагменты нескольких сессий, направленных на трансформацию дисгармоничного взаимодействия Анимы и Анимуса в желаемое (гармоничное, интегрированное) общение между ними с целью «подращивания» Анимы, «пробуждения» женственности и выстраивания длительных любовных отношений с мужчинами. Используем набор «ANIMA» и техники:

  1. «Моя женственность и сексуальность»,
  2. «Интеграция Архетипов»,
  3. «Анализ взаимодействия мужских и женских архетипов»,
  4. «Договор с преградой».

Пример: На приеме женщина — 36 лет, владелица небольшого спа-салона. Воспитывалась жесткой многоработающей матерью, которая через полгода после рождения дочери отдала ее своей матери в связи с перспективной работой заграницей. На вопрос о часто употребляемых высказываниях родителей сообщила о следующих родительских предписаниях: хорошие девочки не злятся, держи все под контролем, умей управлять ситуацией, любовь надо заслужит и др. Работоголик, «замужем за своей работой». Гиперактивна. «Хочу все успеть. Квартиру, дачу и машину купила сама. На мужиков никакой надежды. Хочу сильного, а попадаются одни слабаки». Два гражданских брака закончились разводом. Мужчин выбирает и оставляет сама. Три года назад ушла от второго мужа —«тюфяка и лентяя». «Хочу встретить настоящего мужчину — крепкое плечо, оперевшись на которое, рожу ребенка, сяду дома, буду любить мужа и печь пироги».

Психолог (П): А работа?

Клиентка (К): Возложу обязанности на своего заместителя. Надоело чувствовать себя ломовой лошадью, да и от одиночества устала. Хочу любви и заботы, но построить отношения с сильным, успешным мужчиной не могу. Страшно злюсь на мужчин. Агрессия мешает быть счастливой. Чувствую себя подавленной, обессиленной, беспокоит слабость, утомляемость, отсутствие жизненных сил.

П: Чего Вы хотите?

К: Хочу замуж, мечтаю о любви, о сексе с брутальным мужчиной, хочу чувствовать себя слабой, жду понимания, общения, поддержки, близости. Хочу научиться быть женственной и сексуальной.

П: Поскольку в структуру Вашей Внутренней женщины (Анимы) входят и женственность, и сексуальность, используем технику «Моя женственность и сексуальность» (набор «ANIMA»).

П: Выберите в открытую (ВО) четыре карты, ассоциирующиеся с Вашей женственностью, отвечающие на вопросы:

Шаг 1 (карта 1) — Насколько женственной я себя ощущаю?

Шаг 2 (карта 2) — Как воспринимают мою женственность партнеры?

Шаг 3 (карта 3) — Как воспринимают партнеры мою Аниму?

Шаг 4 (карта 4) — Какую женственность я хотела бы иметь?

Рисунок 1. Карты 1–4 — иллюстрации ассоциаций клиентки со своей женственностью

Шаг 1 (карта 1). К: Я ощущаю себя сексуально привлекательной, как эта кошка, активной, люблю верховодить в сексе, а вот с женственностью проблема. Мужчинам не нравится моя внутренняя сила и напористость. Однако, на этой карте меня больше всего цепляет шар как нечто неизведанное, таинственное, пробуждающее интерес.

П: Женщина и должна быть определенной тайной, чтобы как в известном выражении «не быть прочитанной книгой, читать которую, по мнению многих мужчин, второй раз уже не интересно».

К: Моя женственность ассоциируется именно с этим, поэтому глядя на карту, у меня возникают позитивные чувства. Жаль, что не все мужчины это видят.

П: С чем у Вас ассоциируется черная кошка?

К: С колдуньей, ведьмой.

П: Ведьма — это ведунья, которая знает, как, зачем, с кем и куда идти.

К: Мне нравятся эти качества. Я действительно чувствую, куда вести мужчину, как поскорее исправить его недостатки, сделать лучше и поэтому стараюсь их «пообтесать».

П: Вы укладываете их в прокрустово ложе и подгоняете под свой идеал?

К: Точно! И, если не подгоняются, я с ними расстаюсь.

П: Вам нравится эта карта?

К: Нравится, что эта сильная женщина может ответить обидчику и умеет за себя постоять.

П: Какая связь между кошкой и женственностью? Кошка «гуляет сама по себе», и, в отличие от послушных кастрированных котов, уходит и приходит, когда захочет.

К: Про кастрированных котов Вы хорошо подметили. Подгоняя партнеров под свои ожидания в прокрустовом ложе, я как будто (с психологической точки зрения) их чуть-чуть кастрирую, «отрезая» все, что меня раздражает.

П: Вам не кажется странным, что себе Вы позволяете то, что запрещаете делать другим?

К: Например?

П: Вы сказали, что не терпите возражений, любите свободу, и в то же время ограничиваете свободу партнеров, стараясь привязать их к себе. Уж не потому ли, чтобы было удобно ими манипулировать?

К: Да.

П: Что чувствуете по поводу этой карты?

К: Меня, как и моих партнеров, начинает напрягать мое мужское поведение.

Шаг 2 (карта 2). П: Как воспринимают Вашу женственность мужчины?

К: Им нравится, что я веду в отношениях, но их напрягает моя властность. Я даже в сексе стараюсь все контролировать. На карте женщина активно изучает содержимое сундука, но, как только обнаружит что-то неприятное про себя, сразу же закроет.

П: Что чувствуете, глядя на карту? О чем она напоминает?

К: Ни о чем. Вижу, что она старается что-то спрятать и скрыть, но какие-то демоны уже вырвались наружу и она не может повлиять на них.

П: Слышали ли Вы метафору о ящике Пандоры, в котором хранятся негативные чувства и разрушающие состояния? Весь негатив, все несчастья и беды, которые существуют в мире, были собраны и спрятаны в этот ящик. Эта девушка на карте прячет демонов или, наоборот, выпускает их?

К: Часть из них уже вылетела, а оставшихся она пытается спрятать внутри.

П: Они — часть Вашего бессознательного. Все, что нам в себе не нравится, мы вытесняем и прячем в нашей Тени. Какие чувства Вы испытываете, глядя на эту карту?

К: Злость.

П: Вы сказали, что любите власть, стремитесь все контролировать и злитесь на мужчин. Можно предположить, что вы прячете эти черты от других?

К: Да. Когда я знакомлюсь с молодым человеком и вижу его недостатки, я начинаю его перевоспитывать, подгоняя под идеал крутого мужчины. Если он ускользает от моего контроля, я страшно злюсь, но эту агрессию стараюсь не показывать. Я с детства зла на них. Отец был далеко не подарок, да и мои мужья периодически сильно злили меня. В этом ящике прячется еще и моя агрессия.

П: И как давно?

К: Она со мной всегда, но особенно много ее стало после последнего развода.

Шаг 3 (карта 3). П: Как воспринимают партнеры Вашу женскую энергию — Аниму?

К: Ее во мне не много. Думаю, что ее им не хватает. На карте женщина-борец, которая добивается своего, несмотря ни на что. Ей явно не хватает мягкости и уступчивости.

П: Согласно К.Г. Юнгу, в психике каждого из нас содержатся мужская (Анимус) и женская (Анима) составляющие. В мужчине со зрелой сексуальностью Анимуса примерно 70–80%, а Анимы — 20–30%. У женщин наоборот. Как по-Вашему, сколько в Вас Внутреннего мужчины и Внутренней женщины? Какова процентная представленность мужской и женской энергий в Вас?

К: У меня мощный Анимус (80%) и слабая Анима (20%). Хочу ее подрастить.

Шаг 4 (карта 4). П: Какую женственность (как составляющую Анимы) Вы хотели бы иметь?

К: Надоело быть сильной. Устала! Здоровья не хватает. Хочу как эта бабочка (карта 4) легко и беззаботно парить в воздухе. Ей хорошо, она счастлива, а я так не могу. Хочу страстных отношений, но боюсь потерять контроль над ситуацией. Не могу понять, почему нормальные, адекватные, успешные мужики, пожив со мной пару лет, превращаются в пассивных лентяев?

П: Как Вы проявляете себя в отношениях?

К: Как только познакомлюсь с мужчиной, начинаю его опекать, и он постепенно садится мне на шею, превращаясь в бабу.

Таким образом, у клиентки выявлено несколько конфликтов.

1. Конфликт между мощным Анимусом (60–80%) и слабой Анимой (20–40%).

2. Невротический конфликт неудовлетворенной потребности в контроле и во власти (родительское предписание «держи все под контролем и управляй ситуацией»), с одной стороны, и страхом потери контроля над отношениями, с другой. С одной стороны, клиентка хочет быть страстной в отношениях и отдаться полностью этому процессу, с другой — боится утратить контроль над ситуацией.

3. Конфликт между сексуальным и агрессивным драйвом (между агрессивностью и неудовлетворенной сексуальной потребностью). Конфликт между этими составляющими психики возникает в случае доминирования одной из них над другой. Например, неудовлетворенная потребность в сексе, порождает взрыв агрессии, которую клиентка вытесняет как неприемлемую и осуждаемую. На удержание агрессии в бессознательном уходит энергия, отсюда жалобы на слабость, быструю утомляемость, «нехватку сил».

Агрессивность возникает как результат неудовлетворенной сексуальной потребности клиентки. По ее инициативе в браке устанавливаются отношения по типу «мать — сын». В связи с запретом в такой диаде на (психологический) инцест (мужу-сыну запрещено вступать в сексуальные отношения с женой-мамой). Отсюда закономерное появление проблем с сексом как у мужа, так и у жены. Выполняя родительские предписания («Хорошие девочки не злятся»), клиентка вытесняет агрессию в бессознательное. На ее удержание в Тени тратится большое количество энергии. Если клиентка научится управлять своей агрессией, энергия освободится и сможет быть перенаправлена в конструктивное русло, например, на удовлетворение других потребностей.

4. Конфликт между «дать — брать». Во время сбора анамнеза женщина сообщила о всплывших в памяти словах родителей о том, что «за красивые глаза никто не любит. Любовь надо заслужить». Поскольку она считает себя недолюбленной, не получившей необходимого принятия от много работающей матери, она стремится получить эту любовь от мужа, в отношениях с которым отыгрывает травму отношений «мать — дочь». Мягкий, заботливый муж в таком браке играет роль любящей матери, помогая жене удовлетворить неудовлетворенную потребность в любви и принятии.

Детские переживания брошенности и покинутости до сих пор беспокоят клиентку, поэтому, чтобы не «свалиться» вновь в непроработанную детскую травму покидания матерью и избежать столкновения с психической болью, клиентка (с профилактической целью) бросает мужей сама и чувствует себя не покинутой, а умеющей контролировать ситуацию.

Выбираемая клиенткой модель отношений «мать — сын» реализовывается в постоянном «перекармливании» мужчин и навязывании им положения берущего, а не дающего. Чрезмерно вкладываясь в отношения и не получая компенсации (нарушение баланса «дать — брать», «Я даю на 70%, а беру только 30%»), клиентка устает и разрывает отношения с партнером.

П: Что вы об этом думаете?

К: Я согласна, но что же мне делать с этими анимами и анимусами?

С целью нейтрализации конфликта между архетипами используем технику «Интеграция Архетипов».

П: Выберите из набора «Анима» ВО две карты — ответы на вопрос: мои Анима и Анимус сегодня (актуальное состояние) и желаемое взаимодействие между ними.

Рисунок 2. Карты 5, 6 — иллюстрации актуального (дисгармоничного) взаимодействия Анимы и Анимуса (5) и желаемого (гармоничного, интегрированного) общения между ними (6)

Анализируем отношения с партнером с помощью техники «Анализ взаимодействия мужских и женских архетипов» (рис. 3).

Рисунок 3. Схема гармоничного взаимодействия архетипов

После знакомства с треугольниками женских и мужских архетипов просим выбрать карты 7–9, ассоциирующиеся с архетипами Гетеры, Жрицы и Матери. В них клиентка увидела себя «слепой, не понимающей своих чувств и действий Гетерой (карта 9), надрывающейся в стремлении позаботиться о мужчине-сыне матерью (8) и уверенной в себе карьеристкой Жрицей (7)».

Рисунок 4. Карты 7–9 — иллюстрации актуального (дисгармоничного) взаимодействия Архетипов Гетеры (карта 9), Матери (8) и Жрицы (7)

П: Гармоничное распределение проявлений Гетеры, Жрицы и Матери предполагает равный энергетический вклад женщины в каждую из ролей по 33%. В таком случае графическое изображение Внутренней женщины напоминает психологически устойчивый равносторонний треугольник (рис. 4). Сколько психической энергии Вы вкладываете в роли Гетеры, Жрицы и Матери?

К: Гетера проявляет себя на 10%, Мать — на 30% и Жрица на 60%.

П: Как в таком случае будет выглядеть Ваш треугольник? Нарисуйте его.

Женщина рисует вот такой психологически неустойчивый треугольник (рис. 5).

Рисунок 5. Иллюстрация дисгармоничного проявления женских архетипов клиентки

Сравнительный анализ гармоничного (рис. 3) и дисгармоничного (рис. 5) треугольников привел к осознанию причины конфликта между Анимой и Анимусом и непродуктивных стратегий поведения клиентки, разрушающих отношения.

Мужские архетипы партнера распределились, с точки зрения клиентки, так: истинный защитник-Воин проявляет себя только на 10% (в соответствии с активностью Гетеры (10%), пассивный Сын стягивает на себя 30% энергии в соответствии с активностью женского архетипа Матери (30%) и работающая Жрица (60%) активизирует 60% энергии Исследователя.

Диалог между женскими и мужскими архетипами увлек клиентку и с позиции прошлых, не сложившихся отношений она видит злую, несчастную заработавшуюся Жрицу, глупую Мамашу и слепую, «не ведавшую, что творит» Гетеру, которая совершает по отношению к мужчине много глупостей и тем самым сама разрушает отношения.

П: Как Вы думаете, в чем причина ваших разводов?

К: Мужья говорили, что я веду себя как мужик.

Комментарии: анализ причин распада отношений показал, что основными из них стали:

  1. неравномерное распределение энергии, затрачиваемой на выполнение ролей Гетеры, Жрицы и Матери;
  2. дисгармоничное взаимодействие ее женских (женский треугольник) и мужских (мужской треугольник) архетипов;
  3. вышеперечисленные конфликты клиентки;
  4. неприятие слабости бывших мужей, которых она сама выбирала и бросала.

После знакомства с гармоничными и негармоничными Архетипическими отношениями (рис. 3–5) клиентка осознала ошибочность своего поведения в браке и ту боль, которую она причинила обоим мужчинам. Агрессию в адрес мужчин, энергия которая «помогала ими управлять» (Анимус), сейчас воспринимает как враждебную себе (своей Аниме). Жалуется на плохое самочувствие, слабость, утомляемость. Говорит о том, что «хочет расслабиться и отдохнуть, но «какая-то сила внутри не дает быть слабой».

Анализ полученной информации позволил понять, что этой силой является «мощное мужское начало в ее психике» (в детстве она очень любила отца, а тот хотел сына и после рождения дочери воспитывал ее волевым, сильным, самостоятельным человеком). Клиентка сообщила, что хочет быть слабой, но этот «сильный человек внутри (Преграда) убивает ее, а сражаться с ним у нее нет сил».

Комментарии: часто в ходе терапии мы сталкиваемся с сопротивлением (преградой), препятствующей изменениям в поведении клиента. Клиент сопротивляется погружению психолога в бессознательное из-за неосознаваемого страха столкнуться со своей Тенью. Между тем, как известно, именно в Тени, как и в самой преграде, содержится колоссальная психическая энергия, доступ к которой необходимо получить. Однако, имеющий выгоды от проблемы клиент, чтобы не потерять их, не дает прикоснуться к преграде, не дает ее обойти и, уходя с сеанса, продолжает ничего не менять в своей жизни. Задача специалиста — помочь осознать выгоды и функции преграды, получить доступ к ее энергии, превратить ее в ресурс и направить высвобожденную энергию преграды в нужное русло.

Таким образом, Преграда — это часть личности клиента, обладающая энергией, направленной в данный момент против «Я» клиентки (в данном случае против союза Анимы и Анимуса). Цель работы с преградой — получить доступ к её энергии.

Рисунок 6. Преграда, мешающая нейтрализации конфликта между Анимой и Анимусом

Направленная против «Я» энергия преграды мешает переменам. Клиентка озвучила проблему так: «Меня что-то «душит», давит, держит, останавливает, мешает. Чувствую, что вряд ли сумею с этим справиться».

Зачастую причиной низкой мотивации к переменам и прокрастинации является результат влияния скрытой в бессознательном перенесенной, но непроработанной, неосознаваемой психотравмы, стягивающей на себя энергию, которая уходит на удержание вытесненных болезненных переживаний и поддержания сопротивления переменам. Поэтому необходим «договор» с преградой, которая, «разомкнет кольцо блокады, успокоится» и позволит человеку воспользоваться своим ресурсным «Я», который также является частью травмы.

Как известно, чтобы направить энергию травмы в продуктивное русло, эту травму надо прожить. Функция и ресурс преграды в ограждении клиента от столкновения с болезненными переживаниями. Преграда предлагает психологу пользоваться обходным и не всегда конструктивным путем. Окружив «Я» непроницаемым кольцом, она парализует человека (отсюда отсутствие мотивации к изменениям и прокрастинация).

Чтобы лицом к лицу встретиться с преградой, мы просим клиентку извлечь из набора карту, напоминающему этот барьер, и рассказать о нем. Опредметив преграду с помощью карты («Вытащи из набора свое сопротивление!»), организовав диалог с преградой, которая дает разрешение на новую жизнь после согласия клиентки на «подращивание» Анимы, примирение Анимы и Анимуса (или, например, ведения здорового образа жизни, или др.), сопротивление уходит, делегировав человеку ответственность за заботу о себе и избавление от проблемы.

П: Как Вы думаете, в чем причина Вашей внутренней войны между Анимой и Анимусом (карта 5) и блокировки энергии, направленной на их союз?

К: Не знаю.

Для ответа на этот вопрос используем технику «Договор с преградой», просим выбрать карты — ответы на следующие вопросы:

Шаг 1 (карта 5) — Ваше актуальное состояние (ВО)?

Шаг 2 (карта 7) — Преграда — Что мешает переходу из актуального состояния в желаемое (ВЗ)?

Шаг 3 (карта 8) — Какие выгоды удерживают в актуальном состоянии (ВЗ) ?

Шаг 4 (карты 9–14) — Что поможет этой трансформации (ресурсы) ВЗ и какие конкретные действия Вы предпримите с завтрашнего дня для перехода от (-) к (+)?

Шаг 5 (карта 6) (ВО) — Ваше желаемое состояние?

Клиентка выбирает из набора «Анима» следующие карты:

Рисунок 7. Карты 5–14 — иллюстрации к технике «Договор с преградой»

Шаг 2 (карта 7). К: Мешает переходу из актуального состояния в желаемое Преграда. Это моя агрессивность.

П: Что вы чувствуете, глядя на карту?

К: Она с каждым днем лишает меня сил.

Чтобы превратить энергию преграды в энергию ресурса, просим назвать преграду, обозначить ее картой, дорисовать ее образ и организуем диалог между «Я» клиентки и ее Преградой:

Вопросы с позиции «Я», адресованные Преграде:

  • Почему ты поступаешь со мной так?
  • Зачем тебе нужно, чтобы со мной было так, а не иначе?
  • По каким критериям (как) ты определила, что мне это нужно?

Ответы с позиции преграды, адресованные «Я»: Я вижу... Я чувствую... Я хочу... Я делаю...

Вопросы с позиции «Я»:

  • Кто ты такая? Откуда взялась? Почему мы не ладим между собой? Можем ли мы договориться?
  • Если то, что ты делаешь, так необходимо для меня, то разреши мне самой делать это (взять эту энергию себе). Что агрессивное действие на карте 7 обозначает в переносном смысле?
  • Как я могу творчески использовать функцию преграды для решения проблемы?

Финал диалога — договор с Преградой. Клиентка обращается к Преграде примерно так: «Если ты — часть меня, которая так заботится обо мне, позволь мне воспользоваться твоей энергией, взять ответственность за свою жизнь и перемены на себя и осуществить их САМОЙ».

Далее следует анализ нового поведения и конкретных действий в прямом и в переносном, иносказательном, аллегорическом смысле (когда учитывается не контекст, а подтекст проблемы) с ответом на вопрос: что я могу сделать, творчески используя энергию преграды?

П: Что делает с вами преграда?

К: Она сжимает меня так, как эта женщина (карта 7) сжимает туфли. (Демонстрирует энергичное и сильное сдавливающее движение ладоней.) Такое ощущение, что она хочет меня раздавить и задушить из-за обиды и злости.

П: Что этим сдавлением она хочет Вам сказать?

К: Преграда говорит: «Ты меня обманула. Обещала быть хорошей любящей женой и не смогла».

Клиентка осознала, что обижена на партнера и ее сильный Анимус мечтает ему отомстить (гетероагрессия) даже ценой потери женственности (Анимы), но тут же поняла, что она агрессирует не на партнера, а мстит себе — своей неженственной Аниме (на бессознательном уровне), не желая ее пробуждения (аутоагрессия). В этом состоит ограничивающий смысл преграды, защищающей Аниму от скрытой агрессии Анимуса.

П: Спросите у преграды, зачем она давит на Аниму?

К: Ты хочешь меня убить?

П: Что преграда отвечает Вам?

К: Да. Я хочу тебя убить, чтобы ты не разрушила меня.

К: А мы можем договориться?

П: Что преграда отвечает Вам?

К: Можем, если ты перестанешь быть мужиком и научишься быть женственной, мягкой, деликатной и заботливой. Но куда мы денем агрессию с ее желанием раздавить и причинить тебе боль (карта 7)?

П: Преграда имеет много энергии, важно научиться ее брать. Если у Вас это получится, сможете ли Вы ее направить на «подращивание» женственности и как Вы будете это делать?

К: Вместо злобного давления на саму себя я буду радостно сжимать ладони в предвкушении удовольствия от будущих отношений.

Комментарии: договор с Преградой был достигнут только после того, как клиентка подтвердила свое намерение разбудить свою женственность, стать сексуально привлекательной, мягкой, терпеливой и желанной партнершей и учесть то, что высказала ей преграда.

В осознании функции преграды помогает анализ телесных проявлений. Интерпретация агрессивного жеста сдавления (карта 7) позволила понять, что происходит с телом клиентки (негативные ощущения из-за подавленной агрессии). Задача — придать негативному смыслу сдавления позитивный контекст, проинтерпретировав жест сдавления как желание быстрее начать работу над пробуждением женственности, душевного тепла, ощущения значимости любви и умения делиться чувствами. Поэтому клиенткой были выбраны карты 10–14, обозначающие запланированные действия. Клиентка осознала, что преграда — это часть ее «Я», которая не дает разрушить себя (свою Аниму), что профилактирует разрыв отношений.

На рис. 6 отражена функция преграды: защита Анимы от агрессии Анимуса. Источником агрессии был конфликт и развод с партнером, который женщина она спроецировала на свою Аниму.

П: Куда вместо подавления женственности Вы будете теперь направлять агрессию? Кого или что хочется сжать, раздавить с такой же силой, как на карте 7?

Обсудив возможные способы социально приемлемого выражения агрессии, мы осуществили переход из дефицитарного состояния «конфликт и развод с партнером» в ресурсное, необходимое для возрождения Анимы.

Вывод: таким образом, чтобы взять энергию Преграды и направить ее в конструктивное русло, надо обозначить ее картой и ответить на вопрос: что и как конкретно преграда делает? Клиентка осознала функцию преграды. С одной стороны, заключающаяся в преграде агрессия защищала слабую Аниму от давления мощного Анимуса, а, с другой, — преграда мешала возможности союза между этими архетипами, являясь причиной разрывов отношений клиентки с мужчинами.

Клиентка осознала необходимость проявления агрессии и начала освобождаться от нее уже во время сеанса, многократно сжимая ладони, вылепив из пластилина свою агрессию и раздавив ее руками.

Далее мы возвращаемся к технике «Работа с преградой».

Шаг 3 (карта 8) — Какие выгоды удерживают вас в актуальном состоянии (ВЗ)?

К: Мужские модели поведения позволяют быть успешной в бизнесе.

Шаг 4 (карты 9–14) — Что поможет (ресурсы) переходу из актуального состояния в желаемое (рис. 7) и какие конкретные действия вы предпримите с завтрашнего дня для перехода от (-) к (+)?

Для ответа на этот вопрос клиентка выбирает (ВЗ) карты 9–14.

К: Карта 9 — «Буду меньше работать, а больше вкладываться в развитие Анимы».

Карта 10 — «Ускачу подальше - откажусь (как эта женщина на карте) от негативных установок».

Карта 11 — «Выпущу свою женственность на свободу, сниму с нее колпак, которым накрыл ее Анимус».

Карта 12 — «Стану мягче, женственнее, начну развивать способность любить и дарить любовь партнеру».

Карта 13 — «Позволю себе расслабиться, разрешу себе довериться мужчине и опереться на него».

Карта 14 — «Буду относиться к недостаткам мужчин с ангельским терпением».

П: Перечислив действия по переходу из негативного актуального состояния в желаемое и решившись на их выполнение, как Вы себя чувствуете?

К: Так, как будто меня облили холодным душем. Зато теперь я знаю, что делать. Спасибо.

Список литературы:

  1. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Мужские и женские харизматические образы: взгляд сквозь призму архетипов // Наука и мир. Международный научный журнал, №5(21), 2015, Том №2. С. 127–130.
  2. Дмитриева Н.В., Перевозкина Ю.М. Архетипические детерминанты модели ценностно-ролевых установок в браке // Мир науки, культуры, образования, №1(50), 2015. С. 190–195.
  3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Основные архетипы в классических юнгианских и современных представлениях // Медицинская психология в России, 2018, № 1 (48).
  4. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Архетипы К. Г. Юнга. К истории вопроса // Медицинская психология в России, 2017, Т. 9, № 5 (46).
  5. Fordham F. An Introduction to Jung's Psychology. - Harmondsworth: Penguin Books, 1964. - 127 p.
  6. Gray F. Plato's Echo. Feminist Refiguring of the Anima // Dreaming the Myth Onwards: New Directions in Jungi-an Therapy and Thought / edit by L. Huskinson. - London, New York: Routledge, 2008. - Р. 156–167.

Источник: Инновации в науке, 2018, № 5 (81), с. 44–51.

8 мая Наталья Витальевна Дмитриева, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор кафедры прикладной педагогики и логопедии СПбИПСР, профессор ВЕИП, преподаватель Института «Иматон», руководитель образовательного центра «Метафора», одна из основателей направления «аддиктивная идентичность», создатель школы психологов, работающих в этой области, отмечает день рождения. Поздравляем Наталью Витальевну и желаем здоровья, вдохновения и талантливых учеников!

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Использование анекдотов в психотерапии
    02.12.2022
    Использование анекдотов в психотерапии
    Для психолога анекдот может быть идеальным сном. Где потребности заменяются символами, и эта метафорическая круговерть дает возможность психике высказать себя, не принимая за это ответственности и не понимая, про что говорит рассказчик...
  • Метод «Мои пиктограммы» в диагностике и терапии
    03.10.2022
    Метод «Мои пиктограммы» в диагностике и терапии
    «Если классический метод пиктограмм исследовал запоминание, мышление и немного аффективные особенности человека, то я позволила себе исследовать еще и эмоциональные связи человека с другими людьми и различными аспектами жизни…»
  • 16-й Саммит психологов: поддержка коллег и опыт профессионалов
    10.06.2022
    16-й Саммит психологов: поддержка коллег и опыт профессионалов
    На пленарном заседании 16-го Санкт-Петербургского саммита психологов собралось более 700 гостей, а просмотры онлайн-трансляции превышают 15000. С 6 по 8 июня состоялось более 80 практических встреч с ведущими психологами: интерактивных лекций и мастер-классов.
  • Работа с отношениями в паре с помощью библиотерапии
    27.05.2022
    Работа с отношениями в паре с помощью библиотерапии
    Особенностью библиотерапии как метода психотерапевтического воздействия является ее экологичность и ресурсность. Ведь мы имеем дело с творческим потенциалом, давая возможность клиенту его в себе обнаружить. В статье рассматриваются кейсы из практики.
  • Работа с детьми, пострадавшими от коммерческой сексуальной эксплуатации
    27.07.2021
    Работа с детьми, пострадавшими от коммерческой сексуальной эксплуатации
    Чтобы у ребенка появилась мотивация прекратить участвовать в коммерческом сексе, важно помочь ему преодолеть завесу молчания, вернуть чувство собственной значимости, увидеть цели в жизни и сформировать адекватные модели взаимодействия с окружающими...
  • «Река Потудань»: психотерапевтическое занятие по рассказу А.Платонова
    18.06.2021
    «Река Потудань»: психотерапевтическое занятие по рассказу А.Платонова
    Пациенты, по причине своей душевной блейлеровской эндогенно-процессуальной расщеплённости нередко гонимые благополучными людьми, мучаются одиночеством. Друг с другом им легче, но и тут нет здоровой способности к целостной душевно-телесной любви…
  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
    04.06.2020
    Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
    Саммит психологов всегда был масштабной встречей в городе на Неве. Но в условиях пандемии и карантинных мер Саммит состоялся онлайн и, по словам проф. Бориса Братуся, стал «свидетельством действительного рождения постсоветского психологического сообщества»...
  • О преодолении последствий травматического опыта детей
    14.04.2020
    О преодолении последствий травматического опыта детей
    Есть непосредственные травмы, которые можно выделить как события: нападения, катастрофы, острый развод родителей, потеря близких. Если ребенок живет в семье, где он подвергается жестокому обращению, я также отношу это к травматическому опыту...
  • Что делать? Руководство для родителей в период карантина
    03.04.2020
    Что делать? Руководство для родителей в период карантина
    В условиях карантинных мер дети и взрослые проводят вместе дни напролет. Как организовать жизнь семьи в новых условиях? Практические рекомендации предлагает главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Вера Абраменкова...
  • Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
    13.02.2020
    Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
    VI Всероссийский фестиваль практической психологии «Где дни облачны и кратки...» состоялся в Санкт-Петербурге 6 - 8 февраля 2020 года. В фестивале приняли участие 400 психологов из России, Швейцарии, Германии, Финляндии, Эстонии, Литвы, Великобритании...
  • Инга Калмыкова о психотерапевтическом театре
    31.01.2020
    Инга Калмыкова о психотерапевтическом театре
    «Пациенты играют самих себя и проживают свойственные им переживания: свою неловкость, тревоги, сомнения, страхи, ипохондрию и начинают немного принимать их, посмеиваться над ними, и понимать красоту и человечность лучших свойств своей души»…
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»