18+
Выходит с 1995 года
22 ноября 2024
Внезапная смена руководства в Институте психологии и социальной работы. Разбираемся, кого коснулись перемены

С 1 марта 2021 года в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы ректором назначен доктор экономических наук Алексей Игоревич Балашов. До этого в течение 28 лет вузом бессменно руководил доктор психологических наук Юрий Петрович Платонов, по инициативе которого институт и был создан в 1992 году. В распоряжение редакции «Психологической газеты» попало анонимное тревожное письмо, авторы которого опасаются, что эти изменения незаконны, носят идеологический характер и приведут к разрушению института. Понимая, что внезапные перемены вызывают много вопросов у профессионального сообщества, редакция обратилась за ответами к новому руководству СПбГИПСР. Предыдущий ректор Юрий Петрович Платонов отказался комментировать ситуацию.

На вопрос «Психологической газеты»: «Чем вызваны изменения руководства института? И почему они происходят именно сейчас?» новый ректор СПбГИПСР Алексей Балашов ответил:

«Вопросы подбора администрации института решаются на основании действующего законодательства. Институт — государственное учреждение высшего образования. Согласно Трудовому кодексу РФ, предельный возраст руководителя образовательной организации высшего образования — 70 лет. Высочайший авторитет создателя института Юрия Петровича Платонова позволил ему еще пять лет после достижения предельного возраста исполнять обязанности ректора, а с августа 2020 года по конец февраля 2021 года обязанности ректора института временно исполняла его супруга. С 1 марта после прохождения установленных законодательством процедур на должность ректора был назначен я».

Пожелавшие остаться неизвестными коллеги пишут в редакцию, что в органах управления институтом произошли кадровые изменения и «в связи “с отсутствием в вузе науки как таковой” упразднена должность проректора по научной работе, а занимавшая эту должность д. физ.-мат. н., проф. И.Г. Малкина-Пых переведена на должность научного сотрудника». Действительно ли упразднена должность проректора по науке?

«К сожалению, существовавшая на момент моего назначения структура управления институтом не обеспечивала в полном объеме качественного выполнения стоящих задач, — подчеркивает Алексей Игоревич. — Так проректор по научной работе в институте был оформлен как внутренний совместитель на 0,25 ставки к штатной должности профессора кафедры и входил в состав научно-исследовательского центра, возглавляемого сыном предыдущего ректора. Никакой структуры под проректором по науке в институте не существовало, при том что в штатном расписании на 1 марта 2021 года имелось семь вакантных ставок. Аналогичная ситуация была и с другими проректорами. В настоящее время структура управления в институте переформирована — введены штатные должности проректоров, деканов и заведующих кафедрами. Вместо проректора по науке введена должность проректора по инновационному развитию — это требование времени. В условиях постковидной реальности город предъявляет повышенные требования к научно-методическому обеспечению деятельности инновационных площадок, созданных на базе учреждений социальной защиты. На проректора по инновационному развитию возложена координация данной работы. Штатный состав научно-исследовательского центра института укомплектован. Прорабатывается вопрос ребрендинга научного журнала института, существующего с 2001 года, чтобы он мог претендовать на вхождение в перечень ВАК РФ».

Об инновационных площадках рассказала Татьяна Николаевна Баркова, кандидат социологических наук, проректор по инновационному развитию, начальник управления делами и кадрами СПбГИПСР:

«У нас 17 инновационных площадок, среди которых центры поддержки семей с детьми, КЦСОНы, центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, кризисный центр помощи женщинам, освободившимся из мест лишения свободы, и другие организации. Эти организации, являющиеся местами практик и стажировок наших студентов, остро нуждаются в научно-методическом сопровождении, которое может предоставить им наш институт и от уровня которого зависит качество предоставляемых горожанам социальных услуг. Мы поставили перед собой задачу — сделать так, чтобы о нас знали как о ведущем вузе в области психолого-социальной работы в Санкт-Петербурге».

Мы связались с Ириной Германовной Малкиной-Пых и уточнили, почему она оставила должность проректора. Она ответила:

«У нашего учредителя появились требования, касающиеся методического сопровождения инновационных площадок. Институт должен осуществлять научно-методическое сопровождение этих площадок — это социальная практика. Я не социолог и не социальный работник, поэтому этой деятельностью я не могу заниматься. Когда я отказалась от должности проректора, мне была предложена должность главного научного сотрудника в реанимированном научно-исследовательском центре. Видение нового ректора в том, что каждый преподаватель обязан заниматься научной работой в рамках своей нагрузки».

В беседе с новым ректором СПбГИПСР мы спросили, коснутся ли изменения учебной части.

«Учебный блок работает в штатном режиме, — отметил Алексей Балашов. — Мы сейчас плотно занимаемся вопросами подготовки к выпуску студентов и новой приемной кампанией. В институте, которому на этой неделе исполняется 29 лет, работают его выпускники, но среди заведующих кафедрами, деканов и проректоров их нет. Уверен, что нам надо активнее выращивать из своих выпускников тех, кто сможет продолжить традиции вуза, совместив их с новым запросами и требованиями. Начальником учебного управления мною в настоящее время назначена выпускница института 1999 года».

Авторы письма, имеющегося в распоряжении редакции, переживают, что изменением руководства института деморализованы не только сотрудники, но и студенты. Ирина Малкина-Пых, которая больше работает с магистрантами, в телефонном разговоре отметила, что их эта ситуация не затронула. А Алексей Балашов в ходе встречи рассказал, что с 13 по 15 апреля для активистов института организовали выездной научно-практический профориентационный семинар в Казани. Студентов в поездке сопровождала Татьяна Баркова, она объяснила:

«Поездка совмещала две функции: с одной стороны, это была профориентационная и воспитательная работа, а с другой, инновационное развитие. Поехали 38 студентов с первого по четвертый курс, которые посетили Казанский федеральный университет и Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова. Ребята встречались со студенческими активами вузов, обменивались опытом по организации воспитательной работы. Были подписаны соглашения о сотрудничестве между вузами».

Еще одним поводом для волнений в сообществе стало другое кадровое изменение в институте: «должность проректора по воспитательной работе занимает подполковник Лиховид В.И., ранее исполнявший обязанности начальника ФКУ «Следственный изолятор №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области». Алексей Балашов прокомментировал это назначение:

«Не происходит механической замены одних проректоров на других. Владимир Иванович по образованию инженер и работал в высшем военном учебном заведении в Петербурге в течение 14 лет. При предыдущем министре обороны военный вуз был ликвидирован, и офицер был вынужден дослуживать пенсионную выслугу в системе ФСИН Санкт-Петербурга по воспитательной работе. После выхода в отставку последние 3 года он работал в управлении общежитиями Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (СЗИУ РАНХиГС). В задачи проректора по воспитательной работе института входит не только культмассовая работа, но и курирование общежитий, работа со студенческим советом, развитие волонтерства и патриотическое воспитание. Это направление сегодня требует усиления».

В связи с выявлением фактов неполного соблюдения законодательства прежней администрацией мы спросили, не планирует ли новое руководство привлечь к ответственности своих предшественников.

«Мы настроены конструктивно, — подчеркнул Алексей Балашов. — Многое нужно исправлять, поскольку накопился критический объем жалоб и судебных исков, решения по которым мы должны выполнить».

В беседе Алексей Игоревич отметил заслуги предыдущего ректора:

«Вуз — это не только имущественный комплекс: это репутация и история. И эту историю создавал Юрий Петрович Платонов. Мною 31 марта на рассмотрение ученого совета был вынесен вопрос о назначении Юрия Петровича на должность президента нашего института. Решение было принято единогласно».

Новый ректор СПбГИПСР Алексей Балашов выразил готовность продолжать традиции института, определенные в его миссии: «Достоинство личности, профессиональная компетентность и социальная ответственность».

Оценивая свои перспективы работы в институте, бывший проректор по научной работе, профессор кафедры консультативной психологии и психологии здоровья Ирина Малкина-Пых сказала:

«У меня договор с институтом до августа 2022 года, я не увольняюсь, посмотрю, как будут развиваться события и отношения с руководством. Сейчас манера общения нового ректора кажется мне похожей на ту, что принята в военных учреждениях».

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Профессиональная идентичность практического психолога: готовность к новой ситуации
    28.06.2024
    Профессиональная идентичность практического психолога: готовность к новой ситуации
    В пленарной части 18-го Санкт-Петербургского саммита психологов состоялась дискуссия с участием Т.Ю.Базарова, А.Г.Асмолова, М.М.Решетникова, К.В.Павлова, А.Г.Караяни и Е.В.Сидоренко.
  • Актуализирован профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере»
    29.10.2023
    Актуализирован профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере»
    Московский государственный психолого-педагогический университет выступил ответственной организацией-разработчиком актуализированного профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» и пояснительной записки к нему.
  • Психологическое просвещение и поддержка в кризисных ситуациях
    27.03.2021
    Психологическое просвещение и поддержка в кризисных ситуациях
    Результатами опыта использования массмедиа в качестве инструмента психологического просвещения, психологической помощи и поддержки населения делятся сотрудники университетского центра практической психологии…
  • Этическая среда: благодарность и личные границы в работе психолога
    13.02.2021
    Этическая среда: благодарность и личные границы в работе психолога
    17 февраля в 19:00 в онлайн-формате состоится встреча в рамках проекта «Этическая среда». Елена Синельникова расскажет о результатах исследования понимания благодарности, участники обсудят, как терапевту не злоупотребить благодарностью клиента…
  • «Дефициты нашего времени: Доверие. Понимание. Смысл» — диалоги на Гайдаровском форуме
    15.01.2021
    «Дефициты нашего времени: Доверие. Понимание. Смысл» — диалоги на Гайдаровском форуме
    Говоря о дефиците смыслов, профессор НИУ ВШЭ Александр Николаевич Архангельский заметил: «Для того чтобы смысл в единственном числе стал возможен, нужны смыслы во множественном, которые противоречат друг другу…»
  • Дистантная психотерапия: вызовы и границы
    25.09.2019
    Дистантная психотерапия: вызовы и границы
    «Мне очень легло то, что говорил Александр Асмолов о ремесле. Я не могу принять разговоров о научной психотерапии или об искусстве психотерапии. Для меня психотерапия – это ремесло, использование коммуникации для помощи обратившемуся человеку в решении его проблем. В этом смысле – она очень широкая, поэтому, когда я буду говорить «психотерапия», наверное, удачнее было бы говорить «психологические практики». Так что под «психотерапией» будут использоваться психологические практики, но с некоторым налетом того, что мне кажется уместным отнести к любой психотерапии: что не экзистенционально, то не психотерапия...»
  • Раннее выявление психических расстройств в России и Норвегии
    21.08.2019
    Раннее выявление психических расстройств в России и Норвегии
    Специалисты фондов, оказывающих помощь психически больным людям, рассказали «Психологической газете» о подходах к раннему выявлению психозов, работе с семьями и профилактике психических расстройств. В беседе участвовали: Нильсен Ян-Эрик - президент фонда психиатрической информации «ПсикОпп», Скоген Элин - исполнительный директор фонда психиатрической информации «ПсикОпп», Ставангер (Норвегия); Корюкин Алексей – председатель совета информационного агентства сервиса психического здоровья «ПроПси», Ставрополь (Россия)...
  • XIII Саммит психологов: наша миссия – сохранить Человека
    06.06.2019
    XIII Саммит психологов: наша миссия – сохранить Человека
    2–4 июня 2019 года в Санкт-Петербурге проходил XIII Саммит психологов, который объединил более тысячи психологов из разных стран для обмена профессиональным опытом. Дискуссия в рамках открытого Форума психологов 2 июня была посвящена памяти выдающегося экзистенциального аналитика Александра Баранникова. Панельная дискуссия «Духовность. Сексуальность. Цифра. Куда уводят тренды?» задала участникам Саммита вектор работы по осознанию причин, направленности и последствий стремительных изменений в современном обществе для выполнения великой миссии: сохранить Человека...
  • Профессиональная и личностная позиция психолога: сапожник в сапогах
    22.11.2024
    Профессиональная и личностная позиция психолога: сапожник в сапогах
    «Позиция подлинного профессионала подконтрольна его Личности, тем более когда “объект” вашего профессионального усилия — иная Личность».
  • Как научить детей противостоять манипуляциям общества потребления
    12.11.2024
    Как научить детей противостоять манипуляциям общества потребления
    «Нужно научить детей не только фильтровать поступающую информацию, а буквально управлять её потоком, критично оценивать любые предложения, вскрывать истинные мотивы поведения за декларируемыми…»
  • Межкультурная компетентность психологов: проблемы и перспективы изучения и формирования
    10.11.2024
    Межкультурная компетентность психологов: проблемы и перспективы изучения и формирования
    «Встреча психолога с клиентом из другой культуры актуализирует ценности, нормы установки и предубеждения консультанта, которые специалист может осознавать, а может и не осознавать».
  • Механизмы и функции эмпатии
    31.10.2024
    Механизмы и функции эмпатии
    «Можно определить эмпатию как особого рода эмоцию, содержание которой — отраженное субъектом эмпатии отношение переживающего человека к действительности, выраженное в тех же чувствах и проявляемое внешне в формах экспрессии, подобных экспрессии переживающего».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»