18+
Выходит с 1995 года
25 ноября 2024
Социальная психология здоровья

В 2003-2004 годах Н.Д.Творогова выполнила научное исследование по планам РАО в сфере здоровьесберегающих педагогических технологий. Тема исследований была признана приоритетной и актуальной в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, в которой в качестве ведущих были выделены задачи разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. 

Часть I. Психология здоровья 

Определения понятия «здоровье» 

Современная научная модель человека (принятая в большинстве стран мира) – биопсихо-социальная. 

Определение, записанное в Уставе ВОЗ (1948): «Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». 

В Федеральном законе РФ №323-ФЗ записано:
«Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

Психология индивидуального здоровья

Секция «Психология здоровья» открыта в Американской психологической ассоциации в 1978г. С 1982 г. в США начал издаваться журнал «Психология здоровья».

В РФ в 2004 г. в рамках Московского отделения Российского психологического общества (МО РПО) была создана секция «Психология здоровья» (председатель секции по настоящее время – проф. Н.Д.Творогова); «психология здоровья» стала рассматриваться как раздел клинической психологии, изучающий психологическую составляющую индивидуального здоровья, психологические аспекты общественного здоровья.

Составляющие современного определения индивидуального здоровья:

А. Состояния физического благополучия.

В медицине здоровье физическое – это состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей организма отдельных индивидуумов (Оганов Р.Г., Вялков А.И., 2000). 

Б. Состояния психического благополучия.

В психологии понятие «психического благополучия» разными авторами трактуется по-своему (Jahoda М., 1958; Kasl S.,1974; Ryff, 1989; др.). Исследование психического благополучия возможно и в контексте поведения личности; в этом случае переживание благополучия выступает как индикатор степени удовлетворения значимых для нее потребностей, как индикатор соответствия жизненного пути личности значимым для нее ценностям, убеждениям (Н.Д.Творогова, 2005).

В. Состояния социального благополучия.

Социальное благополучие в зарубежных исследованиях оценивается успешностью социального и экономического функционирования (Raphael et al., 1996). В 1977 г. ВОЗ расширила понимание (а не формулировку) здоровья, дополнив его аспектом «социальной и экономической продуктивности». Отмечается, что состояние социального благополучия человека глубоко связано с качеством его отношений с окружающими; сознание реагирует на отклики, которые человек получает от других людей (Чиксентмихайи М., 2011). 

В РФ считается (Г.С.Никифоров), что благополучие социальное проявляется в широкой динамичной системе социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. Выявлена взаимосвязь между социальным благополучием личности и ее здоровьем, болезнью (Творогова Н.Д., 1976 – кандидатская диссертация по социальной психологии; Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. – М.: Аспект Пресс, 2007;, др.).

Г. Состояние духовного благополучия.

Исполком ВОЗ в январе 1998 г. предложил уточнить определение здоровья и дал его в такой редакции: «Здоровье – есть динамическое состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Резолюция ЕВ101.R2). Однако эта формулировка была не принята Ассамблеей и государствами-членами, не вступила в силу (из-за отсутствия общего понимания духовности).

Духовность в современном светском понимании [Гундаров И.А., 2016] – это деятельность сознания, направленная на поиск смысла жизни, своего места в ней, на определение критериев добра и зла для оценки событий, людей и руководства к действию. 

Согласно А.Маслоу, духовность связана с высшими бытийными ценностями. Философ Платон в сформулированной им триаде высших ценностей называл истину, красоту и добро.

Игнорирование направленности на высшие цели может привести к задержке в развитии личности (вызвать «метапатологию» по А.Маслоу), приводя к нигилизму; ощущению бессмысленности жизни; цинизму, недоверию к другим людям; чувству отчуждения от окружающего мира; безнадежному отношению к будущему, др.

Общественное здоровье

Здоровье общественное (Public Healthasaresource) — здоровье населения на групповом и популяционном уровнях, оцениваемое по совокупности не только медико-демографических, санитарно-статистических, но и психологических показателей. 

Взаимосвязь состояний благополучия:

 а) В медицине и психологии традиционно изучаются психо-соматические взаимовлияния. 
б) Социопсихосоматический подход предполагает включение системы «Тело-Психика» в надсистему «Человек и Другие», т.е. изучение человека в социальном контексте. 
в) О взаимосвязи духовности и физического здоровья первыми стали говорить философы и религиозные мыслители. Данные (из более чем 1200 работ) о связи между состоянием духовного благополучия и физическим здоровьем обобщены в обзоре, опубликованном издательством Оксфордского университета в 2001 г. 
г) Активно изучаются взаимосвязи между индивидуальным и общественным здоровьем. Общество может оказывать как развивающее, так и сдерживающее или деструктивное влияние на личность, ее здоровье, что дало основание Э.Фромму ввести термин «социально заданная ущербность». 

Часть II. Направления активности с целью управления здоровьем

Поддержание индивидуального здоровья

Группа американских специалистов (1982 г.) пришла к выводу, что примерно половина смертельных исходов обусловлена нездоровым образом жизни, около 20% – факторами внешней среды, 20% – биологическими факторами и 10% – несовершенством здравоохранения.

Здоровый образ жизни (в современном его понимании) – направлен на обеспечение, поддержание, восстановление физического здоровья.

Мы (Т.Д.Творогова, 2008, 2016) ввели понятие «саногенное поведение»; поскольку необходимо заботиться о следующих составляющих своего здоровья: психическом, социальном, духовном благополучии (Творогова Н.Д. Саногенное поведение в контексте здорового образа жизни // Ж. Сеченовский вестник». 2017; № 1(27). С.50- 60).

В контексте изучения саногенного поведения саногенным мы назвали общение, которое по своей направленности и способам осуществления приближает его участников к здоровью, благополучию (духовному, психическому, социальному, физическому); это оздоравливающее общение. 

Внутренняя картина здоровья 

Активность человека может быть сфокусирована на внутренней картине болезни (ВКБ), изменившемся образе тела и плохом самочувствии. Это патоцентристская направленность личности. 

Однако направленность активности человека может быть и саноцентристской. Полезно, чтобы человек, проявляя активность, фокусировался на внутренней картине здоровья (ВКЗ), на ресурсах, которые имеет.

Ответственность за свое здоровье

У каждого человека есть право распоряжаться своим здоровьем, иметь информацию о состоянии организма (право знать диагноз в случае болезни).

У личности есть свобода, ответственность за свой выбор поведения, направленного: или на болезнь; или на здоровье (в том числе – на личностную зрелость, самоактуализацию и самореализацию). 

Школы здоровья

Школы здоровья – призваны помогать человеку двигаться в направлении здоровья, разрабатывая программы модификации поведения (международный термин – «поведение, направленное на здоровье») и обучая по ним своих клиентов. Одна из задач школ здоровья – модификация привычных для пациента моделей поведения, моделей общения со значимыми другими.

Поддержание общественного здоровья

На общегосударственном уровне мишенью программ с целью поддержания общественного здоровья могут быть общественное настроение, обычаи, культурные стереотипы, межнациональные и классовые конфликты, информационные потоки, пр. Общая цель программ: формирование компетенции личности и общности в сфере здоровья, привлечение самих граждан к процессу укрепления своего здоровья.

Общественное здравоохранение – это система охраны здоровья, которая предполагает взаимодействие медицинских учреждений, образовательных, научно-исследовательских учреждений, информационных служб, управленческих органов (министерств, ведомств и пр.), добровольных организаций (ассоциаций), медицинских страховых компаний, частной медицинской и психологической практики, пр.

Основное предназначение общественного здравоохранения – управление общественным здоровьем. Инструменты трансформации поведенческих стереотипов населения в направлении поддержания здоровья: просвещение, консультации, пропаганда, поощрение здорового образа жизни, пр. 

Часть III. Поддержание у субъектов учебно-воспитательного процесса состояния социального благополучия

Для поддержания физического благополучия студентов, преподавателей, менеджеров учебного заведения традиционно проводится их ежегодная диспансеризация.

Для поддержания состояния психологического здоровья (определение введено И.В.Дубровиной, чтобы не путать состояние психического благополучия/неблагополучия с традиционно медицинским термином «психическое здоровье») в нашей стране в учебные заведения стали внедряться психологические службы.

Для поддержания социального благополучия участников учебно-воспитательного процесса важно обращать внимание на организационную культуру учреждения (применяемые большей частью организации философия и идеология, ценностные ориентации, верования, идеалы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами). Сотрудники организации так или иначе воспринимают и ин-терпретируют организационную культуру, что влияет на их поведение внутри организации (Рюттингер Р., 1992).

Субъективное социальное благополучие проявляется в широкой (достаточной для данного индивида) динамичной системе социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений, проявляющихся в форме дружбы, любви. ВОЗ обратила серьезное внимание на «систему социальной поддержки против стресса». Поддержка понимается в психологии как рефлексия отношения человека с людьми из близкого окружения, сопереживающими и оказывающими ему реальную помощь.

Благодаря процессу общения личность может влиять на уровень своего социального благополучия. Это касается не только учащихся, но и преподавателей.

Организационная культура учебного заведения зависит и от организаторов обучения (руководителей учреждения). В психологии управления доказано, что эффект управления зависит от качества управляющего звена. Зрелость личности – хорошая предпосылка для эффективного управления. Общение специалиста помогающей профессии призвано обладать свойствами саногенного общения; коллеги, подчиненные, учащиеся, др. ждут от профессионала демонстрации коммуникативной компетентности. Саногенное общение нельзя имитировать; чтобы общение стало таким, в него нужно «вложиться» своей личностью, которая при этом должна быть здоровой не только в традиционном понимании психиатров, но и в понимании А.Маслоу, в понимании Б.С.Братуся (в противном случае лучше ограничиться строго ролевым общением). Здоровое общество способствует овладению его гражданами саногенным общением; в свою очередь, саногенное общение его граждан – особенно профессионалов, призванных демонстрировать образцы такого общения, – способствует оздоровлению общества.

Эмпирическое исследование социального благополучия студентов

В своем эмпирическом исследовании (Творогова Н.Д., 2002) мы изучали поведение (коммуникативную деятельность) личности, обеспечивающее ее социальное благополучие.

Исходя из психологической теории деятельности, разработанной отечественной психологической школой, нами было проведено системное исследование интраиндивидных составляющих общения. Элементы этой системы – составляющие макроструктуры общения: потребность в общении, его мотивы, цели, коммуникативные действия и операции. В качестве системообразующего фактора был выбран приобретаемый в группе межличностный статус (другие возможные результаты внутригруппового общения – уровень интеграции совместной деятельности, уровень развития группы, общительность как индивидуально-устойчивое свойство личности, образ другого и образ самого себя, пр.). Таким образом, в своем исследовании мы ограничились изучением интраиндивидной структуры процесса, приводящего личность к приобретению ею межличностного эмоционального статуса, способности быть социометрически избираемой. 

В исследовании приняли участие студенты (371 студент ММА им. И.М.Сеченова) и студенческие группы. Выбор именно межличностного эмоционального статуса в качестве результата коммуникативной деятельности объясняется большой субъективной значимостью для данной возрастной группы положения среди себе подобных (Н.Д.Творогова, 1996). По результатам проведенного нами исследования коммуникативные характеристики студента влияют практически на все сферы его жизнедеятельности в вузе. Успешность студента в неформальном общении сказывается на его академическом балле на традиционном экзамене. Общение, приносящее студентам успех, способствует удовлетворенности учением, выбором вуза. В то же время исследование выявило, что 44% опрошенных студентов не были удовлетворены взаимоотношениями в своей учебной группе, 32% студентов не имели в группе близких друзей. У изолированных в группе студентов (при условии наличия у них высокой потребности в общении и референтности учебной группы) по результатам их диспансеризации была выявлена высокая вероятность эмоционального перенапряжения, возникновения нервных, психо-соматических заболеваний, др.

В качестве условий самоуправления своим общением мы рассматривали следующие: (1) разотождествление с процессом общения; (2) выявление структурных составляющих процесса общения (по выражению Н.Ф.Талызиной – «его логики»), которые рассматривались нами как «мишень» управляющих воздействий; (3) овладение технологиями управляющих воздействий - выбора приоритетов в мотивах своего общения, постановки значимых для себя коммуникативных целей, разработки программы достижения целей, овладения необходимыми действиями и операциями, извлечения позитивного для себя опыта даже из неудач, подстерегающих на пути к цели; (4) зрелость личности как субъекта управления своим поведением. 

В результате исследования выявлены взаимовлияния (прямо- и обратнопропорциональные зависимости) между мотивами общения и процессом его осуществления, а именно, целями общения, адекватностью социальной перцепции, техникой общения, межличностным статусом, как результатом личностно-ориентированного общения.

На привлекательность студента в своей учебной группе влияют его мотивы общения, статусные притязания, адекватность социальной перцепции, техника общения, адекватность самооценки.

Наряду с влиянием усилий студента, направленных на повышение его привлекательности в учебной группе, выявлено и обратное влияние положения в группе на процесс общения студента в своей учебной группе.

Исследование показало, что студент может осознанно управлять межличностными отношениями в своей учебной группе, может влиять на свой межличностный статус в ней. Однако достижение успеха в самоуправлении своим поведением в учебной группе зависит от того насколько он понимает логику процесса, которым управляет. Кроме того, надо учитывать уровень развития своей группы.

Литература:

  1. Творогова Н.Д. Общение: диагностика и управление. – М.: Смысл, 2002. – 246 с. 
  2. Творогова Н.Д. Духовное здоровье // Вестник университета Российской академии образования. - М.: Изд-во Университет РАО. 2006, № 4. С.44-53.
  3. Творогова Н.Д. Поведение в направлении здоровья //Здоровье нации и образование. Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России». М.: Изд-во моск. ун-та, 2007. – С. 133 – 137.
  4. Творогова Н.Д. Саногенное мышление //Материалы международной конференции «Психология общения ХХ1 век: 10 лет развития». – М., 2009, т.2. – С.286-291.
  5. Творогова Н.Д. Саногенное общение как средство достижения социального благополучия // Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник научных трудов по материалам I Всероссийской научно-практической конференции /отв. ред.: И.В. Белашева, Л.И. Макадей. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 505 с. - С. 194-200.
  6. Творогова Н.Д. Психологические риски для одаренности с позиций психологии здоровья // Психология творчества и одаренности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 20-21 апреля 2018 г. : сборник статей / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. – Москва : МПГУ, 2018. С.232-237.

Эмпирическое исследование социального благополучия преподавателей.

В 1995 г. ЮНЕСКО разработала Программный документ «Реформа и развитие высшего образования», в котором изложены мировые тенденции и задачи развития высшего образования, а также названы аспекты образовательной деятельности, существенно влияющие на его качество, среди них – соответствие требованиям современности, интернационализация и качество персонала. В связи с этим изучение уровня субъективного благополучия преподавателя вуза актуально. 

Человек способен к рефлексии уровня своего социального благополучия; в общее состояние его субъективного благополучия (физического, психического, социального) субъективное социальное благополучие вносит вклад. Восприятие личностью своего положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых она живет, а также в соответствии со своими целями, ожиданиями, стандартами и заботами ВОЗ характеризует как качество ее жизни. Удовлетворяющий личность уровень ее социального благополучия способствует физическому и психическому здоровью, повышает производительность труда.

Цель проведенного нами исследования: изучение уровня субъективного социального благополучия преподавателей вуза.

Контингент обследованных: 60 преподавателей 4-х московских вузов в возрасте от 30-ти до 40 лет (30 женщин, 30 мужчин). 

Методы исследования: методика измерения уровня психического благополучия К.Рифф; фиксировались занимаемая должность и уровень зарплаты обследованных преподавателей, их семейный статус; использована предложенная нами анкета удовлетворенности опрашиваемых своим социальным положением.

Результаты психологического обследования преподавателей:

а) уровень субъективного социального благополучия опрошенных преподавателей (по 5-балльной шкале): по 5% – с высоким и низким субъективным социальным благополучием, 10% – скорее с высоким, 15% – со средним, 65% – скорее с низким;
б) мы не получили различий в субъективной оценке своего состояния социального благополучия в зависимости от должности преподавателя (ассистент, старший преподаватель, доцент) и его семейного положения;
в) выявлено различие в субъективной оценке своего состояния социального благополучия в зависимости от пола преподавателя – мужчины-преподаватели в среднем его оценивают ниже, чем женщины-преподаватели;
г) уровень субъективного социального благополучия преподавателя взаимосвязан с уровнем его субъективного психического благополучия.

На уровень субъективного социального благополучия преподавателя вуза преимущественное влияние оказывает эффективность его социального и экономического функционирования, оцененная обществом в форме престижа его профессии и уровня его заработной платы (выявлена ориентация преимущественно на восприятие личностью своего положения в жизни в контексте системы ценностей общества и оценок им своей эффективности).

Внутренний локус контроля (активация собственной шкалы оценки уровня социальной значимости своего труда – ориентация на собственную систему ценностей, ценности референтной группы), общение с опытными давно работающими в вузе преподавателями, признание корпоративной культурой вуза ценности преподавательского труда должны способствовать повышению уровня субъективного социального благополучия работающих в нем преподавателей; повышение которого скажется на производительности их труда, на качестве их профессионального общения со студентами. 

Литература:

  1. Творогова Н.Д. Педагогическое общение //Психология, лингвистика и междисциплинарные связи. М.: Смысл, 2008. – С. 250 – 274.
  2. Творогова Н.Д. Саногенное поведение //Философия укрепления здоровья нации. М.: Российское философское общество. 2008. – С. 124 – 139.
  3. Творогова Н.Д. Проблемы изучения поведения в направлении здоровья //Материалы 5 Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». – М., 2009, т.4: Здоровье нации и образование. – С. 158-162.
  4. Творогова Н.Д. Педагогический труд как общественная ценность // Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов. – Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2012. С. 180-190.
  5. Творогова Н.Д., Кулешов В.А. Преподаватель отечественного вуза перед вызовами современности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. №3. С. 3-21. doi: 10. 11621 / VSP. 2017.03.03.

Заключение

В теоретическом плане продолжено развитие психологического подхода к исследованию индивидуального и общественного здоровья. Современное определение здоровья нацеливает практику на позитивные цели, выращивание здоровья, а не только на борьбу с болезнями. Заявленный на международном уровне комплексный подход к здоровью предполагает включение системы «Тело—Психика» в надсистему «Человек и Другие», «Человек и Семья», «Человек и Общество», т.е. изучение человека в социальном контексте.

Предметом специального изучения становятся психические состояния благополучия, изучение которых в контексте «доказательной психологии» важно для научно-обоснованного отделения состояний благополучия (психического, социального, духовного) от состояний неблагополучия. 

Вступая во взаимодействия, люди обмениваются эмоциями и смыслами, пр. Их интеграция формирует общественную атмосферу – нематериальную (идеальную) реальность, в свою очередь оказывающую влияние на людей. Так, по данным специальных исследований на психо-эмоциональное состояние старших подростков (15-16 лет) значимо влияют отсутствие поддержки со стороны сверстников, родителей, учителей, отсутствие навыков саморегуляции, а также неразвитость «Я-морального» (неумение ориентироваться в ситуациях, содержащих моральные коллизии) [Подольский, Идобаева]. Психоэмоциональное состояние индивида, как известно, в свою очередь влияет на состояние его организма.

В общественной жизнедеятельности здоровье рассматриваются как объект социокультурного манипулирования; и при этом общество должно заботиться и о своем (общественном) здоровье.

В практическом плане, исследование социальной психологии здоровья (как составляющей индивидуального и общественного здоровья) как регуляторного ресурса дает новые ориентиры в формировании, поддержании, восстановлении как индивидуального, так и общественного здоровья. Общество через культуру, науку, медицину, психологию, др. имеет возможность осуществлять воздействие на своих граждан в целях не только сохранения их физического здоровья, но и имеет возможность заботиться о создании условий для поддержания состояний психического, социального и духовного благополучия своих граждан (что, в свою очередь, скажется на их физическом и психическом здоровье).

Профессиональные психологи как для поддержания индивидуального, так и общественного здоровья должны входить в состав междисциплинарных бригад, в состав общественного здравоохранения.

Понимая значение междисциплинарного подхода в реабилитации неинфекционных заболеваний, на совещаниях (24.06.2013 и 15.07.2013) у директора Департамента специализированной медицинской помощи и медицинской реабилитации МЗ РФ были сформулированы рекомендации, среди которых: «…создать мультидисциплинарные рабочие группы (врач-специалист, врач ЛФК, медицинский психолог, врач-физиотерапевт) по профилям: кардиология, неврология, травматология и ортопедия, онкология, неонатология».

Участие психологов в мультидисциплинарных рабочих группах с целью «выращивания» здоровья необходимо и в программах профилактики заболеваний (Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н.Д.Твороговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Практическая медицина, 2016. – 608 с.). 

Психологическая подготовка по программе «Психология здоровья», на наш взгляд, необходима не только психологам, но и врачам, педагогам, менеджерам, др.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»