Елена Ивановна Николаева, доктор биологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, преподаватель Института практической психологии «Иматон»
Никто не думал, что в 20-м веке можно будет создать принципиально новую психологическую теорию, но она была создана — и была объявлена «одним из самых надежно спрятанных психологических секретов». Это теория привязанности (attachment theory), предложенная американским врачом Джоном Боулби во второй половине 20-го века в качестве альтернативы психоаналитической концепции. Эта теория говорит о том, как условия жизни ребенка в первые два года предопределяют форму его отношений с родителями, отношения к себе и отношений со всем миром.
Согласно теории привязанности, между ребенком и ухаживающим за ним взрослым в первые два года формируются тесные отношения. Они строятся на взаимной направленности друг к другу: ребенок активно ищет контакта, а мать эмоционально отвечает на него. Это поведение биологически обусловлено и эволюционно оправданно, поскольку в первые дни после рождения ребенок, согласно биологической программе, заложенной в нем, должен установить контакт с тем, кто будет защищать и оберегать его. Следовательно, согласно Боулби, ребенок — не объект воздействия взрослых, а активный участник взаимодействия с ними. Его слабость и плач — те сигналы, которые на биологическом уровне воздействуют на взрослых и активируют родительский инстинкт.
Того человек, который ухаживает за ребенком и с которым у него сформировалась привязанность, Дж. Боулби назвал «фигурой первичной привязанности». Фигур первичной привязанности может быть несколько, но их число генетически ограничено – не более 10. Это объясняется тем, что каждая связь требует от ребенка активности и больших энергетических затрат, а ресурс у него небольшой.
Второй важный термин Боулби — «внутренняя рабочая модель». Здесь важно каждое слово. Рабочая – потому что она все время меняется, подгоняется под внешнюю информацию. Внутренняя – потому что это ментальная модель. Модель – это способ построения ребенком того социума, внутри которого он воспитывается. Внутренняя рабочая модель – это комплекс связей между сигналами, ведущими от взрослого, и реакциями ребенка – и наоборот. Она создается на основе запечатления в психике в виде ментального прототипа каждого взаимодействия с фигурой первичной привязанности. Внутренняя рабочая модель позволяет ребенку создавать ряд ожиданий о причинах и последствиях текущих взаимодействий, а затем и о тех, которые будут создаваться в будущем.
Каждое взаимодействие с конкретным человеком ведет к созданию отдельной внутренней рабочей модели, которое конструируется независимо, что доказано эмпирическими исследованиями, и каждая такая связь и модель уникальна.
Если происходит разрыв какой-то связи (например, с матерью), то она не может быть продолжена другим человеком. С другим человеком будет формироваться новая связь, а старая связь должна будет умереть. И этот разрыв ребенок переживает крайне болезненно. Те, кто видел, как это происходит (например, в первый день помещения ребенка в больницу без сопровождающего взрослого), знает, что малыш сначала гневно требует вернуть ему того, к кому он привык (мать или другое заменившее мать лицо). После неуспешных попыток через некоторое время он примерно на сутки отворачивается к стене и не отзывается ни на какие воздействия извне. Дж. Боулби полагает, что именно в это время происходит гибель привязанности. Через некоторое время ребенок вновь обращается к миру и пытается завязать новые отношения. Если адекватный заместитель не найден (например, потому что работники больницы меняются регулярно), эта утрата в детстве может привести к неспособности создавать значимые отношения с кем-то еще в будущем.
Привязанности изменяются во времени, поэтому существует деление их на стадии. Первые шесть месяцев называются стадией недифференцированной привязанности. В это время ребенок не вычленяет из своих близких того, кто будет для него важнее. До полугода дети узнают и выделяют мать из окружающих, но могут спокойно находиться на руках незнакомого взрослого. Малыш адресует свои эмоции любому человеку, он с удовольствием следит глазами и улыбается всякому, кто к нему подходит. В 7–9 месяцев начинается стадия специфических привязанностей. С 7–9 месяцев ребенок точно знает тех, с кем он идентифицируется, он пугается и плачет, если его берет на руки кто-то чужой, и оставить его с кем-то очень и очень сложно. Стадия множественных привязанностей, до 1,5 лет, начинается, когда ребенок, используя мать в качестве «надежной базы» (в случае сформированной безопасной привязанности) для своих исследовательских действий, проявляет любопытство, исследует окружающий мир и формирует привязанности с другими близкими людьми.
Еще одну классификацию стадий привязанности предлагает Штерн. Согласно его представлениям, в первые два месяца ребенок выделяет себя и фигуру первичной привязанности. Это может быть бабушка или папа, если они за ним больше ухаживают. На основе этих ощущений возникает чувство себя и своего тела. Когда он двигает руками, он на самом деле определяет, что «вот это моя часть, мое тело, а вот это не мое тело». Поэтому важно не пеленать ребенка. Начиная со второго и до девятого месяца у него складывается чувство «внутреннего Я», которое формируется через восприятие Другого. Вот это вот Я, ребенок догадывается, что это его руки. А мама не подчиняется его движениям, это Другой. И вот это вот понимание «Я — Другой» крайне важно, и оно формируется только в тех условиях, когда у ребенка есть свобода действий. На третьем этапе, до 1,5 лет, возникает чувство своей субъективности, то есть отделенности себя от фигуры первичной привязанности. И четвертый этап связан со становлением речи, на основе которой понимание себя и других резко ускоряется. Возникает чувство «Словесного Я» и словесных отношений с окружающими.
При благоприятном стечении обстоятельств ребенок формирует отдельные привязанности с мамой, папой, бабушкой, старшими братьями и сестрами. Взаимодействуя с ними, он обучается общаться с разными людьми.
Важным следствием теории Дж. Боулби является то, что тип отношений, которые ребенок сформировал с близкими в первые два года жизни, лягут в основу всех последующих взаимоотношений. Отношение с мамой у мальчика поможет ему общаться с будущей возлюбленной, общение с отцом – с мужчинами более старшего возраста, с сестрой – с другими женщинами, с бабушкой – с более старшими женщинами. Точно так же и девочка будет формировать свои отношения с мужем, опираясь на отношения с отцом, с братом – с другими мужчинами.
Об этой теории в том числе Елена Николаевна рассказывает в рамках вебинара «Психологическое сопровождение ребенка в критические периоды развития» (смотрите отрывок)
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать