18+
Выходит с 1995 года
24 ноября 2024
Б.Братусь об аномалиях личности и отношении к смерти

Профессор кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Борис Сергеевич Братусь участвует в Национальном конкурсе «Золотая Психея» в номинации «Книга года по психологии». Он представляет книгу «Аномалии личности. Психологический подход».

«Психологическая газета» публикует отрывок из книги «Аномалии личности», главы V, параграф 4 «Отношение к смерти как маркер личностного развития»:

«Итак, вопрос о смерти и ответы на него претерпевают в возрастном развитии существенные изменения, особо остро обнаруживающиеся в периоды кризисов, перевалов от одного этапа к другому.

Духовная зрелость, нормативно наступающая (могущая наступить) в результате пережитой «середины жизни», подразумевает новое отношение к смерти, тесно увязанное с новым отношением к жизни, пониманием (переживанием) ее как «срочного обязательства», как беловика, а не черновика (который еще когда-то будет переписан), – как возможности наполнения жизни до краев опущенного срока, ее предельно осуществимой полноты. И – как центральное – выход на нематериальные опоры, неуничтожимые фактом физической смерти. Материальное и вещное, разумеется, не устраняется (неустранимо), но привычно ища только такого рода опор и подчинений, мы с неизбежностью начинаем (рискуем начать) на них только ориентироваться, надеяться и, часто не замечая того, подчиняем им себя и жизнь. В результате мы им постепенно уподобляемся, отдаем им (бездушным) свое человеческое лицо, олицетворяем и – в пределе – становимся ими (рискуем стать). В частности, невольно встраиваем себя в логику процесса материального умирания и дряхления, лишив себя тем самым автономии духовного присутствия. Напомним при этом, что духовность (как переживание) несводима исключительно к религиозности в ее традиционной принадлежности к той или иной конфессии, но правомерна и в светском истолковании («geistlich» и «geistig»). Не исключая при этом существенных и принципиальных отличий, подчеркнем здесь психологическое общее. Это – несводимость основ человеческой жизни только к материальному, к пользе и выгоде; выход на предельные вопросы бытия; поиск (жажда) смыслов, неуничтожимых фактом физической смерти. Общее есть и в генезе: переход некого рубежного состояния, кризиса, суда (себя и мира), острое переживание чувства беспредельного и непостижимого, будь оно явлено в природе и в нас самих. Возьмем, например, знаменитые слова Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мною и моральный закон во мне». Вот уже третье столетие и верующих, и неверующих слова эти задевают, будят, поднимают, трогают.

Духовная сфера таким образом не эпифеномен или надстройка, не иллюзия или блажь, не фантазия или болезнь, не продукт социального конструирования или религиозного воспитания. Она бытийно укоренена и психологически резонирует в каждом (другое дело – в какой степени, на какой стадии развития и осознания), особо являя себя в переломах и кризисах зрелости, где оказывается единственно могущей дать не шаткую опору для жизни, исполненную смыслом, который способен превозмогать (преизбыточествовать) её заведомую ограниченность и конечность.

Логично назвать эту опору «верхней» (в отличие от вещественной и материальной – «нижней»). Без открытия реальности и первостепенности пространства этих «верхних оснований», без возникающей тяги к ним и обратной умопостигаемой связи, помощи от них мы рискуем оказаться в промахе, отклонении, блуждании, сворачивании в сторону, далекую от возможной, уже потенциально уготованной для нас полноты бытия. Построение психологического представления о сути развития личности (будь то нормального или аномального) вряд ли может без ущерба для себя миновать это обстоятельство.

Однако пока что само понятие духовной зрелости, как правило, даже не входит в расхожие определения нормы, сводящиеся, как мы видели (см. гл. I), к адаптивности, социальной успешности, усредненности, уравновешенности и т. п. Между тем, по Э. Фромму, последние характеристики могут принадлежать, скорее, состоянию дефекта, а если мягче – остановки, затянувшейся стоянки на обочине, принимаемой, однако за окончательную цель всей дороги, где поэтому надо как можно более комфортно и капитально устраиваться и располагаться. Понятно при этом, что опасность кроется не в самом по себе желании устроения комфорта и удобства, а в том, что промежуточное начинает восприниматься главным, отодвигая, а потом и затмевая сущностные пути и задачи.

Этим, конечно, трудности на пути духовного взросления не ограничиваются. По сути, в каждой из представленных в книге аномалий личности можно усмотреть серьезные психологические препятствия к такому взрослению. И психология (научная и практическая), насколько, разумеется, это в ее компетенции и силах, должна осознанно стремиться к нахождению способов устранения этих препятствий на пути к спасению и совершенству».

Перейти к проекту Бориса Сергеевича Братуся

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Вторичные психические травмы
    03.09.2024
    Вторичные психические травмы
    «До Бесланской трагедии мы предполагали, что утрата ребенка — это весьма редкое событие, преимущественно индивидуального «порядка», и не так уж много специалистов систематически занимались этой проблемой…»
  • Основные принципы психоаналитической терапии
    06.08.2024
    Основные принципы психоаналитической терапии
    «За последние десятилетия существенно расширились показания к психоаналитической терапии, которые позволили терапевтам работать как с невротическими, так и с пограничными и психотическими пациентам».
  • Выход из вины: прощение себя
    11.06.2024
    Выход из вины: прощение себя
    «Мы считаем, что прощение себя — неотъемлемая часть выхода из вины и обиды. Чаще всего — в виде согласия с прощением другого. Реже — когда выход из вины отягощен непрощением обиженного, его отсутствием, характером вины и проступка…»
  • Переживание горя и утраты. Психологическая помощь на разных этапах горевания
    28.05.2024
    Переживание горя и утраты. Психологическая помощь на разных этапах горевания
    «Пациенты, обратившиеся за помощью в период острой стадии, требуют от психолога спасения, что может стать своего рода западней для профессионала, который в такой ситуации просто обречен испытывать чувство вины».
  • Зерна идей Ф.Е. Василюка
    08.05.2024
    Зерна идей Ф.Е. Василюка
    «Побудительным мотивом исследования для меня стала мысль Ф.Е. Василюка о внутренних “потенциях и тенденциях экзистенциального и феноменологического мышления” культурно-деятельностной психологии, реализованных им через обращение к понятию “жизненный мир”...»
  • Одиночные акты агрессии. Факторы риска
    02.04.2024
    Одиночные акты агрессии. Факторы риска
    «Говоря о вооруженных нападениях на школы, неверно считать, что все случаи (и все нападающие) были идентичны: напротив, они отличались по личностным качествам, семейной истории, психическому здоровью».
  • Второе дыхание творческого наследия Федора Василюка
    12.03.2024
    Второе дыхание творческого наследия Федора Василюка
    «Федор Ефимович Василюк как-то сказал, что из множества собственных ипостасей — ученый, психотерапевт, преподаватель, декан, главный редактор и т.д. — он сам выбирает ту, которая идентифицирует его как человека размышляющего и пишущего».
  • Искупление чужой вины
    27.02.2024
    Искупление чужой вины
    «В консультировании мы чаще всего встречаемся с ситуациями, когда люди пытаются искупать вину родителей или вообще семейную вину. В крайних случаях это может принимать вид искупления вины рода или еще более крупного сообщества...»
  • О работе с местью в психологическом консультировании
    30.01.2024
    О работе с местью в психологическом консультировании
    «Стоит отметить, что месть является единственным преимущественно поведенческим видом разрешения обиды. Прощение и расчеловечивание могут не выражаться вовне, а происходить исключительно во внутреннем пространстве психики человека».
  • «Рожденные цифровыми» готовятся к будущему: зона риска или ближайшего развития?
    29.03.2023
    «Рожденные цифровыми» готовятся к будущему: зона риска или ближайшего развития?
    На фоне очевидных широких возможностей для развития, обучения, общения, самореализации, которые предоставляют цифровые технологии, все чаще в фокусе внимания оказываются негативные эффекты в настоящем, попытка прогнозировать долгосрочные последствия в будущем.
  • Педагогика как область творчества
    27.02.2023
    Педагогика как область творчества
    «Творческая нереализованность опасна, как уже было сказано, не только для самого педагога “не по призванию” (“выгорание”, отсутствие чувства осмысленности жизни со всеми отрицательными последствиями). Она может отозваться и на детях, на отношении к ним…»
  • Закон тяготения к противоположному
    24.01.2023
    Закон тяготения к противоположному
    «... первоначально, рассматривая вопрос о “законе психологического тяготения к противоположному” в логике проблематики развития, Выготский далее конкретизирует своеобразие его проявлений в разрешении внутриличностных конфликтов».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»