Доклад «Субъектность в образовании» состоялся в рамках Международной конференции по инновационным технологиям в образовании «EdCrunchSPB-2019» (17-19 октября, Санкт-Петербург). Выступление подготовили соавторы: Вадим Артурович Петровский — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, ординарный профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ректор Института консультативной психологии; и Марина Владимировна Бороденко — кандидат психологических наук, доцент департамента психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:
«…Чему может научиться учитель? Он может научиться перестраивать свое общение так, чтобы находить общий стиль, вступать в резонанс. Нужна специальная подготовка, но в таких случаях проявляются самые сильные субъектные черты тех, кого мы воспитываем, и наши собственные черты тоже могут при этом проявляться по-новому и интересно...
Эксперимент, который мы когда-то проводили в детском саду – классический тест Розенцвейга, изучение того, как человек реагирует на фрустрацию. (На картинке изображена) какая-то серьезная жизненная ситуация, два человека опаздывают на поезд, звонок: «Это тетя Наташа, она просит нас немного подождать, пока она не придет и еще раз не пожелает нам доброго пути». Что ответит этот мужчина? По его ответу можно сказать о том, как он реагирует в состоянии фрустрации. Либо это обвинение, фиксация на травме, попытка узнать, что происходит, попытка разрулить ситуацию, либо поиск виновного в этой ситуации. Здесь есть тип реагирования, направленность реагирования – об этом я не успею рассказать. Все это очень типично для данного человека. Представьте себе ту же самую картинку и на ней появляется еще кто-то, например, учитель, отец или еще кто-то значимый. Появление этой новой фигуры существенно перестраивает реакции наших испытуемых. Имеет место влияние человека на ситуацию, причем сам влияющий об этом не догадывается. Мы влияем, но сами об этом не догадываемся.
Я расскажу об эксперименте, который мы проводили когда-то очень давно в детском саду. Воспитатель детского сада находится в сквозной комнате, к которой примыкают две другие – в одной из них находится цветочек, во второй – кран. Ребенок берет ведерко в комнате, где находится цветок, проходит через большую комнату к крану, наливает водичку и возвращается полить цветочек. В центре сидит воспитательница… Когда ребенок идет за водой, он возвращается за спиной воспитательницы. Когда он несет воду он проходит за ее спиной гораздо дальше от нее. Она сидит и ждет, что дети, которых она так любит и которые так любят ее, будут ходить перед ней. Ничего подобного!
Линия движения ребёнка говорит о личности воспитателя больше, чем о личности самого ребёнка. Когда спрашиваешь у воспитателя: «А в чем дело?», некоторые, самые умные, говорят: «Я – причина происходящего». Это открытие своей собственной причинности. Психология субъектности – это психология выявления того, в каких условиях пробуждается и проявляется причинность педагогов и учащихся.
В заключение хочу сказать: когда-то Эйнштейн и Пиаже говорили друг с другом по поводу физики и психологии. Эйнштейн сказал: «Какая замечательная наука – психология, насколько она труднее физики!». Когда я думаю о педагогических проблемах, я думаю о том, какая замечательная наука – педагогика, насколько она труднее психологии…»:
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать