Из книги «Психологическая поддержка семьям тяжело болеющих детей», проект-номинант Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2018 года:
Горевание
В литературе горе определяется как страдание, переживаемое после значимой утраты, которое сопровождается сильными физическими и эмоциональными реакциями, характеризуется глубокой скорбью и ощущением неопределенности.
Процесс горевания при постановке неутешительного диагноза ребенку тесно переплетается со страхом, возникающей изоляцией, непониманием, чего ожидать, и переживается как утрата «здорового ребенка». Эти переживания, как и в случае смерти близкого человека, представляют собой фазовый процесс, где каждая фаза (стадия) может повторяться и протекать с разной интенсивностью. «…Переход от отрицания к признанию совершается не сразу, а за счет целого ряда приближений» [12], в результате чего становится возможным достижение более полного понимания ситуации.
Смерть любимого человека является одним из самых мощных факторов стресса в повседневной жизни, а смерть ребенка переживается «как самая ужасная потеря» [51], которую только возможно встретить: «…потеря убивает в душе все живое раз и навсегда – возврата нет, надежды нет, тупик, пустота… Груз пережитого давит, и трудно теперь принимать близко окружающих, трудно не испытывать страх в отношении других детей, трудно жить будущим...» 13.
Выделяются следующие стадии переживания горевания (имеющие приблизительно одни и те же клинические проявления) [27]:
- шок, резкий упадок сил;
- отказ, отрицание, неприятие действительности;
- гнев, протест, возмущение;
- торг, попытка заключить сделку с судьбой;
- страх, депрессия, потеря интереса к жизни;
- принятие, смирение, ясность и обретенный мир;
- надежда.
«После ухода сына я словно потеряла связь с этим миром, не понимала, зачем и как светит солнце, поют птицы, смеются люди... когда НЕТ моего сына — зачем ВСЕ вокруг. В это время мне постоянно звонили только 2-3 человека, я —никому. У каждого из них были свои мотивы, безусловно, но важно, что они терпеливо выслушивалиьмою боль, доносили какую-то информацию извне. Где-то через 2-2,5 месяца я вдруг обнаружила, что вместо снега на улице зеленеет трава, деревья в листве, тепло и светит солнце. Я вышла из состояния оцепенения, проснулась физически, стала предпринимать какие-то шаги, но душа болела невыносимо»14.
В модели горевания выделяют следующие компоненты:
- Поведенческий компонент: способы психологической защиты15, стратегии совладающего поведения16, социальная изолированность. В случае смерти ребенка: разговоры с ребенком, поклонение месту смерти, существование комнаты в память о ребенке, избегание встреч с детьми возраста ушедшего ребенка.
- Когнитивный компонент: ощущение своей крайней несчастности, суицидальные мысли; оценка помощи окружения, представления о ценностях, представления о Боге, представления о виновнике трагедии, представления о смысле жизни.
- Эмоциональный компонент: чувство вины, плач, тревога, депрессия.
Выстраивая взаимодействие с горюющим человеком, стоит помнить, что горе — это не болезнь, которую нужно лечить, а нормальная реакция на потерю. И тяжелая болезнь ребенка для одних взрослых будет выступать как ситуация трудная, но духовно посильная. Для других — представлять испытание, препятствующее совладанию с собственными эмоциями и трудностями в целом.
Процесс горевания, несмотря на то, что является индивидуальным процессом, сопряжен с рядом общих трудностей [53].
Отметим некоторые из них:
- Страждущие ощущают собственную изолированность, поскольку относятся к группе людей, к которым никто не хочет принадлежать; в большинстве сообществ не принято говорить о смерти и горе.
- Зачастую сложнее становится во второй год и далее, когда проходит «туман первого года».
- Ускоренный ритм жизни не позволяет уделять процессу горевания максимальное время, особенно когда в семье есть еще дети.
- Течение жизни регулярно сталкивает горюющего человека с напоминанием о собственной потере.
- другое.
Горюющие люди могут задумываться о возвращении умершего близкого человека в новом облике. Известны случаи, когда страждущие чувствовали возвращение души родного человека в недавно родившемся животном. При утрате сына или дочери возможны мысли о «замещающем» ребенке, о его новом воплощении в новорожденном, перерождении и возвращении в семью. Не последнюю роль в формировании этих представлений играют «поддерживающие» слова окружающих: «…это твоя Катенька к тебе снова вернулась», или«Не горюй, ребенок вернется к тебе в новом рождении…».
Факторы, способствующие преодолению данных трудностей:
- удовлетворенность заботой об умершем человеке (например, в период его лечения и после);
- хорошая коммуникация с командой специалистов во время болезни ушедшего близкого;
- наличие непрерывной помощи;
- наличие профессиональной помощи;
- возможность делиться проблемами с другими.
В чем нуждаются люди, понесшие утрату:
- в информировании о процессе горевания (о том, чего стоит ожидать);
- в возможности задавать вопросы и исследовать возможные ответы;
- в поддержке своей группы/общины/коллектива (к которому принадлежит горюющий) и в целом общества;
- возможности рассказывать свою историю снова и снова;
- в осмыслении случившегося;
- в возможности уединяться и иметь время для погружения в собственные мысли и чувства;
- в возможности налаживать связи с теми, кто оказался в схожей ситуации;
- в поддержании и укреплении эмоциональных связей с родственниками и детьми;
- в осознании смерти близкого.
«После ухода Маши просто ни с кем не хотелось общаться. Спустя какое-то время наоборот захотелось говорить с теми, кто тебя понимает и сам через все это прошел. Ведь обычное окружение просто тебя не понимает, иногда слушают, не понимая. И поддержка от них так… посредственная. Общаясь же с пережившими эту боль, можно выплакаться, выговориться, вспоминать и о хорошем, и обо всем, и самое главное, мы получаем поддержку и стимул к жизни»17
При сопровождении горюющего человека его продвижение в «работе горя» не должно становиться самоцелью. Когда происходит поторапливание человека к тому, чтобы он поскорее достиг завершающего этапа в этом процессе: погоревал и вернулся к обычной жизни, – это воспринимается как неспособность окружающих встречаться с его душевными ранами. Ведь когда человек в порядке – это снимает с других значительное обременение, избавляя от дополнительного напряжения. Тяготы же, выпавшие на долю страждущего, часто воспринимаются как несправедливые и могут вызывать обиду на Судьбу. А отчужденность окружающих на эмоциональном и поведенческом уровнях способна усиливать духовную изоляцию.
Важно, чтобы базовые (витальные) потребности людей, переживающих, возможно, самый трудный период в своей жизни, были удовлетворены.
Сюда стоит отнести, например:
- Потребность человека в безопасном пространстве, как в физическом, так и духовном смысле. «…определенное осознание, смирение, понимание ситуации я нашла в хосписе. Среди подобных себе. В хосписе меня отпустило. Уже много было разговоров о детях, их родителях, борьбы родителей за жизнь детей. И, как ни странно звучит, предательства родителей. Единичные случаи, в основном со стороны пап. Но у нас исключение – со стороны мамы и маминой мамы. Я понимала, что нужно учиться с этим жить. И снова мне помогала атмосфера хосписа. Что-то неуловимое я чувствовала здесь, это неуловимое я до сих пор не могу кому-то объяснить, себе не могу…»18.
- Потребность в налаженном быте. «…Налаженный быт – это одна из сторон поддержки. Ведь большинство мам с больными детьми много и не просят, да им и не надо. На первом месте – здоровье и комфорт ребенка. У таких мам сознание и восприятие окружающего очень сильно меняются...».
«Работа горя» способствует определенной стабилизации жизни страждущего, но в конечном счете, как бы окружающие ни желали его полного «выздоровления», его жизнь никогда не станет прежней: «…быстро пережить горе? Но слова двусмысленны. Скажем, больной оправился после операции по поводу аппендицита. Совсем другая история, если ему ампутировали ногу, после такой операции либо культя заживет, либо больной умрет. Если рана заживет, утихнет невыносимая и бесконечная боль. Больной окреп и ковыляет на своей деревянной ноге. Он поправился. Но он наверняка будет испытывать боли в культе всю оставшуюся жизнь, и временами довольно сильные. Он всегда будет одноногим. Вероятнее всего, он не забудет об этом ни на минуту. Для него изменится все: как он будет умываться, одеваться, садиться и вставать, даже лежать в постели он будет по-другому. Вся его жизнь изменилась. Он лишился многих удовольствий и занятий, которые раньше принимал как должное, даже обязанности его изменились. Я сейчас только учусь пользоваться костылями. Может, со временем мне выдадут протез. Но у меня уже никогда не будет двух ног» [22]
Маки
Я принесу тебе красные маки,
Но их не возьмут твои руки,
Я помню, как ты их любила
До дня нашей долгой разлуки.
Я сяду поближе к забору
В том платье, что ты не надела,
И солнце растает в закате,
Как будто ты так захотела.
Мне б кинуться с мест этих рысью
И долго бежать без оглядки,
Но ноги не слушают, сердце
Играет в жесткие прятки.
Ты помнишь, как было печально,
Но быстро менялось на радость,
И кисть по бумаге скользила,
И в памяти жить оставалось.
Я лягу и сброшу усталость,
Смотреть, как ты красишь мне небо,
Ведь я принесла тебе маки
В том платье, что ты не надела.
(Н... от М.У.)
Сноски
14 Костенькина Ольга об утрате сына (прим. автора).
15 Основные виды механизмов психологической защиты: подавление (вытеснение), отрицание, компенсация (гиперкомпенсация), регрессия (инфантилизация), реактивныеобразования, проекция, замещение, рационализация.
16 По Р. Лазарус и С. Фолкман: планирование решения проблемы; конфронтационный копинг; принятие ответственности; самоконтроль; положительная переоценка; поисксоциальной поддержки; дистанцирование; бегство-избегание.образования, проекция, замещение, рационализация.
17 Описывается этап жизни семьи, связанный с лечением ребенка в отделении детской онкологии клинической городской больницы, при сопровождении семьи психологом АНО «Детский хоспис».
18 Описывается этап жизни семьи, связанный с лечением ребенка в отделении детской онкологии клинической городской больницы, при сопровождении семьи психологом АНО «Детский хоспис».
Пособие «Психологическая поддержка семьям тяжело болеющих детей» опубликовано на странице проекта конкурса «Золотая Психея»
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать