Мы начинаем публикацию докладов, состоявшихся в рамках XIII Санкт-Петербургского саммита психологов (2–4 июня 2019 года). Панельная дискуссия «Духовность. Сексуальность. Цифра. Куда уводят тренды?» была посвящена памяти выдающегося экзистенциального аналитика Александра Сергеевича Баранникова. Воспоминаниями о совместной работе с ним поделилась Наталья Сергеевна Игнатьева — клинический психолог группы психиатрических исследований Научно-исследовательского института нейрохирургии имени ак. Н.Н. Бурденко, старший преподаватель факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, дипломированный экзистенциальный аналитик (GLE-International), тренер и супервизор долгосрочных обучающих программ по экзистенциальному анализу и логотерапии (Москва)
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Я очень тронута тем, что я увидела сегодня здесь. Тем, что можно еще раз посмотреть на лица учителей, с которыми ты работал, был связан. Это вызывает очень теплое (одновременно грустное и радостное) чувство. Я испытываю большое волнение, выходя на эту сцену, которая год назад стала местом последнего выступления Александра Сергеевича Баранникова «Духовность и страдание в опыте экзистенциального аналитика». И, одновременно, для меня очень важно быть сейчас здесь и вспомнить его вместе с вами, потому что для меня он был не только коллегой, но и надежным другом. Он очень любил Санкт-Петербург, для него было важно приезжать сюда, работать здесь, обмениваться идеями, взаимодействовать с коллегами.
Мы знакомы с ним почти 20 лет, вместе учились экзистенциальному анализу у Альфрида Лэнгле, в последние годы плотно сотрудничали в рамках Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов, вместе вели образовательные программы. Мне сегодня хотелось бы рассказать о нём как о человеке – о том, как его человеческие качества преломлялись в его профессиональной деятельности. Я знаю его как чуткого, сердечного, очень заботливого и по-настоящему доброго человека. Его доброта проявлялась в желании помочь другим людям, понять их. Сам он был глубоко чувствующим человеком и, несмотря на то, что в глубине души он был очень раним, он никогда не таил зла на других людей, даже если его обижали, ранили, причиняли боль. И это качество я всегда очень ценила в нем.
Он был способен идти навстречу другому, быть в диалоге. С ним действительно можно было поговорить на разные, даже очень тяжелые и конфликтные темы, он всегда был к этому открыт. Я всегда чувствовала уважение. Даже если у нас были разные мнения, мы спорили, не соглашались, каждый оставался при своем, но уважение к другому, умение слушать собеседника всегда ощущалось. Если предстоял какой-то тяжелый, неприятный разговор, нередко можно было услышать: «Знаешь, важно, чтобы как-то по-человечески все было...». Он был надежным. Я знаю, насколько надежным он был для своей семьи, пациентов. Большое значение он придавал этике в профессиональных, личных отношениях, и мы нередко с ним обсуждали, насколько этические аспекты важны при обучении психотерапии, и сожалели, что, как правило, этому уделяется слишком мало времени.
Ему свойственен высокий профессионализм и способность к развитию. Он пришел обучаться экзистенциальному анализу, будучи уже взрослым, зрелым человеком: ему было 45 лет, он уже был доктором медицинских наук, успешно практикующим врачом-психиатром. Казалось бы, чего еще желать? Но он искал вот это «что-то еще», и он понимал, что есть что-то важное, что не покрывается точной постановкой диагноза, корректно подобранной медикаментозной терапией и беседами на тему комплайенса, механизмов болезни и т.д. И, обучаясь с ним в одной группе, я была свидетелем того пути развития, не только профессионального, но и персонального, который он прошел за это время. И это вызывало и вызывает у меня большое уважение, потому что для меня это пример глубокого и честного пути в профессии, проживания профессии и освоения профессии.
В своем последнем докладе он говорил о духовности и страдании. Он указывал на то, что страдание является неотъемлемой частью жизни, и человеку необходимо уметь страдать. Ресурс для развития этой способности справляться со страданием, обходиться с ним мы можем найти в обращении к духовному началу, которое несёт в себе человек. А именно – умению слышать, как в моей собственной глубине я эмоционально затронут происходящим, встречать себя в этой затронутости, быть с собой и собой в этой интимности. Обращаться к ценностям, понимать смысл своего страдания: «Для чего я страдаю». Причем, обращение к духовному может помочь не только страдающему, но и тому, кто оказывает помощь, так как позволяет одному человеку остаться рядом с другим человеком, а не только быть источником психологических знаний, теорий, техник и методик, которых мы как профессионалы имеем в избытке. Именно это позволяет сострадать другому, это лечит. И Александр Сергеевич чувствовал это и умел реализовывать в своей практике, поэтому он так хорошо умел помогать. То, о чем он говорил и на что я сейчас обращаю внимание, очень соответствует духу экзистенциального анализа, экзистенциально-аналитической антропологии, тому, чем он занимался последние 20 лет.
Мне видится, что, рассматривая эту конкретную проблематику переживания страдания, оказания помощи, он внес важный ракурс в обсуждение вопроса о дальнейшем пути развития психологии, консультативной и психотерапевтической практики, что получило продолжение, судя по названию, на настоящем Саммите психологов. В чем этот ракурс? Во-первых, важно не потерять собственно человеческое в человеке, который является не только телесным и психическим существом с психодинамикой, но и несет в себе духовное начало, обладает духовной сущностью. Мы знаем, что психология долго обходилась без обращения к этому измерению человеческого бытия. И, во-вторых, важно не утратить человека вообще, а именно – целостного взгляда на него. Потому что современная наука – медицинская, да и, что греха таить, психологическая тоже, идёт по пути все большей специализации, раскладывая человека на отдельные составляющие – эмоции, когниции, установки, типы личности, структуру… При таком подходе взгляд на человека и на методологию помощи неизбежно становится более механистичным.
Когда мы проводим исследование, методы должны соответствовать предмету. Нельзя жидкость измерять линейкой. Методы изучения и помощи должны соответствовать тому, на кого они направлены. Конечно, возникающая тенденция не может не беспокоить ученых и практиков, занимающихся исследованиями. И свидетельством этого является, что первой темой Саммита психологов стоит духовность, а эпиграф гласит: «Наша миссия – сохранить Человека». И я вижу так много людей, уважаемых коллег, которые скоро выйдут на эту сцену, где мы будем обсуждать эти важные проблемы. Поэтому я хочу от себя лично и от Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов, которую я представляю, поблагодарить организаторов Саммита за эту возможность, за посвящение этого Саммита памяти Александра Сергеевича и пожелать нам плодотворной, насыщенной и глубокой работы. Большое спасибо!
Игнатьева Н.С. поделилась воспоминаниями об А.С. Баранникове,
памяти которого была посвящена панельная дискуссия «Духовность. Сексуальность. Цифра. Куда уводят тренды?»
на XIII Санкт-Петербургском саммите психологов 2 июня 2019 года
(полная видеозапись выступления)
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать