Как психологи могут помочь в осмыслении народной памяти о войне? В ответ на информационную рассылку, посвященную экспертизе шуток о герое Великой Отечественной войны генерале Дмитрии Михайловиче Карбышеве, психологи Университета ИТМО поделились своими размышлениями:
Нужны ли рассказы о войне и героях? Как может участвовать в развитии патриотизма психолог? Мы ответили себе на эти вопросы и хотим поделиться нашими размышлениями с коллегами.
Великая Отечественная война - тяжелейшая из войн, которые знает человечество и которые пришлось вынести нашей стране. В то же время война — это зеркало, позволяющее увидеть истину, настоящее лицо человека, осознать настоящие ценности.
Кто-то считает, что дети, внуки и правнуки должны знать о военном времени, поэтому делится воспоминаниями, какими бы эмоционально сложными они ни были. Другие, не желая ранить близких ужасами войны, предпочитают хранить молчание.
«Нет ничего красивого в войне, это не боевик, в котором все напоказ. Мы жили в страхе и хотели только одного — чтобы все быстрее закончилось, держались только ради Родины и семьи», говорил Н.Ф. Тульский, прадед Р.А.Бобко, участника проекта «Наши победители.1945–2017» (См. Примечание).
Да, война — это не боевик. Любая война беспощадна, жестока и безобразна, а жизнь человека, попавшего в ее жернова, оказывается неожиданно хрупкой. Рассказы о войне помогают понять, что в жизни герои выглядят скромно и неброско, им не помогают чудо-роботы, их сила не в волшебном оружии, а в величайшей силе духа и воле к победе.
Дети, ставшие взрослыми, создают ту жизнь, которую мы сегодня называем будущим. Для созидания им нужны силы, вера в добро, энтузиазм, увлеченность делом, образцы верности и преданности своей семье, своей Родине. Необходимый ребенку нравственный ресурс содержится в истории семьи и в истории страны - источниках, из которых он черпает образцы величия человеческого духа, примеры победы правды над ложью, любви над жестокостью. Из этих источников ребенок узнает, сколько свершений может осуществить человек на своем жизненном пути, как воодушевляет настоящее дело, сколько интересного и полезного для соотечественников, для своей страны и всего человечества может сделать каждый из нас.
Существует такое понятие как «историческая память», обладающая удивительной способностью удерживать в сознании людей события прошлого. Она складывается из миллионов историй - каждого человека, семей, страны в целом. Она позволяет нам узнать, как выполняли гражданский и воинский долг наши соотечественники и родные, как профессионализм и трудовая доблесть помогали спасти страну, сделать ее свободной и сильной, помогает осознать, что такое смелость и почему те, кто поступают по принципу «делай, что должно, и будь, что будет», побеждают.
Будучи частицами коллективной исторической памяти, рассказы о героях и о военных буднях и подвигах играют огромную роль в воспитании патриотизма, поскольку:
- выступают в качестве ресурса духовных сил;
- рождают новые архетипы героев;
- помогают новым поколениям выстраивать иерархию ценностей;
- способствуют осознанию ценности жизни;
- формируют жизненный опыт вне реальной войны;
- раскрывают важность чувства долга в жизни человека;
- воспитывают патриотические чувства;
- обогащают эмоциональный опыт;
- обеспечивают преемственность поколений:
- способствуют предотвращению войн.
Когда-то дети росли, слушая былины об Илье Муромце и богатырях. Потом к плеяде героев прибавлялись все новые и новые имена. Сегодня не имеет значения, насколько точно былина или другое литературное произведение передают детали подвига. С точки зрения аналитической психологии, герой — это архетип.
Великая Отечественная война породила новых героев, имена которых знает вся страна: генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, летчики Иван Никитович Кожедуб, Александр Иванович Покрышкин, Амет-Хан Султан, красноармеец Александр Матросов, красноармеец диверсионной бригады Зоя Космодемьянская, подпольщица Зина Портнова и пионер-партизан Леня Голиков, полководцы Георгий Константинович Жуков, Константин Константинович Рокоссовский, Иван Степанович Конев и др. Всех не перечесть. Герои Великой Отечественной олицетворяли собой несгибаемую волю, твердость, стойкость, силу. И люди невольно задавались вопросом: а я смогу так? И верили: смогу! Грозная доблесть героев «остается в сердцах живых», которым «нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть».
История Великой Отечественной войны — это цепь трагических событий и невероятного подъема духа, который давал силы и для героических подвигов, в вероятность которых порой трудно поверить, и для трудовых свершений, и для творческих взлетов в поэзии, в музыке, в искусстве. Военные годы научили ценить в жизни главное, а не второстепенное, истинное, а не показное, осознать созидательную силу любви и милосердия, к которым, по словам песни из кинофильма «На всю оставшуюся жизнь», люди шли в «немилосердной той войне».
Поколению победителей казалось, что жестокие уроки истории и войны усвоены всеми и навсегда, а им, участникам и свидетелям войны, «хватит подвигов и славы, Победы над врагом кровавым на всю оставшуюся жизнь». Однако десятилетия мирной жизни показали, что у последующих поколений острота этих чувств притупилась, нацизм не до конца уничтожен и снова поднимает голову, а героев войны пытаются оболгать.
Рассказы участников войны дают возможность получить эмоциональный опыт, не перенося страданий, пройти уроки воспитания чувств. Они позволяют понять, как важно ценить мир и счастье, возможность спокойно работать, дышать, нормально питаться, заниматься мирными делами; понять, как простые, но решительные действия рядовых и офицеров становились подвигом, принося им славу героев. Пусть маленькие, но такие дорогие сердцу военные истории каждой семьи позволяют разобраться в первостепенных и второстепенных ценностях, четко расставляя жизненные приоритеты.
Какое воздействие на историю может оказать маленький поступок каждого из нас, какова сила добра? Ответы на этот вопрос студенты получают, знакомясь с историей о том, как маленький кусочек сахара и хорошее отношение поселили веру в добро в маленьком австрийском мальчике: советские солдаты и офицеры дарили ему гостинцы, помогли сбыться его мечте – покататься на коне. Маленький кусочек сахара оказался лучшей миротворческой силой. Мальчик вырос и стал президентом австрийско-российского общества дружбы, а Россию он считает своей второй Родиной. И доктор П.Презингер сам рассказывает об этом нашим ребятам.
Сегодня молодые люди во многом ориентированы на поиск своего предназначения в жизни, призвания, единственно правильного пути. А поколению военных лет приходилось строить свою жизнь так, как позволяли условия войны, полагая самым главным защиту своей страны и выполнение профессионального долга. Рассказы о жизни и о войне помогают молодым лучше почувствовать и понять старшее поколение, по новому взглянуть на важность тех знаний, которые приобретает в вузе каждый студент, через призму того вклада в Великую Победу, который был внесен сотрудниками, преподавателями университета благодаря их высокому профессионализму, важнейшим научным разработкам, организаторским способностям.
Нам видится, что участие психолога в патриотическом направлении работы с молодежью может выражаться в создании условий для осмысления роли исторической памяти (в том числе рассказов о войне, о героях) в жизни каждого из молодых людей сегодня. И чем дальше от поколений прошедшая война, тем сложнее им связать исторический и военный опыт и свою жизнь, почувствовать ценность этого опыта для своей жизни. Так, например, в рамках встреч, посвященных осмыслению духовного (экзистенциального) опыта блокады Ленинграда, проводимых в Университете ИТМО, участники ищут ответ на вопрос: Как могли выжить в блокадном Ленинграде люди, по всем законам биологии обреченные на смерть? Обсуждение рассказов «Блокадной книги» помогает понять, что выживали те, кто имел цель в жизни и осознавал ее, те, у кого были ценности, ради которых они хотели вставать, двигаться, жить: любимые люди, сохранение ценностей культуры; кто ставил заботу о других выше, чем заботу о себе. Спасая, люди спасались сами. Выживали те, чье величие духа помогало оставаться человеком, гражданином в высоком смысле, кто стремился в нечеловеческих условиях организовывать присущие мирной жизни островки счастья и радости, учебы и труда. И это обеспечивало движение и жизнь. Жители блокадного Ленинграда совершили миллионы подвигов самовозвышения, когда еле живые, отказываясь от искушения съесть кусочек хлеба, они отдавали его другому; когда, не будучи в силах стоять, они работали, привязывая себя к станку. Ради чего они делали это? Жители блокадного Ленинграда вставали не ради поиска пищи.
А ради чего встаем утром мы? Ведь не ради того, чтобы поесть? Что нам сегодня дает силы жить в непростые периоды жизни, периоды неудач и плохого самочувствия? Ценен ли нам опыт военных лет и блокады в дне сегодняшнем, что они дают каждому из нас? Эти вопросы, рождают у участников серьезные осмысления собственных ценностей и духовных устремлений, рождают волну интереса и бережности к памяти о прошлом своей семьи и страны.
Они скрупулезно собирают уцелевшие, нередко совсем краткие сведения о своих родных в годы Великой Отечественной войны. В воспоминаниях рассказывается о самых разных эпизодах войны: трагических и воодушевляющих, трогательных и героических. В них ощущается гнетущая и страшная простота повседневности войны в ежедневной жизни на холоде, в окопах, без горячей пищи, с ежеминутной угрозой гибели. Прочитав фрагменты из рассказов участников проекта «Наши победители», вы почувствуете все то, о чем мы рассуждали выше: эмоциональный отклик сегодняшней молодежи на события военных лет и экзистенциальный опыт, приобретенный в их осмыслении.
1. «Пройдя несколько километров после побега из лагеря, они услышали немецкую речь… Нет, это был не страх, это было уже что-то другое, что приходит после ужаса. Я знаю, я видела это по глазам моей родной бабушки...
Если вы думаете, что знаете, что такое счастье и представляете цену жизни, то, извините, ни капельки вы не знаете… Пусть мне было мало лет, пусть мне больше ничего про военное время не рассказывали, но ту боль и ту радость я чувствую и помню до сих пор, спустя 11 лет. Как будто это я была несколько недель заперта в сарае, как будто это я питалась отходами, как будто я переживала потерю близких. Так что скажу только, что нужно очень ценить, любить и беречь всё, что у нас есть. Хранить и знать обо всём этом, потому что все беды в этом мире оттого, что человек не знает своей истории». (Из рассказа М.Ф. Перевозниковой и В.С. Смирновой).
2. «Смерть ежеминутно смотрит в глаза, но мы привыкли уже, перестали смерти бояться, надоело так жить. 13 дней под огнем. 18 дней без теплой пищи, мы находились в траншеях в воде местами по колено, землянок не было, и рыть их было нельзя. Ночь простоишь, посмотришь, как черт в копейку да … ругнешь своей машинкой, а он проклятый немчура тебе вот ракету да мину и тоже из машинки, да так прожужжит, а некоторые в бруствере так и останутся». «Сержант Макшаков убит прямым попаданием снаряда в блиндаж». (Из писем Д.Е. Макшакова и рассказа Д. Л. Макшакова).
3.«Сомнений, что это вражеские машины, не было. Единственное решение — дать внезапный бой. И я командую: рассредоточиться по кювету и к бою! Все это произошло так внезапно и стремительно, что времени для раздумий не оставалось. Машины врага неслись прямо на нас. Вот они в десятках метрах от взорванного мостика. И когда до цели оставалось не более 15?20 метров, прозвучала моя команда: «По фашистам-гадам гранатами и из автоматов прицельный огонь!» Навстречу мчавшимся вражеским машинам полетели гранаты и грянул автоматный огонь. Огонь был прицельно и предельно точным». (Из рассказа А.И. Чурилова и Е.В. Юнг).
4. «Будучи дежурным, связист корпуса старший лейтенант Фрящиков во время налета вражеской авиации не оставил дежурство. Несмотря на смертельную опасность, он двое суток спокойно и бессменно продолжал обеспечивать бесперебойную связь с командованием. При этом он проявил стойкость, отвагу и личное мужество, постоянно устраняя обрывы кабеля под интенсивным огнем противника». (Из рассказа А. С. Зазулевской).
5. «Если следить за тем, что писала в дневнике во время блокады Ленинграда 15-летняя девочка, то «можно заметить, как маленький несмышленый птенчик превращается во взрослую умную птицу. Война заставила измениться, заставила повзрослеть. Центральным событием для нее является война, потому что она научила ее ценить жизнь, ценить родных, друзей, научила бережнее относиться к еде, воде, домашнему уюту, потому что этого всего так не хватало в военное время. Я хочу, чтобы мы помнили о прошлом и не боялись его, хочу, чтобы не повторяли прежних ошибок. Я надеюсь, что не я одна так думаю, ведь вместе мы можем сделать этот мир добрее, красивее, умнее, благороднее». (Из рассказа М.А. Ляпиной).
6. «До конца дней она так и жила одна, семьи не имела. Всю свою любовь она отдавала родственникам и окружающим людям. Всегда стремилась помочь, чем могла. Она говорила, что любовь к Родине, любовь к окружающим людям помогла победить в войне. Нам остается низко поклониться таким простым людям, как Анна Васильевна, чья вера в победу и любовь к ближним давали силы воевать и побеждать». (Из рассказа П. А. Лекшина).
7. «Потому все и выжили в те трудные времена, потому что всё было общее: и судьба, и жизнь, и радость, и горе».(Из рассказа С. Е. Михтанюк).
8. «Голод блокадного Ленинграда не обошёл и семью бабушки. Её родители целыми днями работали, а маленькая девочка оставалась одна. Но всю войну у неё был «друг». Каждый раз, когда родители уходили на работу, некоторое время спустя в центр комнаты выбегала мышь. Не какая-нибудь жирная крыса, а крохотная серая мышка. И бабушка отламывала от своего и без того малого пайка кусочек и кормила животное. Да, она расходовала на мышь самое дорогое, хлеб, но зато не чувствовала себя одинокой».(Из рассказа Д.В.Яблокова).
9. «Я очень берегу все, что связано с моим дедушкой. Этот проект — прекрасная возможность сохранить память о людях, которые совершали настоящие подвиги каждый день на протяжении всего периода войны. Мы не должны забывать о тех, чья воля и сила духа не сломались под натиском врага, о тех, кто перенес столько боли и страданий ради блага своей Родины. История не прощает, когда ее забывают и, что хуже всего, предают». (Из рассказа Н.Р. Умутбаевой).
10. «Когда уйдет последний человек, переживший те страшные годы, память о них сохранится только в стихах и книгах о блокаде и о Великой Отечественной войне. Хотелось бы, чтобы о войне, о подвигах, жертвах и неимоверных утратах помнили бы наши внуки и внуки наших внуков!
Как сказал поэт-блокадник Анатолий Молчанов: «Чтобы голос погибших сквозь время проник, чтобы знали потомки всю правду о них, и гордились в открытую прошлым своим, я несу донесенье от мертвых живым». Потому что известно, что у людей и у страны, которые не помнят прошлого, нет будущего!» (Из рассказа Н.Г. Тетеревой, Е.Э. Куприной).
Примечание
Департамент молодежной политики Университета ИТМО ориентирован на запросы и проблемы молодых, поэтому всегда находится в активном поиске таких направлений работы, которые могут быть им полезны. Развитие патриотического направления мы считаем одной из наиболее важных задач, поскольку кризис 1990-х годов, сопровождавшийся расшатыванием нравственных и духовных устоев общества, не мог не сказаться на поколениях, рожденных в эти годы. В настоящее время молодежь все чаще обращается к нравственным основам жизни, а пробуждение интереса к истории страны, города, университета, семьи проявляется в интересе к военной истории.
Являясь сторонниками личностно-ориентированного подхода, психологи медико-психолого-социального центра (МПСЦ) Университета ИТМО стремятся избегать назидания и включать студентов в патриотическую работу, учитывая их личный интерес. Воспринимая университет как одну большую семью, мы реализуем молодежный проект «Наши победители», который ежегодно начинаем с представления вклада преподавателей, сотрудников и выпускников вуза в Великую Победу, а затем приглашаем студентов расширить историю военных лет университета, включив в нее рассказы о подвиге их родных в годы войны. Мы предложили им рассказать о том, какая доля досталась поколению прадедов, дедов и отцов в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. История военных лет описывается через военные судьбы и семейные воспоминания всех тех, кто сегодня представляет собой Университет ИТМО (ранее ЛИТМО и ЛИХП): студентов, преподавателей, сотрудников ? всех, кто учился или трудился в университете. К проекту присоединились студенты других университетов, и он стал межвузовским с международным участием. Рассказы участников входят в ежегодные сборники «Наши победители.1945–2017»: материалы молодежного межвузовского проекта в международным участием «Наши победители 1945–2017»/ Под ред. Е.В. Шарапановской, А.А. Копанева – СПб: Университет ИТМО, 2018 – 169 с., 31 с. ил.; «Наши победители 1945–2018».
В рамках проекта проводится цикл мероприятий, способствующих осмыслению духовного (экзистенциального) опыта блокады Ленинграда, подвига народа, роли героев в семейной истории и др.
Проект помогает участникам:
- найти потерявшихся после войны родных;
- открыть для себя и других новые страницы подвига своих близких и всех советских людей в годы Великой Отечественной войны;
- осознать ценность семьи и роль старших поколений в становлении молодых;
- приобрести новый важный эмоциональный, духовный (экзистенциальный) опыт;
- осознать важность изучения истории семьи, университета, страны;
- испытать чувство гордости за свою семью и страну;
- понять ценность мира и необходимость поддерживать мир и защищать свою страну;
- осознать роль и важность профессиональных знаний и умений, научных исследований и открытий не только в Великой Победе, но и в развитии общества, страны. Это осознание способствует повышению уровня учебной мотивации;
- развивать дружбу и сотрудничество со студентами разных национальностей и разных стран.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать