Доклад «Психосексуальное развитие детей и подростков» состоялся в рамках Всероссийского психологического фестиваля «Цветы жизни. Детская психология: от поражений к победам». Лев Моисеевич Щеглов - профессор, доктор медицинских наук, соучредитель и президент Национального института сексологии, сексолог, психотерапевт, врач высшей квалификационной категории, член экспертных комиссий при правительстве Санкт-Петербурга, автор книги «Записки сексолога» и ещё 22 монографий, научно-популярных и художественных книг, 250 научных публикаций по проблемам сексологии, психотерапии и психоанализа, с начала 1990-х активно занимается популяризацией идей здорового секса на радио, телевидении и в прессе, член Союза журналистов.
«...Психосексуальное развитие ребенка-подростка - красивые слова. Большое продвижение в том, что появилось двухкоренное слово «психосексуальное»: раньше предполагалось, что сексуальное развитие - сугубо проблема физиологии. Это длилось очень долго, весь советский период почти. У мальчика созревают сперматозоиды - значит он становится подростком. У девочки появляются месячные - значит надо вести речь о том, что она становится женщиной. Вот это двухкоренное слово «психосексуальное» - не дань моде, а большой сексологический акцент на том, что без психических процессов понимать сексуальное созревание, развитие и определенные стадии не только неправильно, но и невозможно.
Классификаций тьма. Вы, как представители психологии знаете, что зачастую мышление и тактика психотерапевта целиком (на мой взгляд, к сожалению) зависят от того, к какой школе себя причисляет данный специалист. Если вы посмотрите работы психоаналитиков, то там будут одни представления о психосексуальном развитии ребенка и подростка, если посмотрите на работы поведенческих психологов - категорически другие.
И так можно перечислять до бесконечности. Значит, классификаций, каких-то реперных точек, стадий тьма, спорить о том, что более логично, можно, но бессмысленно.
Я просто, как представитель сексологии, а это свежая достаточно, но отдельная дисциплина, я вам предложу классификацию, в самых общих чертах, которая международным сообществом сексологов более или менее принимается.
Она восходит к работам мощного психолога Пиаже. Суть ее в том, что она обращает наше внимание на сознательные стадии и этапы психосексуального развития ребенка и подростка. Потому как если мы возьмем самых разных психоаналитиков, вплоть до наимоднейших, новых, рефомистов и так далее, то там будет перечислена оральная, анальная стадия и так далее. Все это очень мило, очень трогательно, но, на мой взгляд, к реальному пониманию того, что происходит с ребенком и подростком это имеет достаточно слабое отношение. Хотя все это очень загадочно, красиво и очень легко можно манипулировать всеми этими представлениями, которые в итоге представляют собой словесную гимнастику и ничего больше.
Значит, в той классификации, которую мы сегодня рассмотрим, предполагается, что первая стадия у ребенка носит название «понятийная». Это обращает наше внимание на то, что у ребенка на этой стадии должно созреть понимание того, что есть пол - мальчик, девочка, в чем между ними разница. Почему папа - это всегда мужчина, а мама - женщина, насколько я - мальчик или же девочка. И предполагают, хотя возрастные цифры здесь довольно относительны, что эта стадия возникает где-то в районе трех лет. Да, безусловно, до 3-х лет происходит очень много чего. Да, безусловно, есть бессознательные процессы и всякое такое, но мы говорим о том, что до понятийной стадии вопросы пола ребенка в его ясном сознании не интересуют. По крайней мере, фиксированно не интересуют...»
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать