В наше время, благодаря Интернету и глобализации, все больше появляется в обиходе новых иностранных понятий, обозначающих современные направления развития отдельных слоев общества. Меня как детского и семейного психолога родители все чаще спрашивают, что это за направления и как я к ним отношусь. В этой статье я попробую ответить на эти вопросы.
Еще в 1982 году американский врач Лари Досси ввел термин «невроз времени» или «одержимость временем», обозначив им болезненное состояние, когда кажется, будто «время уходит, его не хватает, нужно жать на педали все сильнее, чтобы не отстать». Сегодня этой формой одержимости страдает большая часть человечества. К сожалению, высокий темп жизни человека не принес ему ничего хорошего. Болезнь миллиона дел, быстрые встречи с друзьями, быстрая еда, быстрый секс, быстрое воспитание детей — все это приводит к разрушению или невозможности формирования важных эмоционально значимых отношений, к нарушениям пищевого поведения, сексуальных отношений, к соматическим болезням и даже психическим расстройствам. Распространение современных технологий, бесконечное усовершенствование гаджетов, развитие социальных сетей постепенно уводят человека от реального эмоционального общения в виртуальные миры. Побочным эффектом, как правило, является нарушение отношений между супругами, агрессивное поведение детей, сложности взаимодействия в расширенной семье.
Что делать? Этим вопросом на Западе озадачились еще в конце восьмидесятых годов. В 1989 году возникает движение «Slow Food» — культура осознанного, медленного приготовления и приема пищи. А в девяностых начинает развиваться движение «Slow Life», приверженцы которого ратуют за осознанный, замедленный образ жизни. И, что интересно, вопреки зловещим пророчествам «торговцев скоростью», неспешно зачастую выходит лучше, качественнее и здоровее. Философия слоулайферов в том, чтобы найти для каждого дела и человека свою скорость и получать от процесса удовольствие.
В том же 1989 году американский психолог Дэвид Элкинд публикует книгу «Задерганный ребенок: они растут быстро». В этой книге Элкинд выступил с идеей отказаться от моды подгонять ребенка во взрослую жизнь, так как это приводит к невротизации детей. К сожалению, голос автора был услышан немногими, и тенденция к увеличению темпа развития детей продолжала нарастать. За последние двадцать лет многие страны приняли доктрину «интенсификации», то есть усиленного давления, увеличения объема домашних заданий и количества экзаменов, усложнения программ обучения. Обеспокоенные родители начинают думать, что к такому прессингу школьной системы надо готовиться задолго до поступления в первый класс — и начинается гонка под мифическим лозунгом «Раннее обучение гарантирует успех в школе». В 2003 году Кэти Хирш-Пасек, профессор детской психологии Темпльского университета (Филадельфия), опубликовала книгу «Эйнштейн никогда не учился по карточкам: как на самом деле учатся дети и почему им нужно больше играть и меньше зубрить». Исследования, положенные в основу этой книги, развенчивают миф о необходимости и большой пользе «раннего обучения» и «академической акселерации». «Современная мантра «Быстрее — значит лучше» и убеждение, будто каждую минуту следует проводить с пользой, попросту неверны применительно к воспитанию и обучению детей, — говорит Хирш-Пасек. — Научные данные подтверждают, что дети лучше учатся и развиваются как личности в спокойной, неспешной обстановке». Надо отметить, что идеи Кэти Хирш-Пасек не новы. Еще в конце XVIII века философ Жан-Жак Руссо писал: «Детство видит, думает и чувствует по-своему, нет ничего глупее, чем заменять его зрение и чувства нашими». В 2003 году идеи Хирш-Пасек подхватывает Морис Холт, профессор педагогики, который публикует свой манифест с призывом организовать международное движение за «медленное образование». Он пишет, что утрамбовывать информацию в детские головы так же питательно, как заглатывать «Биг Мак»: гораздо полезнее учиться неторопливо, глубоко вникать в предмет, искать связи между разными темами, учиться думать, а не решать тесты. «Медленная» учеба делает более восприимчивым и развитым мозг. Елена Ивановна Николаева, профессор Российского педагогического университета, в своей книге «Воспитать одаренного ребенка — как?» пишет, что гораздо важнее формировать интерес ребенка к учебной, да и к любой другой деятельности, опираясь на развивающую среду и собственное родительское активное участие.
Если говорить о педагогической системе, которая придерживается принципов «медленного» обучения, то это вальдорфская педагогика Рудольфа Штайнера. Удивительно, но педагогическая система, созданная в начале двадцатых годов прошлого столетия, не теряет актуальности и сегодня. С каждым годом она получает все больше и больше сторонников во всем мире. Есть и такие родители, которые пропагандируют пользу домашнего воспитания и обучения. Лидерами в этом направлении стали американцы: на сегодняшний день более миллиона молодых американцев получает образование дома. У нас в стране альтернативные формы образования тоже становятся все более популярными.
В начале двухтысячных годов в западной родительской среде появилось новое понятие «Hands Free» («свободные руки»). Сейчас это направление успешно распространяется по всему миру, появились его сторонники и в нашей стране.
В контексте родительской культуры идеология «Hands Free» предполагает, что родитель стремится уделить время главному — своей семье. Родители больше не стремятся успеть сделать миллион дел в короткий срок. Они не штудируют книги по тайм-менеджменту для родителей. Они не слушают вебинары о том, как ухаживать за младенцем и одновременно овладевать новой профессией в страхе, что декрет — это упущенное время возможностей для профессионального роста. Они выбирают свое Главное.
Уметь строить свою жизнь с учетом потребностей каждого члена семьи, находить важные моменты совместной жизни — это одни из ведущих задач направления «Hands Free», истоками связанного со слоулайферовским движением. Несмотря на то, что направление «Hands Free» зародилось на Западе, идеи возрождения семейных ценностей и традиций, о которых пишут сторонники и пропагандисты «Hands Free», близки русскому человеку как никому другому.
Для меня как специалиста, занимающегося более 14 лет семейно-обрядовой культурой (СОК), было радостно читать в книге Рейчел Мэйси Стаффорд, пропагандиста направления «Hands Free Mama» в Америке, о том, чем специалисты СОК занимаются в России уже более двадцати лет. Нам есть чем гордиться!
С благодарностью вспомнилось имя нашего учителя и наставника Натальи Алексеевны Москвичевой-Гительсон. Благодаря знаниям и опыту, полученному на занятиях с Натальей Алексеевной, мои семинары для родителей и специалистов обрели глубину и новый культурологический пласт. А знакомство с современным родительским направлением «Hands Free» стимулировало меня к созданию новой интерактивной программы для родителей: «Родительство в стиле «Hands Free», или Что помогает создавать важные события жизни семьи», которая была представлена в рамках 12-го Саммита психологов в Санкт-Петербурге. Эта программа является второй в направлении «Slow Life». Первая посвящена женщинам — «Семь шагов к гармонии и счастью».
Буду рада отзывам и встрече с вами!
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать