Раннее вмешательство призвано помочь ребенку развиваться наиболее гармоничным образом. О типах привязанности, научном подходе к помощи ребенку и родителям рассказывает Рифкат Жаудатович Мухамедрахимов - профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, член Межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, член Межведомственной рабочей группы комитета Государственной думы Федерального собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей, член Совета по профилактике и вмешательству Европейской федерации психологических ассоциаций (European Federation of Psychologists Associations Board of Prevention and Intervention), член Всемирной ассоциации психического здоровья младенцев (World Association for Infant Mental Health), член Международного общества раннего вмешательства (International Society on Early Intervention), член Санкт-Петербургского психологического общества.
«Психическое здоровье детей от 0 до 3-х лет - состояние, при котором ребёнок развивает способность формировать близкие и безопасные отношения, испытывать, выражать и регулировать эмоции, исследовать окружающий мир и учиться; развитие этих способностей ребёнка тесным образом связано с качеством заботы о нём, а также с семейным, культуральным и более широким контекстом социального окружения» (Handbook of IMH, Zeanah. 2009).
«Два великих автора работ по теории привязанности - Джон Боулби и Мэри Эйнсворт. Они познакомили нас с новыми представлениями о том, что ребёнок не только от рождения способен взаимодействовать и формировать отношения с человеком, но и к концу первого года жизни впервые развивает некую относительно стабильную модель представлений о себе, о близком взрослом, а также модель поведения. Он ведет себя на основании того опыта, который приобрел в течение первого года жизни. Эти теоретические положения дают возможность работать в области психического здоровья ребенка и раннего вмешательства».
О внедрении ранней помощи детям в нашей стране: «За последние 2 года многое сдвинулось: принята Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Работа с детьми раннего возраста и их родителями поддерживается на уровне правительства, Министерства труда и социальной защиты РФ. Я являюсь одним из членов межведомственной группы, которая занимается разработкой методических материалов. Мы очень надеемся, что это приведет к принятию закона о ранней помощи.
Согласно Концепции, в каждом субъекте РФ должны быть созданы службы ранней помощи, но практика показывает: к сожалению, то, как коллеги на местах понимают раннюю помощь и методические рекомендации, не способствует научно обоснованному оказанию ранней помощи.
Ответа на вопрос, почему это так, у меня нет. Вероятно, мы как профессиональное сообщество очень сильно отстаем в своем понимании потребностей развития человека на ранних этапах от понимания профессиональных сообществ более социально и экономически развитых стран. Если мы обратимся к программам подготовки психологов в ВУЗах – они не включают этой информации…
Мне представляется, что в профессиональном сообществе до сих пор идет разделение: мы отдельно, а то, что за рубежом – это другое. Для меня и моих коллег это не так. Мы приглашаем всех размышлять об этом в едином пространстве психологической науки в мире…»
В рамках программы 12-го Санкт-Петербургского саммита психологов (3-5 июня, Санкт-Петербург) в дискуссионном пространстве «Отклик души» состоится просмотр фильма по детской психологии. Подробнее
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать