16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Психодиагностика сегодня. Часть 1

1-я часть статьи доктора психологических наук Людмилы Николаевны Собчик:

Широкое и неразборчивое применение  разных тестовых методик в целях кадрового отбора, профориентации, трудовой экспертизы и семейного консультирования  пришло на смену неприятия психодиагностики  как лженаучного направления, которое длилось не менее полувека (с 1960 до 1990 гг.) К сожалению, взамен психологии «понимающей» возник крен в сторону преувеличения роли математического анализа и статистики.

Опыт показывает, что такую наисложнейшую структуру как личность человека нельзя ввести в четкие рамки математических дефиниций: для этого как минимум необходимо унифицировать, категориально уровнять психологические феномены  (факторы), их вес и значимость. Но, к сожалению, здесь пока трудно найти такое единомыслие:  часто одному  тому же термину придается разное смысловое содержание, личностные свойства смешиваются с характеристиками, относящимися к состоянию человека. Важно также подчеркнуть, что грань между психической нормой и состояниями, отклоняющимися от нормы, весьма тонка, размыта и изменчива. В связи с этим в рамках новой методологии  и ее концептуального подхода мной  введена типология личностных свойств,  понятная большинству психологов, повторяющаяся в терминологически близких понятиях  создателями разных   психодиагностических методик.

Следует также учесть, что  личностный паттерн не является «застывшей окаменелостью» (крылатая фраза А.Н. Леонтьева) и обнаруживает известную изменчивость своих параметров в зависимости от жизненных обстоятельств, вызывающих как позитивный, так и негативный настрой, меняющий уровень тревожности, агрессивности, мотивационную направленность. Поэтому необходимо учитывать такой параметр как  диапазон изменчивости личности, который у каждого человека имеет свои рамки.     

При обследовании необходимо понять, в какой конкретной ситуации находится обследуемый, какая мотивация сформирована у него в процессе тестирования, в какую сторону он может пытаться изменить свой объективный образ, чем вызвана неоткровенность и мотивационные искажения,  а также - что связано с умышленной ложью, - что следует считать плохим самопониманием и - что объясняется защитными и компенсаторными реакциями личности.  Поэтому вербальные тесты, которые легче могут подвергаться установочным тенденциям и искажаться за счет защитных реакций обследуемого лица,  следует дополнять невербальными методиками типа цветового теста, метода портретных выборов Сонди, данными Роршах-теста.

Должны ли мы считать, что существует неразрешимый конфликт между точными методами измерения психологических факторов и аналитическим подходом к трактовке полученных данных с учетом многих переменных? Иногда вопрос ставится таким образом, как будто один подход исключает другой. Но это неверно и в корне неправильно.  Когда приходится проводить исследования не ради самого эксперимента, а в соответствии социальным запросом, при решении жизненно-важных задач, то становится ясно, что обе крайности не дают необходимых результатов, и что помимо традиционных приходится изобретать новые подходы.

К этому невольно приходишь, когда параллельно  ведется углубленная работа по изучению и совершенствованию психодиагностического инструмента, когда ширится спектр разнообразных видов социальных заказов на психодиагностические исследования.

Многолетний опыт исследований, проведенных мной и моей группой психологов,  это – тысячи и десятки тысяч лиц, при этом о каждом (или почти о каждом) человеке помимо данных психодиагностических исследований мы стремились получить дополнительные сведения –  пол, возраст, семейное положение, сфера занятости, профессиональная успешность, иногда – особые комментарии в связи с конкретными обстоятельствами и задачей, стоящей перед психологической бригадой.

С большинством обследованных (или с представителями  репрезентативной выборки) мы старались выходить на прямой контакт. В процессе доверительной беседы им сообщались результаты обследования. При необходимости мы старались поменять в заключении те термины, которые им не нравились на другие, аналогичные по сути, но более приемлемые для обследуемого. В процессе предварительного собеседования  им  объясняли, почему результатам следует доверять, какие личностные свойства следует контролировать, какие - развивать. В абсолютном большинстве случаев не мы только приходили к взаимопониманию, но ответная реакция обследуемых давала дополнительный материал для понимания того, что отражается в показателях психодиагностики. Это позволяло нам расширять диапазон интерпретации и лучше понимать психологию разных типов личности. Вот откуда и берется столь подробная интерпретация наших методик, отражающих портрет личности не в виде сухого протокола из цифр,  а как живой образ.

В основном все обследуемые после обсуждения результатов психодиагностического исследования говорили, что стали лучше понимать как сильные, так и слабые стороны своего характера, что теперь они успешнее смогут управлять собой и эффективнее использовать свои задатки.

Важно подчеркнуть, что  применяя  психометрическую проверку любого теста, исследованию должна предшествовать гипотеза, придающая математическому анализу определенный смысл.  На мой взгляд, такой подход отражен в теории ведущих тенденций, которая,  в отличие от многих других теоретических подходов, родилась не в тиши кабинета, а в процессе повседневной практической проверки: ее положения постоянно подпитывались новыми исследованиями, а их правильность  подтверждалась самой жизнью и даже многими написанными на эту тему диссертационными исследованиями.

Теория ведущих тенденций, положенная мной в основу психометрической модели личности, оправдала себя на практике и уже не один десяток лет применяется  психологами в их повседневной работе. Многочисленные исследования на достоверном уровне показали, что основные положения теории ведущих тенденций отражают закономерности, которым подчиняются показатели разных личностных тестов. Это дало возможность выйти на более высокий уровень валидности и надежности отобранных нами психодиагностических методик, что возможно лишь тогда, когда результаты исследования представлены не как «винегрет» из показателей разных факторов и шкал, а подчиняются закономерностям, выверенным на практике и соответствующим основным теоретическим положениям. Познакомиться с основными положениями теории, лежащей в основании предлагаемой  психодиагностической модели личности,  можно в следующей (2-й) части публикации под названием «Теория ведущих тенденций».

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»