В Казани, исторически, исследования психических состояний были начаты В.М. Бехтеревым с момента создания Казанском университете первой в России психологической лаборатории (1885 г.). По мнению В.М.Бехтерева: «Психология – наука, занимающаяся описанием распознаванием состояний сознания таковых... В состав истолкования этих явлений должно, конечно, входить изучение как тех причин и условий, при которых они возникают, так и действий, непосредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы» (1907, С.3).
Психические состояния (по Бехтереву) - это явления, отражающие внутренние и внешние раздражения; подчеркивается роль переживания и «соотносительных процессов», отмечается то, что состояния влияют на течение и развитие нервно-психических процессов.
В.М.Бехтеревым изучались пограничные и патологические состояния (состояние психического возбуждения, психического угнетения, гипнотическое состояние, связанное с внушением, состояние психоанестезии и гиперестезии, самовнушенные состояния, психопатия (как приобретенное состояние) и др. , а также состояния, относящиеся к отдельным сторонам деятельности человека: испуг, на экзамене у школьников, утомление, состояние сосредоточенного внимания, аффективные состояния: боль, страх, стыд, радость, умиление, испуг, душевная тревога, гнев, смущение и др.
Особенно много исследований были посвящены утомлению и усталости (исследовалось утомление в течение рабочего дня). В частности, изучая утомление учителей (30 чел.) он пишет: 5 педагогов чувствуют себя утомлёнными с утра, 3 - к 12-2 часам, 8 - к концу учебного дня и 4 - к вечеру; 9 педагогов жаловались на различные болезненные расстройства. У учащихся: внимание и запоминание удерживаются до 4 урока, а после 5 урока утомление преодолевает упражняемость, - отмечалось им.
В советский период изучение психических состояний в Казанском университете (1970-1980 г.г.) было связано с работами Н.М. Пейсахова и его сотрудников. В лаборатории, которой он руководил, изучались функциональные состояния в учебной и трудовой деятельностях, а также в спорте высших достижений.
В частности, было установлено, что саморегуляция психических состояний в учебной деятельности только тогда достигает эффекта, если учитывается исходный уровень (начальные значения) состояния. В трудовой деятельности были выделены формальные и содержательные характеристики изменения состояний в ходе дня и недели. Описаны 9 типов динамики работоспособности. В спорте было показано, что влияние нагрузок на вегетативные сдвиги организма в ходе тренировочного процесса опосредуется субъективными переживаниями.
В настоящее время изучение психических состояний казанскими исследователями может быть обозначено следующими направлениями:
1) исследование состояния как психического явления: феноменологии, состава, структуры, функций, динамики, взаимоотношений состояний с другими психическими явлениями и пр.
2) изучение отношений между психическим состоянием и составляющими сознания: образами психических состояний, значениями, смысловыми структурами, переживаниями, рефлексией, ментальными репрезентациями, метакогнитивными особенностями и др.
3) исследование саморегуляции психических состояний: феноменологии, механизмов и закономерностей.
1 направление – состояние как психическое явление
Обратимся к отдельным фрагментам наших исследований. Анализ функций психических состояний в психическом целом позволил выделить и описать функциональные структуры состояний.
1. Оперативные (реактивные) психические состояния (сек-мин). Основная функция – связывание психических процессов и свойств для обеспечения реакции на ситуацию. Состояние выступает как реакция на ситуацию (решимость, гнев, лень, досада, злость, страх/испуг и пр.).
2 Текущие состояния (час-день). Основные функции – формирование и закрепление психологической структуры личности, развитие психических процессов, овладение саморегуляцией и самоорганизацией жизнедеятельности. Типичные состояния (радость, спокойствие, вдохновение, озабоченность, апатия, огорчение и др.).
* Длительные состояния (мес- год и более) – психические состояния отражают сложившиеся свойства личности, акцентуации и деформации характера, сформировавшиеся системы самоуправления и саморегуляции и др. свойства субъекта. Это - состояния-свойства. К ним отнесены психическое выгорание, хроническая усталость, депрессия, посттравматический синдром и др.).
Трехуровневая функциональная структура психических состояний
* В психическом целом состояния выполняют базовые и специфические (особенные) функции
Базовые (основные) функции состояния
В то же время, каждое состояние, наряду с общими, выполняет особенные (специфические) функции, связанные с качеством переживаемого состояния, например:
Связь состояний с процессами и свойствами
Рис. Влияние психических состояний на оперативную память школьников (7 класс). Стрелками показаны направления влияний
Изучение динамических изменений состояний потребовало обращения к информационно-энергетическим основаниям состояний и использования концепций самоорганизации (синергетики). Такой подход позволил выделить и описать класс неравновесных состояний.
Исследованиями было установлено, что динамические особенности неравновесных состояний характеризуются фазовыми процессами синусоидального типа, возрастанием однородности и качественной близости в ситуациях высокой значимости, повышением когерентности и нелинейности отношений между информационными и энергетическими составляющими неравновесных состояний.
Рис. Изменение числа психических состояний в динамике изменения ситуаций. По вертикали – номера ситуаций. По горизонтали – количество типичных состояний.
Обращение к метасистемному уровню когнитивных процессов позволило выделить класс познавательных состояний (удивление, задумчивость, сомнение и др. (М.Г.Юсупов, 2013)). Структура познавательных состояний существенно интегрирует индивидуальные качества личности и стилевые характеристики обучения. Последние «обрамлены» показателями когнитивных процессов.
Состояния актуализируются в проблемной ситуации, стимулируя интрапсихическую (когнитивную) активность, активируя интегрированные в функциональной структуре состояний, широкий спектр интеллектуальных проявлений.
Выделен особый класс измененных состояний сознания – повседневное трансовое состояние.
Установлено, что структура транса состоит их двух функциональных комплексов, интегрированных между собой: ментального и соматического. К функциям комплексов относится обеспечение особой продуктивности при погружении в транс: это доступная обращенность к своему опыту, сопровождаемая интенсивными переживаниями, нервно-мышечная релаксация вкупе с мобилизацией энергетических ресурсов организма и др.
2 направление: состояние и сознание
Образ психического состояния. Результаты изучения образа психического состояния позволяют судить об образе как об относительно стабильном образовании, интегрирующим различные психологические, физиологические и поведенческие показатели. Эти характеристики достаточно полно осознаются субъектом, что проявляется в оценках, описаниях и дифференцировании образов. Образ состояния отображается в сознании в виде переживаемой конфигурации, связанных субъективных и объективных характеристик, возникающих вслед за актуализированным состоянием.
Рис. Модель возникновения образа психического состояния
При изучении психического состояния как значения было установлено, что семантическое пространство состояния, представляет собой ядро и семантические слои. Каждая составляющая, входящая в семантическое пространство состояния, может являться своего рода «ключом» к возникновению состояния: закрепившаяся за определенным оперантом система психологических, физиологических, поведенческих и др. характеристик «развертывается» в состояние при его актуализации. Образно говоря, «нажатие одной клавиши вызывает аккорд».
Изучение отношений между смысловой организацией сознания и психическими состояниями позволило обнаружить ряд закономерностей. Наиболее общая из них заключается в том, что смысловые структуры всегда «вмешиваются» во все проявления психических состояний: в их возникновение, перестройку, динамику, продолжительность, интенсивность, модальность и т.д. В свою очередь, смысловые структуры также подвержены регуляторному воздействию со стороны переживаемых состояний: они изменяются, трансформируются только при переживании неравновесных состояний в трудных, напряженных или критических ситуациях.
Модель отношений психических состояний и смысловых структур
Анализ отношений между переживанием и состоянием убедительно свидетельствует о включенности переживания в структуру состояния в качестве его основной составляющей. Переживания презентируют субъекту данность его состояния. Именно в переживании субъекту дается реальность его психического состояния.
Переживание в системе психологических категорий с субъектного и личностного подходов (Л.Р.Фахрутдинова, 2012)
В изучении отношений между рефлексией и психическими состояниями было установлено, что влияние рефлексии на психические состояния опосредовано напряженностью деятельности и регуляторными способностями субъекта. Функция рефлексии связана с означиванием психического состояния в процессе его осознания и формированием образа состояния. В свою очередь, роль состояния проявляется в усилении или ослаблении рефлексии. Отношения между рефлексией и психическими состояниями преимущественно нелинейны.
Влияние ауторефлексии на психические состояния, отличающиеся по модальности в повседневной (слева) и напряженной (справа) учебной деятельности ( А.В.Чернов, 2013).
При изучении ментальных репрезентаций психических состояний было обнаружено, что ментальные репрезентации представляют собой формат мысленного образа, в котором происходит содержательное отображение переживаемого состояния.
Эта форма имеет специфическую конфигурацию, зависящую от качества психического состояния, а также определенные свойства: пространственную организацию, ядерные составляющие, вариативные характеристики, относительную устойчивость и независимость репродукций от ситуаций жизнедеятельности субъекта.
Юбилейная международная школа по психологии состояний
3. Изучение саморегуляции психических состояний
Разработана и апробирована системно-функциональная концепция саморегуляции состояний. Целостная функциональная структура регуляции психических состояний представляет собой иерархическую организацию, в основании которой находятся механизмы регуляции отдельного состояния, в которой достижение цели – желаемого состояния осуществляется через цепь переходных состояний.
Модель саморегуляции психических состояний (базовый уровень)
В зависимости от типа ситуации («обратимой или необратимой») выявлены различия в способах нормализации состояний.
В «обратимой» ситуации способы регуляции, в основном, связаны с «канализацией» энергии состояния через активные действия субъекта.
Состояния, возникающие в «необратимых» ситуациях, регулируются использованием “интеллектуализированных” действий и способов, ведущими из которых являются сравнение, анализ и обобщение. Особенно, обобщение!
Вследствие обобщения необратимая ситуация “перерабатывается”, появляются новые смыслы, значения, знания и др. новообразования в структуре ментальности и личности, что приводит к нормализации состояния.
Длительное поддержание субъектом психических состояний с "заданными" характеристиками связано с образованием устойчивых функциональных комплексов.
Последние обусловливают пролонгированную актуализацию "заданных" состояний с определенными параметрами со стороны знака, интенсивности, длительности и др. в соответствующих условиях жизнедеятельности.
Более высокий уровень - целостная функциональная структура саморегуляции. Она включает в себя предыдущие уровни. Взаимоотношения между уровнями - отношения включения. Иерархическая система саморегуляции состояний обеспечивает адаптацию субъекта к социальным условиям функционирования и требованиям предметно-профессионального характера деятельности.
Результаты работы Школы
- В «Казанской школе» опубликовано более 1500 работ, ряд индивидуальных, коллективных монографий и учебных пособий.
- Каждые 2 года выходит сб. трудов (сейчас опубликован 11 выпуск).
- Защищены 23 кандидатские диссертаций и 2 докторские.
- Создан первый в России учебник по психологии состояний и первый практикум, а также хрестоматия (первая составлена Л.В.Куликовым).
- 1 раз в 5 лет организуется Всероссийская конференция по психологии состояний, в 2013 г. была проведена Вторая конференция, в 2018 планируется третья.
- Открыта магистратура по психологии состояний.
- Каждый год – Зимняя школа по психологии состояний для студентов, магистров, аспирантов и молодых ученых. В 2016 г. прошла 10 Юбилейная международная школа.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать