18+
Выходит с 1995 года
26 декабря 2024
Отражение состояния больного в рисунках

Из практики применения арт-терапевтических техник известно много примеров, когда регулярно исполняемые человеком рисунки отображали изменение его состояния, наглядно иллюстрируя динамику улучшения или ухудшения психического состояния рисующего. Есть примеры изменений рисунков, отражающих изменение нарисовавших их людей, находящихся под воздействием наркотических веществ. Общеизвестна серия 11 автопортретов французской художницы, впервые принявшей ЛСД, нарисованных через определенные промежутки времени после употребления наркотика. На них динамика искажения изображения человеческого облика наглядно видна. Американский художник Б.Л. Сандерс несколько лет рисовал автопортреты после приема того или иного наркотика, создал галерею из 150 таких автопортретов. Другой американский художник У. Атермолен с момента постановки ему диагноза болезнь Альцгеймера в течение следующих пяти лет рисовал автопортреты, запечатлевая угасание своего разума и демонстрируя изменения сознания по мере прогрессирования заболевания до окончательного стирания личности. Эти портреты стали всемирно известны.

Данную наглядную визуальную динамику в рисунках можно использовать для отслеживания состояния пациента с целью более точного выбора терапевтической стратегии, когда тот не в состоянии рассказать о своем состоянии сам. Например, при старческой деменции, когда пожилой человек не осознает свою неадекватность и степень своего погружения в заболевание.

Если выложить рисунки, исполняемые больным человеком, с примерно одинаковыми интервалами в ряд, этот видеоряд метафорически можно сравнить с результатами снятия каких-либо физиологических показателей – настолько он информативен и нагляден.

Пример первый, отражающий улучшение психического состояния:

Пожилая женщина, 76 лет. Диагноз – старческая деменция. Применялся портретный метод психотерапии (портретная рисуночная терапия), который позволил ей принять свою внешность. Предъявляемые ей современные её фотографии она не признавала за свои, отрицала («Это твоя мама?», «Это моя старшая сестра».). А в процессе рисования с натуры она сначала признавала факт изображения на рисунке именно её («Ты меня рисуешь?») [2]. Затем она при рассматривании рисунка как бы смотрела на себя со стороны, оценивая свою внешность: либо нравилась сама себе, либо не нравилась. А принятие своей внешности - путь к самоидентификации и целостному восприятию себя.

В результате работы она стала узнавать родных и знакомых (даже давних), появилось желание чему-то научиться (печь сырники, вязать, пользоваться банкоматом и сотовым телефоном), стала спрашивать значение незнакомых слов; появилось критическое отношение к своим поступкам (после приступов агрессии стала искренне раскаиваться и просить прощения), появилось желание деятельности и общения.

Параллельно женщина регулярно рисовала несложные примитивные рисунки, являющиеся компонентами проективного теста «Дом, дерево, человек» [1], используемых с респондентами различных возрастов, которые сумели отразить положительную динамику её состояния.

В течение 3-х месяцев дом на рисунках постепенно перемещается издали справа в ближнюю левую часть - осваивалась территория прошлого, появлялась открытость. На первых домиках: ступеньки, ведущие в глухую стену без дверей, как отражение конфликтной ситуации; стена с акцентированным горизонтальным измерением – плохая ориентировка во времени. На следующих домиках этого уже не было. Дым поначалу был очень густой (свидетельствовал о значительном внутреннем напряжении, интенсивность прямо пропорциональна густоте дыма); позже появилась вторая труба, как будто появился новый дополнительный канал для разрядки этого напряжения. Вначале было 2 окна, а со временем их стало 4 (множество окон говорит о готовности к контактам). Дорожки поначалу совсем не было, потом появилась короткая, позже их стало две. Количество используемых цветов: вначале был один цвет (как боязнь эмоционального возбуждения), позже - несколько цветов.

Человек: шея, символизирующая координацию, отсутствует совсем. Плечи - признак физической силы или потребности во власти, на изображениях тоже совсем отсутствуют. Слишком большие уши подтверждают предположение о слуховых галлюцинациях. Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением. Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие. Но чаще – полное отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте. Изображение человека без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание. Голова - сфера интеллекта. Поначалу преобладает изображение только головы, без тела. Потом – голова и тело по отдельности (как будто «тело не дружит с головой»). Позже на рисунках появилась маленькая, корявая, угловатая, но слитая с телом голова.

Пример второй, отражающий ухудшение психического состояния:

Пожилой мужчина, 81 год. Диагноз – старческая деменция. Регулярные рисунки отражают усугубление болезни.

На первом рисунке респондент сумел нарисовать вместе дом, дерево и человека. Но в последствии рисовалось только что-то одно.

Дерево было нарисовано только либо в качестве ствола-подпорки под дом, либо на отдельном листе в виде веток в вазе (т.е. уже без корней, без связи с жизнью, с землей).

Человек рисовался сначала достоверно. Впоследствии на рисунке появились большие уши и антенны на голове, свидетельствующие о слуховых галлюцинациях, изображение тела трансформировалось и мало напоминало человеческое.

  

Некоторое время респондент жаловался на зрительные галлюцинации («В комнате летают и живут птицы»). Он нарисовал птиц, и больше после этого не жаловался на их присутствие.

В самый яркий период агрессивного общения с членом семьи он нарисовал взаимодействие двух существ с красным соприкасанием друг друга (как кровь или огонь). И тоже – после такой визуальной символизации внутреннего напряжения его взаимодействие с членом семьи стало более спокойным, как если бы он на листе бумаги «пролил кровь» и успокоился.

Впоследствии на рисунках респондента осталось только изображение дома (что несло информацию об органике). Когда пошло сильное ухудшение состояния респондента, его дом «оторвался от земли» - под ним была подпорка, как «куриная нога», он «висел в воздухе». В окнах черно, трубы нет - дом пустой, в нем никого нет, ничего не происходит никакой внутренней работы, ни душевной, ни умственной. Двери тоже нет - нет контактов, никто не приходит и не выходит. Метафора полной изоляции от мира, от общения, от реальности (не на земле).

А последний дом мною даже не сразу был понят. Сначала я его интерпретировала как «крыша отделилась от дома». Но когда через неделю респондент умер, стало понятно, что, очевидно, на рисунке он (неосознанно!) изобразил дом, который ушёл «в землю», и только крыша ещё была видна на поверхности…         


При старческой деменции отслеживать динамику улучшения или ухудшения состояния больного затруднено, часто присутствуют бред, навязчивые идеи, галлюцинации. В качестве дополнительного инструментария можно использовать рисуночные тесты. Расположив рисунки в ряд, можно определять динамику развития болезни и корректировать применение лекарственных препаратов.

Список литературы:

1. Методика «Дом — Дерево — Человек» / З.Ф. Семенова, С.В. Семенова. — М.: ACT; СПб.: Сова, 2007. — с. 190.
2. Нагорнова Н.А. Неизлечимо, но облегчаемо. [Электронный ресурс] Режим доступа http://psy.su/club/uspeh_2012/15/ (дата обращения: 29.10.2016).

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • 30-летие Компании «Иматон»: фото и видео-впечатления
    19.02.2020
    30-летие Компании «Иматон»: фото и видео-впечатления
    Не утихают впечатления от недавнего Всероссийского фестиваля практической психологии, который был посвящен 30-летию Компании «Иматон» и собрал в Санкт-Петербурге 400 участников. Творческую и праздничную атмосферу сохранили Фотографии и видеозаписи...
  • «Эмоциональный арт-конструктор» для детей, подростков и взрослых
    03.10.2018
    «Эмоциональный арт-конструктор» для детей, подростков и взрослых
    Методика «Эмоциональный арт-конструктор» является новым словом в работе с эмоциональной сферой человека. Эта работа включает диагностический и коррекционно-развивающий аспект. «Эмоциональный арт-конструктор» предназначен для решения комплекса задач в сфере эмоционального интеллекта детей, подростков, взрослых и предлагает им воспользоваться средствами, характерными для арт-терапии - совокупностью методов, использующих изобразительную, игровую деятельность...
  • «Психологическая газета»: интернет-издание для психологов
    11.02.2017
    «Психологическая газета»: интернет-издание для психологов
    «Психологическая газета» - старейшее периодическое издание для психологов. Вы читали её в печатном виде с октября 1995 года. С января 2006 года газета стала интернет-изданием, доступным огромному числу читателей по всему миру. Регулярно публикуются статьи, интервью, информация о профессиональных конференциях и событиях в мире практической психологии, научной психологии...
  • Работа с эмоциями в группе пациентов с психическими заболеваниями
    10.05.2016
    Работа с эмоциями в группе пациентов с психическими заболеваниями
    О своём опыте работы с эмоциями в группе людей, страдающих психическими заболеваниями, рассказывает Назарова Наталия Рафаэлевна - кандидат психологических наук, медицинский психолог медико-реабилитационного отделения Психоневрологического диспансера №5...
  • Основы музыкальной психотерапии
    17.11.2014
    Основы музыкальной психотерапии
    О том, кому помогает музыкальная психотерапия, нужно ли психотерапевту иметь музыкальное образование и какие качества могут помочь ему быть успешным специалистом рассказывает руководитель русскоязычной группы Международного общества психологических и социальных подходов к лечению психозов Сергей Михайлович Бабин
  • Использование методик песочной терапии в психодиагностике внутрисемейных и детско-родительских отношений
    16.11.2024
    Использование методик песочной терапии в психодиагностике внутрисемейных и детско-родительских отношений
    «Несмотря на активное внедрение современных цифровых технологий, непосредственное, живое общение с людьми остается самой естественной, природосообразной и результативной формой сопровождения и помощи».
  • Посттравматические или перитравматические расстройства: диагностическая дилемма
    28.11.2022
    Посттравматические или перитравматические расстройства: диагностическая дилемма
    Категория «перитравматических расстройств» заменяет диагнозы «острый стресс» и «посттравматический стресс», она включает в себя все расстройства, возникающие после неординарной боевой психической травмы, и без нее они не могли появиться...
  • Выявление групп риска эмоциональных нарушений у детей
    11.08.2021
    Выявление групп риска эмоциональных нарушений у детей
    В кризисных стрессогенных обстоятельствах угроза эмоциональному благополучию детей возрастает. Для выявления возможных отклонений на ранней стадии и их своевременной коррекции психологу необходим эффективный диагностический инструментарий…
  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Юрий Зинченко об уроках пандемии и точках роста для психологов
    22.10.2020
    Юрий Зинченко об уроках пандемии и точках роста для психологов
    «Цифровые и IT-компетенции необходимы, чтобы оказать качественную профессиональную психологическую помощь любому гражданину, который имеет запрос и который в ней нуждается», – отметил Юрий Зинченко в разговоре о влиянии пандемии…
  • Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством ТДТ
    27.07.2020
    Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством ТДТ
    Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является одной из важнейших проблем. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал…
  • Арт-терапия в работе с насилием в близких отношениях
    07.04.2020
    Арт-терапия в работе с насилием в близких отношениях
    Арт-терапия работает с образами, и язык образов понятен всем, на нём можно не говорить, а видеть и показывать. С помощью образа легче рассказывать о том, что сложно проговорить, потому что тяжело, больно, просто нет подходящего словарного запаса…
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»