18+
Выходит с 1995 года
21 декабря 2024
Влияние лингво-моторной активации на процесс запоминания иностранных слов

В современном динамично развивающемся обществе знание английского языка является необходимым для общения, - как с иностранцами, так и в повседневном общении с использованием неологизмов, английских терминов и языка электроники. Знание английского языка является преимуществом при устройстве на работу и необходимостью при работе на руководящих должностях.

При столь обширном спросе на английский язык, немногие россияне владеют им свободно. Это обусловлено, прежде всего, тем, что при недостаточной  мотивации людям, изучающим английский язык, зачастую, просто не хватает усидчивости и терпения, ведь для того чтобы достигнуть хорошего разговорного уровня могут уйти годы.

Во время изучения английского языка сидя дома или за партой задействованы аудиальный и визуальный каналы, в меньшей степени – кинестетический (лишь в процессе письма). При этом, если кинестетический канал сделать более активным или ведущим, то английский язык усваивается в разы эффективнее.

Есть в коре головного мозга часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга (рис.1). Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Следовательно, движения разными частями тела и, в особенности, кистями рук, помогают при усвоении и воспроизведении английской речи (М.М.Кольцова, 1999).



Рис.1. Условное деление коры головного мозга на зоны

И.М. Сеченов (1952) писал, что «ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения».

Основным отделом головного мозга позвоночных, отвечающим за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, является мозжечок. Мозжечок получает афферентные импульсы от всех рецепторов, раздражающихся во время движения – это проприорецепторы (механорецепторы), вестибулярные, зрительные, слуховые, т.е. получает информацию о состоянии двигательного аппарата.



Рис.2. Мозжечок получает афферентные импульсы от всех рецепторов, раздражающихся во время движения

Питер Стрик из Медицинского центра по делам ветеранов Сиракузы, Нью-Йорк, выявил еще одну связь. Его сотрудники проследили путь от мозжечка обратно к частям мозга, участвующим в памяти, внимании и пространственном восприятии. Удивительно, часть мозга, которая отвечает за движение – это та же часть мозга, которая отвечает за обучение.

Вот еще один пример. Нейробиолог Эрик Курчесне из Калифорнийского университета в Сан Диего говорит, что аутизм может быть связан с нарушениями мозжечка. Его исследования визуализации мозга показали, что у детей с аутизмом мозжечок меньше, и меньше нейронов мозжечка. Он также связал нарушения мозжечка с нарушением способности быстро переключать внимание с одной задачи на другой. Он говорит, что мозжечок фильтрует и интегрирует потоки входящих данных сложным образом, что способствует принятию сложных решений. Еще раз, часть мозга, известная своим контролем движения, участвует также в процессе обучения. На удивление, в нашем мозгу нет единого «центра движения». Движение и обучение находятся в постоянном взаимодействии. (Эрик Дженсен, 1998).

Овладение иностранным языком требует знания слов и правильной структуры предложений (функции левого полушария) и образов, эмоций и диалектов (функции правого). Перекрестные движения, такие как касание правым локтем левого колена и наоборот, сбалансированно активизируют оба полушария. Эти упражнения задействуют в равной степени обе стороны мозга и способствуют развитию координации движений обоих глаз, ушей, обеих рук и ног, а также балансируют центральные мышцы тела. Когда оба глаза, оба уха, обе руки и ноги используются одинаково активно, мозолистое тело, управляющее связями между полушариями, развивается лучше. Благодаря активному использованию обоих полушарий и всех четырех долей коры улучшается функция мышления и облегчается процесс учения (Карла Ханнафорд, 1995).

Нейробиолог Мануела Македония из института Макса Планка (Германия) провела ряд исследований о влиянии движений и жестов, сопровождающих новые слова и выражения при изучении иностранного языка и доказала, что движения и жесты способствуют лучшему запоминанию слов. При этом важно правильно подбирать жесты и движения.

«Конкретные слова запоминаются лучше, чем абстрактные. Жесты должны быть понятными, однозначными, даже при изучении абстрактных понятий следует использовать максимально понятные жесты или комбинацию жестов. Для абстрактных существительных представляется и воплощается моторный образ слова,  связанный каким-то образом с семантикой слова. Например, для слова «theory» (теория), актриса в ролике имитирует раскрытие книги с заинтересованным выражением лица. В этом случае жест должен был быть более конкретным. Для некоторых абстрактных существительных жесты используют некоторый эмоциональный компонент. Например, для слова «sensation» (ощущение) актриса исполняла жест изумления. Руки и рот были широко открыты» (Мануела Македония, 2012).

Согласно Куста (2011), абстрактные слова отличаются от конкретных слов с точки зрения воплощения эмпирической информации. Поскольку сенсомоторная информация преобладает в представлении конкретных слов, абстрактные слова статистически содержат более эмоциональную информацию. Изображение слова жестом, выражающим эмоцию, усиливает эмоциональное содержание и активизирует память.

Служебные слова служат, в первую очередь, грамматическим целям, их трудно соотнести с изображением, а их эмоциональное содержание довольно скудно, поэтому они трудно запоминаются. Для служебных слов Пулвермюллер (2002) предложил более локализованные рельеф перисильвиарных регионов. Жесты, сопровождающие таким образом наречия, являются произвольными и не имеют никакого смыслового отношения с семантикой слова. Эти жесты сами с нуля создают двигательный образ. Таким образом, они обогащают первоначальное представление слова сенсомоторным компонентом, который не существовал ранее. Это может объяснить способность к лучшему запоминанию, когда служебные слова сочетаются с произвольными жестами во время обучения.

На основе представленного теоретического материала был разработан курс обучения английскому языку через движение и танец для подростков 11-14 лет с уровнем английского языка Pre-Intermediate.

В ходе занятий оказалось, что многие, но не все методы ТДТ оказались достаточно эффективными с лингвистической точки зрения и способствуют быстрому запоминанию новых слов. Вместе с тем, эти же физические упражнения способствуют улучшению мозговых процессов, что косвенно способствует общему развитию в лингвистической сфере. В табл. 1 раскрывается эффективность каждого использованного метода ТДТ с точки зрения их благотворного воздействия на запоминание новых слов/ общее физическое развитие/ психо-эмоциональную сферу личности.

Табл. Эффективность методов ТДТ с точки зрения их благотворного воздействия на запоминание новых слов/ общее физическое развитие/ психо-эмоциональную сферу личности

Метод «использование ритма» оказался неэффективным с лингвистической точки зрения, поскольку учащиеся сконцентрированы на слушании ритма, его отстукивании, протанцовывании. В это время они повторяют лишь «One-Two-Three-Four».

Метод «развитие темы в действие» не оказывает значительного влияния на физическое развитие, поскольку учащиеся больше обсуждают тему и далее придумывают жесты, движения. Поскольку движения всё время чередуются с разговором, аэробная нагрузка отсутствует.

Методы «танец стихий», «танцевальная импровизация» и «контактная импровизация» оказались неэффективными с лингвистической точки зрения, потому что учащиеся выполняют упражнения практически безмолвно, они сконцентрированы на своем внутреннем состоянии, ощущении себя.

На основании изученной литературы было составлено и проведено 10 уроков по 45 минут, направленных на изучение лексики по темам «Emotions», «Actions», «Parts of the body», «Dance basics», «Rhythms», «Weather», «Shopping», «Places» и грамматического времени «Present Continuous» в соединении с техниками ТДТ.  

В настоящее время исследования влияния лингво-моторной активации на отдельные зоны коры головного мозга продолжаются.

Публикация по материалам диплома выпускницы программы дополнительного профессионального образования «Танцевальная терапия: теория и практика» Марии Морозовой. Руководитель программы — Наталья Юрьевна Оганесян.
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
    13.02.2020
    Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
    VI Всероссийский фестиваль практической психологии «Где дни облачны и кратки...» состоялся в Санкт-Петербурге 6 - 8 февраля 2020 года. В фестивале приняли участие 400 психологов из России, Швейцарии, Германии, Финляндии, Эстонии, Литвы, Великобритании...
  • Танцевально-двигательная терапия при неврозах
    30.09.2019
    Танцевально-двигательная терапия при неврозах
    Целью настоящего исследования стала оценка эффективности программы групповых психокоррекционных занятий танцевально-двигательной терапии, проводимой в рамках курса лечения на дневном стационаре (отделение пограничных расстройств) Вологодской областной психиатрической больницы. В исследовании приняли участие 50 человек (5 мужчин, 45 женщин) — пациентов дневного стационара, которые проходили курс танцевально-двигательной терапии в 2017 и 2018 году...
  • Встреча смыслов. О ресурсном фестивале «Другая арт-терапия…»
    07.02.2019
    Встреча смыслов. О ресурсном фестивале «Другая арт-терапия…»
    Человек создает сценарий, или сценарий — человека? Как помочь клиенту написать сюжет, который будет исцелять, просвещать и преобразовывать жизнь? Как овладеть секретами драматерапии, пробудить жизненные силы с помощью клоунады, прикоснуться к скрытым ресурсам личности через просмотр кино? Эти загадки в течение трех дней разгадывали участники 5-го Всероссийского фестиваля «Другая арт-терапия: кино-, драма-, клоун-...». В первый день мы пригласили гостей на Киностудию «Ленфильм» — всемирно известную студию со 100-летней историей, имя которой с детства знакомо каждому российскому психологу...
  • Танцевальная терапия: опубликована программа конференции
    28.11.2018
    Танцевальная терапия: опубликована программа конференции
    Второй раз в России проводится научно-практическая конференция по танцевальной терапии. Программный комитет подчеркивает необходимость организации мероприятия, в рамках которого будут представлены научно-обоснованные данные о возможностях и ограничениях применения танцевальной терапии в практике клинического психолога. Запланированы и мастер-классы. Однако, начнется Конференция именно с рассмотрения результатов научных исследований. Предварительная программа Конференции опубликована: названы докладчики, приведены аннотации выступлений и мастер-классов...
  • Онлайн-трансляция «Работа с перееданием через технологию зеркальных нейронов»
    10.05.2017
    Онлайн-трансляция «Работа с перееданием через технологию зеркальных нейронов»
    17 мая в Санкт-Петербурге состоится открытая встреча «Похудеть навсегда? Легко! Работа с перееданием через технологию зеркальных нейронов». Вход свободный, участие очное или онлайн...
  • Использование танцевальной терапии и цирковой педагогики при аутизме
    26.09.2016
    Использование танцевальной терапии и цирковой педагогики при аутизме
    Высокий интерес к проблеме аутизма мирового профессионального сообщества – в области как медицины, так и специальной педагогики – объясняется высокой рождаемостью детей с аутизмом, или расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Несмотря на существующее многообразие методов абилитации аутичных детей (АВА-терапия, эрготерапия, сенсорная интеграция, нейропсихологическая коррекция, энималтерапия, холдинг-терапия и т.д.), специалистами и родителями непрестанно ведется поиск все новых и новых методов работы и подходов...
  • Тело как ландшафт души: возможности применения интермодальной терапии искусством
    30.05.2023
    Тело как ландшафт души: возможности применения интермодальной терапии искусством
    Кандидат психологических наук А.В.Буренкова рассказала об особенностях терапии экспрессивными искусствами, в том числе об отличиях танцевально-двигательной терапии от телесно-ориентированного подхода.
  • Общее понятие психомоторики человека в контексте нормы и патологии развития
    18.04.2023
    Общее понятие психомоторики человека в контексте нормы и патологии развития
    Н.Ю. Оганесян: «Развивающий и коррекционный потенциал танцевально-двигательных методов заключается в том, что одновременно задействуется множество психических процессов».
  • Друзья «Психологической газеты» — о свободе, ценностях, осознанности и жизнестойкости
    08.02.2021
    Друзья «Психологической газеты» — о свободе, ценностях, осознанности и жизнестойкости
    7–9 февраля проходил VII Санкт-Петербургский фестиваль практической психологии «Жизнь будет лучше, чем мы хотели!». Фестиваль открыла тематическая беседа экспертов «Свобода от... Свобода для?..». В пространстве жизненных векторов»...
  • ТДТ как метод коррекции аффективной сферы у подростков с эндогенными заболеваниями
    29.09.2020
    ТДТ как метод коррекции аффективной сферы у подростков с эндогенными заболеваниями
    Реабилитационные занятия танцевально-двигательной терапией помогают детям в психиатрической больнице почувствовать себя в безопасной среде, где можно выражать свои чувства, взаимодействовать, быть принятым и услышанным…
  • Особенности проведения танцевальной терапии у пациентов с артрозом
    24.09.2020
    Особенности проведения танцевальной терапии у пациентов с артрозом
    Остеоартроз – это гетерогенная группа заболеваний суставов различной этиологии. Для больных с двигательными нарушениями главной проблемой является сниженная функция понимания возможностей своего тела или его частей...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»