В современном динамично развивающемся обществе знание английского языка является необходимым для общения, - как с иностранцами, так и в повседневном общении с использованием неологизмов, английских терминов и языка электроники. Знание английского языка является преимуществом при устройстве на работу и необходимостью при работе на руководящих должностях.
При столь обширном спросе на английский язык, немногие россияне владеют им свободно. Это обусловлено, прежде всего, тем, что при недостаточной мотивации людям, изучающим английский язык, зачастую, просто не хватает усидчивости и терпения, ведь для того чтобы достигнуть хорошего разговорного уровня могут уйти годы.
Во время изучения английского языка сидя дома или за партой задействованы аудиальный и визуальный каналы, в меньшей степени – кинестетический (лишь в процессе письма). При этом, если кинестетический канал сделать более активным или ведущим, то английский язык усваивается в разы эффективнее.
Есть в коре головного мозга часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга (рис.1). Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Следовательно, движения разными частями тела и, в особенности, кистями рук, помогают при усвоении и воспроизведении английской речи (М.М.Кольцова, 1999).
Рис.1. Условное деление коры головного мозга на зоны
И.М. Сеченов (1952) писал, что «ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения».
Основным отделом головного мозга позвоночных, отвечающим за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, является мозжечок. Мозжечок получает афферентные импульсы от всех рецепторов, раздражающихся во время движения – это проприорецепторы (механорецепторы), вестибулярные, зрительные, слуховые, т.е. получает информацию о состоянии двигательного аппарата.
Рис.2. Мозжечок получает афферентные импульсы от всех рецепторов, раздражающихся во время движения
Питер Стрик из Медицинского центра по делам ветеранов Сиракузы, Нью-Йорк, выявил еще одну связь. Его сотрудники проследили путь от мозжечка обратно к частям мозга, участвующим в памяти, внимании и пространственном восприятии. Удивительно, часть мозга, которая отвечает за движение – это та же часть мозга, которая отвечает за обучение.
Вот еще один пример. Нейробиолог Эрик Курчесне из Калифорнийского университета в Сан Диего говорит, что аутизм может быть связан с нарушениями мозжечка. Его исследования визуализации мозга показали, что у детей с аутизмом мозжечок меньше, и меньше нейронов мозжечка. Он также связал нарушения мозжечка с нарушением способности быстро переключать внимание с одной задачи на другой. Он говорит, что мозжечок фильтрует и интегрирует потоки входящих данных сложным образом, что способствует принятию сложных решений. Еще раз, часть мозга, известная своим контролем движения, участвует также в процессе обучения. На удивление, в нашем мозгу нет единого «центра движения». Движение и обучение находятся в постоянном взаимодействии. (Эрик Дженсен, 1998).
Овладение иностранным языком требует знания слов и правильной структуры предложений (функции левого полушария) и образов, эмоций и диалектов (функции правого). Перекрестные движения, такие как касание правым локтем левого колена и наоборот, сбалансированно активизируют оба полушария. Эти упражнения задействуют в равной степени обе стороны мозга и способствуют развитию координации движений обоих глаз, ушей, обеих рук и ног, а также балансируют центральные мышцы тела. Когда оба глаза, оба уха, обе руки и ноги используются одинаково активно, мозолистое тело, управляющее связями между полушариями, развивается лучше. Благодаря активному использованию обоих полушарий и всех четырех долей коры улучшается функция мышления и облегчается процесс учения (Карла Ханнафорд, 1995).
Нейробиолог Мануела Македония из института Макса Планка (Германия) провела ряд исследований о влиянии движений и жестов, сопровождающих новые слова и выражения при изучении иностранного языка и доказала, что движения и жесты способствуют лучшему запоминанию слов. При этом важно правильно подбирать жесты и движения.
«Конкретные слова запоминаются лучше, чем абстрактные. Жесты должны быть понятными, однозначными, даже при изучении абстрактных понятий следует использовать максимально понятные жесты или комбинацию жестов. Для абстрактных существительных представляется и воплощается моторный образ слова, связанный каким-то образом с семантикой слова. Например, для слова «theory» (теория), актриса в ролике имитирует раскрытие книги с заинтересованным выражением лица. В этом случае жест должен был быть более конкретным. Для некоторых абстрактных существительных жесты используют некоторый эмоциональный компонент. Например, для слова «sensation» (ощущение) актриса исполняла жест изумления. Руки и рот были широко открыты» (Мануела Македония, 2012).
Согласно Куста (2011), абстрактные слова отличаются от конкретных слов с точки зрения воплощения эмпирической информации. Поскольку сенсомоторная информация преобладает в представлении конкретных слов, абстрактные слова статистически содержат более эмоциональную информацию. Изображение слова жестом, выражающим эмоцию, усиливает эмоциональное содержание и активизирует память.
Служебные слова служат, в первую очередь, грамматическим целям, их трудно соотнести с изображением, а их эмоциональное содержание довольно скудно, поэтому они трудно запоминаются. Для служебных слов Пулвермюллер (2002) предложил более локализованные рельеф перисильвиарных регионов. Жесты, сопровождающие таким образом наречия, являются произвольными и не имеют никакого смыслового отношения с семантикой слова. Эти жесты сами с нуля создают двигательный образ. Таким образом, они обогащают первоначальное представление слова сенсомоторным компонентом, который не существовал ранее. Это может объяснить способность к лучшему запоминанию, когда служебные слова сочетаются с произвольными жестами во время обучения.
На основе представленного теоретического материала был разработан курс обучения английскому языку через движение и танец для подростков 11-14 лет с уровнем английского языка Pre-Intermediate.
В ходе занятий оказалось, что многие, но не все методы ТДТ оказались достаточно эффективными с лингвистической точки зрения и способствуют быстрому запоминанию новых слов. Вместе с тем, эти же физические упражнения способствуют улучшению мозговых процессов, что косвенно способствует общему развитию в лингвистической сфере. В табл. 1 раскрывается эффективность каждого использованного метода ТДТ с точки зрения их благотворного воздействия на запоминание новых слов/ общее физическое развитие/ психо-эмоциональную сферу личности.
Табл. Эффективность методов ТДТ с точки зрения их благотворного воздействия на запоминание новых слов/ общее физическое развитие/ психо-эмоциональную сферу личности
Метод «использование ритма» оказался неэффективным с лингвистической точки зрения, поскольку учащиеся сконцентрированы на слушании ритма, его отстукивании, протанцовывании. В это время они повторяют лишь «One-Two-Three-Four».
Метод «развитие темы в действие» не оказывает значительного влияния на физическое развитие, поскольку учащиеся больше обсуждают тему и далее придумывают жесты, движения. Поскольку движения всё время чередуются с разговором, аэробная нагрузка отсутствует.
Методы «танец стихий», «танцевальная импровизация» и «контактная импровизация» оказались неэффективными с лингвистической точки зрения, потому что учащиеся выполняют упражнения практически безмолвно, они сконцентрированы на своем внутреннем состоянии, ощущении себя.
На основании изученной литературы было составлено и проведено 10 уроков по 45 минут, направленных на изучение лексики по темам «Emotions», «Actions», «Parts of the body», «Dance basics», «Rhythms», «Weather», «Shopping», «Places» и грамматического времени «Present Continuous» в соединении с техниками ТДТ.
В настоящее время исследования влияния лингво-моторной активации на отдельные зоны коры головного мозга продолжаются.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать