18+
Выходит с 1995 года
21 декабря 2024
Технологии работы психолога с отцами: школа осознанного родительства

Статья предоставлена номинантом Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2015 года

Данная статья посвящена рассмотрению способов работы детского и семейного психолога с родителями и теми, кто собирается ими стать по теме «Отцовство».

Если мамы пестуют своих детей, то папы – воспитывают. Папы редко ругают и меньше подвержены эмоциям, с папами хорошо делать уроки и играть. И вообще, все знают, что папа строгий, но справедливый. А еще папа дарит спокойствие и уверенность, что все всегда будет хорошо.Какое прекрасное высказывание! Но, к сожалению, на сегодняшний день всё меньше семей в нашей стране могут адресовать подобные слова своим главам семейств. Отцы всё чаще становятся пассивными участниками семейной жизни либо совсем отсутствуют в ней.

В связи с этим актуальной задачей современной психологии и педагогики родительства становится воспитание будущих отцов, а также поддержка и помощь состоявшимся отцам.

Ролью отца в воспитании и развитии ребенка интересовались ещё исследователи прошлого. Еще в начале 20 века в рамках аналитической психологии именно роль отца, а не матери рассматривалась в качестве центральной фигуры, определяющей психическое развитие человека (Фрейд З. 1997) Затем, в 40-50 годы прошлого столетия в связи с историческими событиями, возрос интерес к диаде мать и ребёнок. Интерес к этой теме по сей день доминирует в научных кругах и популярной литературе.

Несмотря на актуальность и проблематику тема отцовства продолжает быть мало изученной и разработанной в программах «Школы родительства». Я занимаюсь темой «Осознанное родительство» более семи лет, мною были собраны из различных литературных источников и разработаны технологии способствующие повышению и закреплению ценности отцовства в семьях детей раннего и дошкольного возраста.

Технологии осознанного отцовства

Литература

1.

Игры – стимуляции в период беременности женщины

Девид Чемберлен

Разум вашего новорождённого ребёнка

М: «Класс» 2005 г.

2.

Развивающие занятия «Вместе с папой» в раннем и дошкольном возрасте

Е.В. Ларечина

Развивающие занятия для родителей и детей

Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» СПб, «Речь» 2012г.

3.

Праздник «День Отца»

Е.В. Ларечина

Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» СПб, «Речь» 2012г.

4.

Театрализация сказок подчёркивающих ценность отцовства

Е.В. Ларечина

Развивающие занятия для родителей и детей

Психолого-педагогическая программа «Дитятко» СПб, «Речь» 2012г.

5.

Семинар-тренинг «Отец – звучит гордо!?»

Программа проходит на базе ИПП «ИМАТОН» Санкт-Петербург

Задача матери - сформировать поле контакта еще для не родившегося малыша. Игры - стимуляции отца в период беременности очень помогают в этот период создать атмосферу единения мамы и папы, привлекая папу к общению с малышом. Это и поглаживание животика утром с пожеланиями на день игра «Привет, это папа», в которой папа здоровается с малышом, совершает похлопывания, трения, мягкие надавливания животика мамы, или игра «Где наша пяточка?», в которой папа прикладывает ладонь к животику, говорит слова: «Где наша пяточка?» и ждет реакции малыша.
Конечно же, лучшее, что может сделать папа для своего ребенка — это любить его мать. Таким образом, перефразируя слова Т. Чемберга, мне хочется отметить важнейшую роль отца в создании благоприятной эмоциональной атмосферы, в которой развивается малыш.

После рождения маме важно создавать и поддерживать образ присутствия отца в семье. «Мы делаем ужин для папы», « Папа придет, и будет решать, куда мы поедем, он у нас главный». Участие пап в тематических развивающих занятиях способствует глубокому проживанию отцовских чувств и активной включённости в мир ребёнка.

М.Лэм описывая механизмы влияния отцовской фигуры на развитие ребенка особое внимание уделила категории «вовлеченности» и «доступности». Под которой рассматривается прямое взаимодействие отцов с детьми во время непосредственного ухода за ними, игр, совместного досуга и потенциальную возможность в данный момент времени вступить в непосредственное взаимодействие с малышом.

Праздника «День Отца» к сожалению, нет официально в нашем календаре, но в группах социализации и дошкольном учреждении мы его отмечаем. На празднике папы активные участники, которые вместе с детьми играют в игры, делают поделки, танцуют и слушают песню в свою честь.
Театрализованные представления, сказки являются неотъемлемой частью развивающих занятий с детьми.

В своё время в рамках программы тренинга для родителей « Родители и дети: жизнь в согласии» я касалась вопросов отцовства, но участники часто выражали желание и интерес глубже поработать с этой темой.

Анализ известных программ показал, что, в основном, имеющиеся программы направлены на работу с юношами (Р.В. Овчарова Тренинги формирования осознанного родительства) или с молодыми отцами.

Для меня было важно создать универсальную программу, в которой могут принять участие не только мужчины разного возраста, но и женщины, где каждый сможет соприкоснуться с фигурой отца в своей жизни.

Папы, участвуя в тренинге, смогут произвести ревизию своих отцовских достижений и лучше разобраться в тупиковых ситуациях воспитания своих чад. Мамы смогут разобраться в отношениях отцов и детей и, возможно, сумеют посмотреть на них другими глазами, а вместе они получат возможность проанализировать собственный детский опыт отношений с отцами, и смогут найти ресурс для выполнения сложных и важных задач родителя сегодня. В процессе семинара-тренинга используются такие формы работы с участниками как - визуализация, мини-лекции, арт-терапевтические упражнения, аналитические упражнения с элементами сказкотерапии.

Можно с уверенностью сказать, что данная программа явилась ещё одним шагом в направлении развития осознанного родительства.

Список литературы

1.    Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства// методическое пособие – Москва «Сфера», 2008.
2.    Девид Чемберлен Разум вашего новорождённого ребёнка - Москва: «Класс»2005г.
3.    Калинина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребёнка – Москва «Форум» 2011.
4.   Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей, Психолого-педагогическая программа «Дитятко», «Счастливый малыш» - СПб, «Речь» 2012г.
5.    Юзеф Августин Путеводитель по отцовству – Минск «Про Христо»2012.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»