29 августа 2014 года состоялись защита дипломных работ и выпускной вечер студентов программы дополнительного образования «Танцевально-двигательная терапия: теория и практика». Пользуемся возможностью ещё раз поздравить выпускников и пожелать им дальнейшего роста и развития! А также предлагаем Вашему вниманию статью зав. кафедрой танцевально-двигательной терапии Института практической психологии «Иматон» Наталии Юрьевны Оганесян:
Развитие и перспективы программы переподготовки «Танцевально-двигательная терапия: теория и практика»
В Санкт-Петербурге разработана и успешно применяется программа переподготовки «Танцевально-двигательная терапия: теория и практика». Первые выпускники этой программы получили дипломы в ИДО РГПУ им. А.И.Герцена более семи лет назад и пришли работать в психиатрические и соматические стационары и диспансеры, общеобразовательные и коррекционные школы Санкт-Петербурга [1, стр. 366; 2, стр. 40; 3, стр. 266; 4, стр. 109; 5, стр. 101]. Полученные знания и приобретенный опыт позволили им стать преподавателями программы переподготовки по танцевально-двигательной терапии в ИПП «Иматон», где в настоящее время проводится этот курс. За последние несколько лет дипломы на право проведения танцевально-двигательной терапии получили уже 56 специалистов, которые работают на всей территории нашей страны от Петропавловска-Камчатского и Благовещенска до Петрозаводска и Архангельска, а также в Эстонии.
В учебный план программы «Танцевально-двигательная терапия: теория и практика» включены практикумы, учебно-практические семинары и лекционные занятия. Все обучение можно разделить на три больших блока: 1. Теоретические и методические основы ТДТ; 2. Танцевально-двигательный практикум с отработкой профессиональных навыков ТДТ; 3. Использование ТДТ в различных областях психологической практики. Богатый практический опыт преподавателей позволяет поэтапно формировать у студентов необходимые для танцевального психотерапевта профессиональные навыки. Например, такие, как постановка психотерапевтических целей и задач в зависимости от имеющегося психического или соматического заболевания, запроса клиента, подбор наиболее эффективных методов и профессиональное исполнение технических приемов танцевально-двигательной терапии.
Следует отметить, что техники работы танцевального терапевта с больными ДЦП, аутизмом, ЗПР, нарушениями слуха и зрения, психотическими пациентами и клиентами, не имеющими серьезного психического расстройства, различаются в постановке целей, задач и методик работы [7, стр. 133-137; 8, стр. 70-73]. Так, например, такая техника как свободный (импровизационный) танец часто может быть просто неприменима в психотерапии некоторых клинических групп пациентов. В таком случае акцент делается в большей мере на психомоторную составляющую танцевально-двигательной терапии.
Практические навыки танцевально-двигательной терапии передаются из рук в руки между студентом и танцевальным терапевтом-преподавателем, во время совместной тренировки техник невербального кинестетического присоединения. В первую очередь к таким техникам относится кинестетическая эмпатия [8, стр. 68]. Она включает в себя: диагностику особенностей движений и координации, присоединение к партнёру (пациенту/ клиенту) через моторику, поиск индивидуальных моторно - эмоциональных движений партнёра (пациента/ клиента), исследование психологических особенностей партнёра (пациента/ клиента) через двигательные функции с последующим выходом на мишени психотерапии. Большое время в учебном процессе уделяется развитию навыков групповых танцевальных импровизаций и их анализа в контексте группового взаимодействия и т.д.
Отдельно необходимо сказать о системе оценки динамики танцевально-двигательной терапии. В зависимости от цели исследования могут применяться разные психологические тесты. Однако диагностический инструментарий может быть направлен на исследование изменений не только психологических особенностей, но и психомоторных. Танцевально-двигательная терапия – это, прежде всего, работа с моторикой. Нами применяются апробированные всеми выпускниками Санкт-Петербургской школы танцевальной терапии методики «Анализ телесного компонента интеллекта» и «Телесный анализ» Н.Ю.Оганесян [6, стр. 178]. Таким образом, на сегодняшний день танцевальные терапевты уже имеют специфические экспериментальные методики исследования психомоторики, что позволяет получать дополнительную диагностически значимую информацию, лежащую вне рамок обычной психологической диагностики.
Резюмируя необходимо отметить, что подготовленные нами профессиональные танцевальные терапевты обладают специальными методиками, навыками и знаниями, которые позволяют им эффективно работать индивидуально и в группе с разными категориями пациентов и клиентов в психиатрических и соматических стационарах, социально-реабилитационных центрах, психоневрологических диспансерах, школах для детей с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, а также в общеобразовательных школах и частной практике. Представители Санкт-Петербургской школы занимаются научными исследованиями особенностей применения танцевально-двигательной терапии, участвуют в российских и зарубежных конференциях с докладами и мастер-классами [9].
Литература:
- Оганесян Н.Ю., Толошинова Д.Ю., Риковская В.Б. Развитие танцевальной терапии в психиатрических стационарах Санкт-Петербурга // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды Четвёртой Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. СПб.: Вести, 2009. 572с. Стр. 365-367.
- Толошинова Д.Ю. «Применение техник индийского классического танца в танцевальной терапии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата». Вестник психотерапии, Санкт-Петербург, 2009 г, 29 (34), с.40-47.
- Андреева М.А., Оганесян Н.Ю. Танцевально-двигательные тренинги детей школьного возраста как психологическая составляющая телесного здоровья // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды Четвёртой Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. СПб.: Вести, 2009. 572с. Стр. 266-268.
- Елисеева М.В. Применение методов танцевально-двигательной терапии в работе школьного психолога. Материалы международной научно-практической конференции "Клиническая психология: теория, практика. обучение" - СПб.: ООО "СЕНСОР", 2010. - 173 с. стр 109 - 111.
- Оганесян Н.Ю., Ильина Д.В. Танцевальная психотерапия больных психосоматическими заболеваниями // Журнал ВАК. Ученые записки СПбМУ им.И.П.Павлова, Изд-во: СПбГМУ СПб.: Т XVII № 2, 2010. Стр. 101 - 102.
- Оганесян Н.Ю., Толошинова Д.Ю., Риковская В.Б. Телесный анализ в танцевальной психотерапии больных шизофренией как метод диагностики психических состояний. Актуальные проблемы военной психиатрии/материалы всероссийской юбилейной научно-практической конференции.- СПб.:ВМЕДА.-2011.-266с., стр.178
- Оганесян Н.Ю. Танцевальная психотерапия невротических расстройств (особенности проведения). Современные методы психотерапии [Текст]: материалы ежегод. научн.- практ. симп./ под ред. С.А. Осиповой, В.П. Курпатова; СПб. мед. акад. последипл. образ. – СПб.: СПбМАПО.2011.-220с., стр.133-137
- Н.Ю. Оганесян, Д.В. Назарова, А. В. Полярина, Е.В. Попова, Д.С. Михайлова, Опыт применения техник танцевально-двигательной терапии у детей и подростков различных нозологических групп", Вопросы психического здоровья детей и подростков" 2012(12) c.67-75.
- www.spbadmt.ru Сайт Санкт-Петербургской ассоциации танцевально-двигательной терапии.
Оганесян Н.Ю. - к.п.н., зав. кафедрой танцевально-двигательной терапии Института практической психологии «Ииматон»; мед. психолог, танцевальный терапевт (СПб ГКУЗ Психиатрическая больница № 6 - стационар с диспансером; СПб ГКУЗ Клиника неврозов им. И.П. Павлова г. Санкт-Петербург. Риковская В.Б. - преподаватель кафедры танцевально-двигательной терапии Института практической психологии «Иматон»; мед. психолог, танцевальный терапевт - СПб ГКУЗ «Городская психиатрическая больница №3 им.И.И.Скворцова-Степанова», г. Санкт-Петербург.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать