18+
Выходит с 1995 года
12 декабря 2024
«Для успешной работы с больными детьми психологу нужна любовь»

Предлагаем Вашему вниманию интервью с Альбиной Юрьевной Татаринцевой. Альбина Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент, ведущая тренинга «Методика проведения тренинга для женщин "Терапевтическое рукоделие"», автор проекта «Использование методов арт-терапии в детской онкопсихологии» (в соавторстве с А.А. Носовой), который стал победителем Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2013 года в номинации «Проект года в психологической практике».

- Альбина Юрьевна, расскажите немного о том, как Вы начали делать проект «Использование методов арт-терапии в детской онкопсихологии», который был высоко оценен профессиональным сообществом и принёс Вам звание победителя?

- Проект родился не спонтанно. На протяжении нескольких лет у Воронежского государственного университета (в частности, на психолого-педагогическом факультете), существуют тесные контакты с Областной детской клинической больницей. Наши студенты-волонтёры навещают пациентов, проходящих курс лечения в стационаре. Изначально эти посещения были направлены на то, чтобы оказать посильную помощь больнице в процессе реабилитации детей. Затем родилась идея использовать методы арт-терапии.

- Почему именно арт-терапия была выбрана для реабилитации?

- Перед начелом занятий была проведена психодиагностика, затем мы использовали арт-терапевтических подход, поскольку он позволяет детям выражать эмоции, творчески реализовываться, развивать мелкую моторику, общаться с друг другом, Тем, кто хочет узнать об этапах проекта больше, я предлагаю почитать его описание, которое было представлено для участия в конкурсе «Золотая Психея».

- Какие результаты Вы получили?

- Результаты достаточно неплохие. В первую очередь, нужно сказать о том, что дети, находящиеся на лечении, лишены многих контактов с окружающим миром, живут в своеобразном вакууме и любой контакт с внешним миром, приносит им радость. А арт-терапия даёт возможность маленьким пациентам через творчество реализовать свой внутренний потенциал, раскрыть те стороны личности, о которых не подозревал сам ребёнок и его родители. Во время занятий все вокруг, начиная от персонала больницы и заканчивая волонтёрами, получали положительный заряд эмоций, на детских лицах после долгих дней, недель, а то и месяцев изнурительных реабилитационных процедур, появлялись лучезарные улыбки. В обстановке, где царит буйство положительных и радостных чувств, впечатлений, где сама больничная атмосфера преображается и становится радужно-веселой, дети быстрее идут на поправку, об этом говорят нам и сотрудники больницы, и родители, и дети.

- Как будет развиваться проект дальше?

- Очень хотелось бы, чтобы проделанная нами работа не останавливалась, а продолжалась дальше, принося плоды всем участникам этого процесса. В своей работе мы использовали далеко не все возможности арт-терапии, это направление очень многогранно и многопланово. Будем стараться в дальнейшем и развивать имеющиеся программы, и создавать новые, которые помогут в реабилитации больных, причём, не только детей, но и взрослых. Особое внимание хотелось бы обратить на родителей детей, больных онкологическими заболеваниями. Это особая категория, с которой надо работать отдельно, так как от родителей, от их настроя во многом зависит и состояние здоровья ребёнка.

- Проводится ли какое-то психологическое сопровождение добровольных помощников - волонтёров?

- Без волонтёров реализация проекта была бы под большим вопросом. В качестве добровольных помощников выступают студенты психолого-педагогического факультета, обучающиеся по специальности «Педагогика и психология», а также по направлению «Психология образования». Это студенты старших курсов, имеющие за плечами определенный опыт. Работа в данном проекте даёт возможность будущим психологам получить в свою профессиональную копилку бесценный практический опыт, который поможет в дальнейшем реализоваться в профессии. Что касается психологического сопровождения добровольных помощников, то оно осуществляется в течение групповых и индивидуальных консультаций, тренингов и семинаров, которые проводятся в рамках имеющегося курса подготовки студентов-психологов.

- Работа с онкологическими больными может быть эмоционально травмирующей - как Вам удается сохранять одновременно и сопереживание, и дистанцию с тем, кому Вы помогаете?

- Вопрос об эмоциональной травме вполне логичен. Но статистика свидетельствует, что на современном этапе развития общества, детская онкогематология - это не смертный приговор. Людям надо знать, что процент пациентов, которые вылечились, достаточно высокий. Это 30-40 лет назад, диагноз, поставленный онкологами, звучал безапелляционно. Сейчас медицина шагнула вперед. Дети, которые прошли курсы лечения и реабилитации, успешно справились с недугом, а у многих страшный диагноз со временем просто снимают. Поэтому, мы воспринимаем наших друзей, пациентов онкогематологического отделения не как приговорённых, а как находящихся на лечении пациентов, которые со временем покидают стены больницы и возвращаются к нормальной жизни. Некоторые из них становятся нашими друзьями и студентами.

Что касается дистанции, то с этим и сложнее, и легче одновременно. Дело в том, что дети, которые проводят в стенах стационара долгие месяцы, а иногда, и годы, лишь изредка покидая их - это особая категория пациентов. Сложнее, потому что, видя бездонные детские глаза, очень трудно остаться безучастным к их горю. С другой стороны, проходя длительный курс восстановления, эти дети, как правило, силы - и физические, и эмоциональные - направляют внутрь себя, мобилизуя все ресурсы на скорейшее выздоровление. Это даёт определенный положительный результат. Проводя работу с такими детьми, мы учимся у них как сопереживанию, так и умению дистанцироваться, с тем, чтобы ненароком не нанести вред самим себе. Это работа одинаково благоприятно воздействует на всех, кто её проводит.

- Как именно Вы восстанавливаете силы, ресурсы?

- Вопрос замечательный. Всё зависит от ситуации, времени, в том числе, и свободного, и, конечно же, от наших маленьких друзей-пациентов. По возможности, я стараюсь активно отдыхать на природе, плавать, задушевно беседовать с друзьями, люблю творчество (как же без него!), а также путешествия - как по нашей необъятной Родине, так и за её пределами.

- Что больше всего необходимо психологу для успешной работы с больными детьми?

- На мой взгляд - это любовь. Любовь к детям и их родителям. Профессионализм, в хорошем понимании этого слова. И вера, вера в то, что болезнь отступит, а затем и уйдет вовсе. И, конечно же, мудрость и философское отношение.

- Ваше самое большое открытие, личное впечатление за время работы проекта?

- Впечатлений много, очень много… Но самое главное – это вера и надежда в глазах тех, кто смотрит на тебя. Это вера в себя и в людей, которые идут по жизни с тобой бок о бок; это вера в силы и возможности человека!

Беседовала Юлия Смирнова

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Работа с детьми, пострадавшими от коммерческой сексуальной эксплуатации
    27.07.2021
    Работа с детьми, пострадавшими от коммерческой сексуальной эксплуатации
    Чтобы у ребенка появилась мотивация прекратить участвовать в коммерческом сексе, важно помочь ему преодолеть завесу молчания, вернуть чувство собственной значимости, увидеть цели в жизни и сформировать адекватные модели взаимодействия с окружающими...
  • Изобразительные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья
    05.03.2021
    Изобразительные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья
    К достоинствам нетрадиционных художественных техник относится простота исполнения выразительного образа, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребенком изобразительных средств…
  • Запугивание не работает: Татьяна Ушакова о том, как говорить со школьниками о здоровье
    02.03.2021
    Запугивание не работает: Татьяна Ушакова о том, как говорить со школьниками о здоровье
    Как объяснить школьникам, что такое здоровый образ жизни и почему нужно бережно относиться к своему здоровью? Почему важно не запугивать, а говорить на равных? Об этом на своем мастер-классе рассказала Татьяна Олеговна Ушакова…
  • Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
    04.06.2020
    Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
    Саммит психологов всегда был масштабной встречей в городе на Неве. Но в условиях пандемии и карантинных мер Саммит состоялся онлайн и, по словам проф. Бориса Братуся, стал «свидетельством действительного рождения постсоветского психологического сообщества»...
  • Кризисная помощь девушкам 14-16 лет
    16.04.2020
    Кризисная помощь девушкам 14-16 лет
    За последние пять лет резко возросло число обращений родителей по проблемам дезадаптивного поведения подростков. В основе проблем - длительное воздействие кризисной ситуации в сочетании с отсутствием у подростка способов и возможностей с ней справиться...
  • Темы игр в песочнице для детей и подростков
    06.02.2020
    Темы игр в песочнице для детей и подростков
    Творчество в песочнице для детей подростков, а также взрослых, если они принимают участие в песочной сессии, представляет процесс взаимодействия создания страны, которая является проекцией внутреннего мира. Психолог может использовать сказки...
  • Игровая терапия для детей после онкозаболевания
    04.02.2020
    Игровая терапия для детей после онкозаболевания
    Дети, перенёсшие онкологическое заболевание, с трудом включаются в «здоровую» жизнь вне больницы. Один из способов социально-психологической реабилитации – это игра. Специалисты делятся опытом организации групповой игровой терапии для детей…
  • Болезнь ребенка как трудная жизненная ситуация
    29.01.2019
    Болезнь ребенка как трудная жизненная ситуация
    С самого начала, когда семья только переступает порог больницы для прояснения диагноза ребенка, роль медицинского персонала становится одним из ключевых факторов, определяющих психоэмоциональное благополучие всей семьи, поскольку в зону действия стрессора попадают дети и их родители, братья и сестры больного, бабушки и дедушки, а порой и другие родственники. Безусловно, степень и глубина стресса будут определяться сложностью и реальной тяжестью диагноза, перспективами лечения и выживания ребенка, но эффективные методы сопровождения, адекватные ситуации, позволят максимально смягчить удар...
  • Сказкотерапевтическая помощь в решении психологических проблем детей дошкольного возраста
    22.01.2015
    Сказкотерапевтическая помощь в решении психологических проблем детей дошкольного возраста
    Каждый ребенок жадничает по-своему, и причины у него на это свои. Чаще всего, жадность - результат тех или иных психологических проблем. Пока не будут решены проблемы, не исчезнет и жадность. Давайте поразмышляем о том, что же такое жадность
  • Возможности различных видов искусств в исследовании и преодолении психотравм больного ребенка
    03.01.2015
    Возможности различных видов искусств в исследовании и преодолении психотравм больного ребенка
    Статья посвящена проблеме изучения преодоления последствий психотравмирующих ситуаций больных детей, в процессе вовлечения их в совместную со взрослыми творческую игровую деятельность. Представлены методические рекомендации по активизации ребенка, пережившего психотравму. Приведены варианты игр-упражнений, заданий, примеров для коррекции психоэмоциональных переживаний. Авторы статьи - участники конкурса «Золотая Психея»
  • Итоги VIII Санкт-Петербургского Саммита психологов
    06.06.2014
    Итоги VIII Санкт-Петербургского Саммита психологов
    1-3 июня в Санкт-Петербурге проходил VIII Саммит психологов: 350 специалистов, работающих в разных областях психологической практики, приехали, чтобы обсудить насущные проблемы, встретиться с коллегами, почерпнуть новый опыт на мастер-классах, поучаствовать в церемонии награждения победителей XV Национального психологического конкурса «Золотая Психея»
  • Сказочная песочная терапия и ее использование в образовательном процессе
    06.09.2024
    Сказочная песочная терапия и ее использование в образовательном процессе
    «Сказочная песочная терапия основывается на идее о том, что история человека — это комплекс событий, переживаний опыта, анализа и истории поиска продуктивных решений из сложившейся ситуации, в данный момент не приведших к желаемому результату».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»