16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024
Открывая пространство творчества: в коробке с карандашами

Открывая пространство творчества

«Какое мое искусство? Как я понимаю мир, и как я выражаю себя в этом мире?» Как правило, именно эти вопросы и открывают пространство творчества, пространство встречи с собственным выразительным Я. И это особое пространство коммуникации, где живут образы, звуки, движение и выразительное действо, слова… Это буквально та метафорическая реальность, которая сосуществует всегда внутри и во вне и которую человек выражает посредством метафор и символов. Вопросы, обращенные к миру, к другому, к себе – это естественное образование, которое создает мотивацию созидания и познания. Однако, с течением времени, с освоением того или иного знания, человек «переселяется из страны вопросов в страну ответов», знаний, непреложных истин и т.д. И с одной стороны, это создает безопасность в жизни – «все знакомо и понятно», с другой стороны, создает пространство не-жизни, где нет интереса и, соответственно, радости. Так как аффект интереса архетипически связан с ситуацией нового, а аффект радости - с ситуацией знакомого (Дж. Ходоров).

Жак Стителманн говорит о том, что «всё знание – из мира мертвых. Экспрессия всегда связана с миром не-знания». Это мир, где живет хаос, в котором рождаются новые формы и новые феномены. Это процесс «упорядочивания беспорядка и приведение в беспорядок порядка, пока он сам не организуется» [3, 33].

Выразительная деятельность (экспрессия) обладает целительной силой, в ней есть источник созидания, создания из ничего, преобразования и упорядочивания хаоса. Сила помощи связана с эстетической ответственностью к тому, что возникает в процесс творчества – Творению (the emergent).

Собственно творчество – это всегда выход за рамки привычного, за границы видимого и обыденного. И для того, чтобы открыть пространство творчества необходимо создать пространство перехода из буквальной реальности (то, что нас окружает) в имагинальную (воображаемую) реальность (то, что извлекается из снов, то, что живет в нашем воображении, то, что мы наблюдаем на различных полотнах произведений искусства). И это пространство перехода создает игра (play).

Благодаря своим динамическим аспектам игра – идеальная среда для понимания мира как хаотического (Fromberg, 1995; Smilansky, 1990). «Игра как таковая представляет собой сложную адаптивную систему в контексте человеческого развития с хаотическими аспектами, включающими, а также генерирующими внутри нее другие сложные адаптивные системы, непрерывно отображающие и порождающие информацию» (Wheatley, 1992, p.75). Так, для ребенка игра является естественным способом познания и творчества. И то, что дети ищут в мире, взрослые, напротив, избегают.  Это неопределенность, новизна, потеря контроля, удивление. Игра с обычными предметами, с различными материалами искусства, то, что окружает и создает буквальную реальность человека – это подготовка к познанию себя и созданию безопасного пространства перехода в «имагинальную реальность» [2]. Цель или тема любой игры это то, что находится извне, некий стимул, вокруг которого организуется и развивается игра. И именно игра позволяет выйти за пределы привычного видения мира, смещая акценты с Делания на Созидание, понимания себя и развития аутентичности личности в пространстве взаимодействия в образовательной среде.

Таким образом, открывает пространство творчества – Play – Игра ради игры, игра как процесс освоение новой реальности (Д.Винникотт), где живут новые герои – буквально тот материал, который и помогает нашей выразительности:

  • изобразительный материал (карандаши, краски, глина и др.);
  • пространство и движение тела в пространстве;
  • музыкальные инструменты и звук;
  • язык как культуральное образование, слова, письмо;
  • сюжеты, роли, истории (П.Книлл) [3].

И тогда мы попадаем в мир выразительного искусства – в миры изобразительного искусства, танца, музыки, поэзии и театра. Как подобрать ключ к пространству творчества? И какую буквально необходимо открыть «дверь» в психике человека, чтобы прикоснуться к миру творения и со-творчества? Паоло Книлл, Стив Левин и Шон МакНифф говорят о воображении.

Модальности воображения и творчество

Воображение является пусковым механизмом перехода из реального пространства в имагинальное, в котором через символы и метафоры оживают первичные состояния человека в данный момент времени. В рамках феноменологического подхода первичные состояния («данности» (Gegebenheit)) носят корпускулярно-волновой характер – они одновременно и дискретны и непрерывны, т.е. находятся в связанности с другими (М.Хайдеггер). Данный постулат объясняет тот факт, что феномен выразительного искусства также находится в неделимом и одновременно отдельном континууме. То есть, выражение состояния «здесь-и-сейчас» является неким оттиском привычных паттернов поведения и взаимодействия человека с миром. И через каналы восприятия человек открывает для себя иначе буквальную реальность, трансформируя ее благодаря воображению в имагинальную (метафорическую), которая открывает феномен буквальной реальности через метафоры и образы, звуки и ритмы, выразительные движения и действа, и тем самым позволяет шагнуть за границы обыденного, за рамки «оценочного».

«Воображение является интегрирующим началом интеллекта, побуждающим нас к творчеству за рамками привычного конфенционального дискурса, к рассмотрению нелогичных отношений, к следованию за видениями и интуицией и объединению разных форм опыта в единый конгломерат. … воображение перескакивает с одного объекта на другой, «схватывает» их суть, преображает их» [6, 303-304].

Почему именно воображение? Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности. Оно связано с интересами человека, его способностями и знаниями, навыками и привычками [4]. Более того воображение участвует в процессе перехода в имагинальное пространство, используя либо опыт, либо аттракторы как внешние точки или пространство, которое привлекает (и через «притягивание» внимания отражает в «имагинальном» зеркале состояние человека «здесь-и-сейчас») [10]. Творческое воображение помогает создавать арт-объекты в процессе выразительной деятельности человека, где отражаются личность «художника», его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему стиля. Так, воображение помогает видеть обычное несколько иным, не сводя значение образа до знака, а наоборот, раскрывая образ и добавляя ему оттенков и новых смыслов и значений, которые ведут изнутри во вне и наоборот.

Так, следуя за способами восприятия мира и его трансформации в воображении, существуют пять миров: мир образа, мир звука, мир слова, мир движения, мир выразительного действия – это миры изобразительного искусства, музыки, поэзии, танца, театра. В Институте выразительных искусств (L’Atelier) говорят еще об одном мире – мире запасов и вкусов (кулинария) (J.Stitelmann). И в каждом мире свои законы, свои материалы, свои принципы работы и т.д.

В коробке с карандашами

Карандаш в современном исполнении, как это ни странно, сравнительно недавнее изобретение. В 1794 году его изобрел французский ученый и изобретатель Николя Жак Контэ (Conte), и он же изобрел состав, регулирующий мягкость и жёсткость следа карандаша.

Если же посмотреть на саму суть карандаша, его появление обязано потребности человека оставлять следы своих размышлений и образов, следы понимания собственной жизни, и потребность выражать себя. И буквально, карандаш – это то, что оставляет следы… и любой след имеет свой образ, свой звук (шуршание по поверхности), свое движение (плавное или резкое), действие (собственно создание того или иного образа), свое слово как название.

И в коробке с карандашами, следуя интермодальности выразительных искусств, живут все искусства – и изобразительное искусство, и музыка, и танец, и театр, и поэзия…

Более того, карандаш – знаком нам с детства, и каждый знает хотя бы один способ держания карандаша в руках или в других частях тела. И это может стать дверью перехода в пространство творчества, когда открывается незнакомое в знакомом.

Трансценденция полярности «известное – неизвестное» позволяет расширить рамки нелинейным способом, раскрывая потенциальные возможности и пространства и человека в пространстве. Новое – это всегда то, что «зовет», мечта, что рождается из отсутствия структуры, хаоса. [10]
Какую историю расскажет карандаш в руках человека? Куда позовет и какие миры откроет карандаш своим отпечатком на поверхности? Следы каких миров проявятся здесь и теперь в пространстве творчества? Знакомое или незнакомое?

Что важно при открывании пространства творчества?

Пространство игры и творчества открывает тот, кто приглашает всех – как правило, это специалист помогающих профессий. Что для этого необходимо специалисту помогающих профессий, использующего в работе инструменты терапии выразительных искусств:

  1.  способность к игре (игровая активность);
  2. ощущение «прекрасного» и способность к эстетическому переживанию (под «прекрасным» понимается эстетическая чувственная логика, когда человек ощущает арт-объект как живое и правильное для себя. Ощущение «прекрасного» связано с эстетической потребностью, ощущением того «почему я смотрю на что-то»);
  3. фантазия;
  4. воображение – и его дифференциация в модальностях (ритм, звук, образ, движение, действие, слово (П.Книлл), вкус и запах (Ж.Стителманн);
  5. воплощение в теле (телесная воплощенность, так как для того, чтобы создавать – важно произвести конкретное действие телом);
  6. способность к эстетическому отклику (способность эмоционально переживать арт-продукт);
  7. эстетическая ответственность как ответственное участие в арт-процессе, которое опирается на следующие принципы:
  • усиленное, устойчивое и направленное внимание;
  • самоотдача, которая превосходит границы времени и пространства;
  • уважение и ценность процесса творения (возможность быть в процессе «дальше-дальше», т.е. быть в продолженном внимание к процессу творчества).

При включении игры воображения важно помнить, что в начале любой выразительной деятельности есть только тело и материал, лишь после возникает «картина» и эти следы, которые мы оставляем на бумаге или на любом другом материале искусства. Это переход от Движения тела к возникновению арт-объекта. И задача специалиста открыть «дверь», связывающие эти два мира: телесный (жизненный) и творческий (фантазийный). Переход в эту «дверь» осуществляется непосредственно через игру воображения.

Модальность же воображения, проявленная в игре – это манера относиться к миру, это Форма отношения к миру, и у каждого человека она своя, и, соответственно, свой язык коммуникации с миром и свой способ получения информации. Расширяя репертуар выразительности, т.е. овладевая различными модальностями, человек «открывает» двери в новое понимание окружающего его мира, сталкиваясь с трансформацией, которая это дает возможность развития формы. И тогда «карандаш» станет не только тем инструментом, который записывает Важные дела и связан с категорией «надо и должен», но и открывает пространство творчества и удовольствия от тех следов, которыми с нами разговаривает Psyche.

Литература:

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994. с.272-295.
  2. ВандерВен К. Игра, Протей и парадокс. Обучение для жизни в хаотическом и супперсимметричном мире //Игра со всех сторон. Книга о том, как играют дети и прочие люди /пер. Т. Драбкиной. М., 2003. С. 299-324.
  3. Книлл П., Барба Х.Н., Фукс М.Н. Менестрели Души. Интермодальная терапия выразительными искусствами / Paolo J.Knill,Helen N.Barba,Margo N.Fuchs "Ministrels of Soul" Intermodal Expressive Therapy, Toronto, Palmeston Press,1993. - перевод Анны Пайковой // psyjournals.ru/files/1746/mpj_2006_5_Knil_Barba.pdf [Электронный ресурс] – дата доступа 14.04.2014.
  4. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Хаввест, 1999. С.106-110.
  5. Замощанский И.И. Телесность как смыслообразующий фактор культуры. Екатеринбург, 2007. С.16-17.
  6. МакНифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006. С.303-318.
  7. Рагулина М.В. Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск: ДГГУ, 2007. C.6-7.
  8. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Психологическое консультирование и психотерапия. Сборник статей. Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. С.65-73.
  9. Knill P.J. Principles and Practice of Expressive Arts Therapy: towards a therapeutic aesthetics/ Paolo J. Knill, Ellen G. Levine and Stephen K. Levine.  1st Amerikan pbk.ed. Рр.90-108.
  10. Kriz J. On Attractors – The Teleological Principle in Systems Theory, the Arts and Therapy // POIESIS, A Journal of the Arts and Communication, 1999. Рр. 24-29.

Коллеги, мы публикуем стендовые доклады участников VIII Саммита психологов (1-3 июня, Санкт-Петербург) на страницах «Психологической газеты», чтобы возможность познакомиться с ними была не только у участников Саммита, но у всех читателей. Вы прочитали доклад Е.В. Буренковой, зав. кафедрой танцевально-двигательной психотерапии НОЧУ ВПО «ИППиП», руководителя ППК «Мультимодальная терапия творчеством».

 

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»