16+
Выходит с 1995 года
16 октября 2024
История успеха «Первая в городе лекотека»

Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2013 года. Более подробная информация – на странице рубрики

Во многих городах России в последние десять-пятнадцать лет все активнее внедряются технологии психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Одна из организационных форм такой помощи – лекотека.

В настоящее время «Российская лекотека» – служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.



Мы тоже решили влиться в этот процесс. Поэтому на базе отделения психолого-педагогической помощи Центра реабилитации Фламинго (г. Кемерово) была создана лекотека. Ее удалось открыть благодаря гранту, выигранному в конкурсе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва). Мы отправили на конкурс описание проекта «Новые возможности» направленного на создание комплекса мер для оказания всесторонней помощи семье ребенка-инвалида. В итоге проект занял 15 место во всероссийском конкурсе.

Большая часть полученных средств была направлена на открытие кабинета лекотеки. Кабинет нацелен на подкрепление процесса обучения и социализации детей с особыми нуждами развивающими игрушками, дидактическими материалами, специальным оборудованием, аудио – видео – пособиями, книгами, а также специальными технологиями, передаваемые родителям специалистами.

Лекотека предназначена для родителей и детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Основная цель деятельности - оказание психолого - педагогической помощи родителям в наиболее полном раскрытии и использовании потенциала развития ребенка.

Задачи лекотеки:

  • психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детского взаимодействия;
  • предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, о результатах обследования, особенностях выявленного расстройства и ресурсах ребенка;
  • обучение родителей пользованию средствами лекотеки, методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития;
  • подбор адекватных средств общения с ребенком и оптимальных способов обучения;
  • проведение развивающих и психокоррекционных занятий по индивидуальному плану;
  • помощь семье в адаптации к инвалидности ребенка и преодолении психологических проблем, связанных с этим.

Специалисты лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи, преимущественно в процессе игровой деятельности.

Форма работы в лекотеке – это игровые сеансы, индивидуальные или групповые, диагностические и коррекционно-развивающие. Индивидуальные игровые сеансы в лекотеке проводятся с целью исследования зоны ближайшего развития ребенка. Все формы работы с детьми предполагают обязательное активное участие родителей.

В помещении лекотеки предусмотрены три зоны:

  • Игровая (желтая) зона. Условно для детей от 0 до 3 лет. Здесь сосредоточены игрушки для адаптации и расположения ребенка, манипуляции, рассматривания, игрушки для развития сенсомоторики и двигательных навыков.
  • Оранжевая зона – зона обучения и развития, возраст от 4 до 7 лет. Кроме развития познавательных возможностей и социального ориентирования. Она предусматривает также музыкальное развитие, сказкотерапию. А также более сложные двигательные и сюжетные игры.
  • Голубая зона для родителей. Клиентами лекотек являются не только дети, но и их родители. Работа с семьей направлена на содействие созданию в ней атмосферы комфорта и уважения, благодаря чему ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития. В этих целях проводятся консультации родителей, просмотр развивающих программ и видео.

Новая технологическая особенность функционирования лекотеки в нашем центре - возможность делать запись занятия. Для этой цели прекрасно подошла веб-камера. Запись занятия важна для последующего анализа для самого специалиста, для обсуждения и супервизии с другими специалистами. А также для родителей, чтобы они дома видели образец работы с ребенком и использовали аналогичные приемы и методы.

Ожидаемый итог работы: подбор игрушек и игровых техник для развития личности детей и формирования необходимых умений и навыков. Рекомендации родителям на создание условий для полноценной жизни ребенка-инвалида в семейной среде.



Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями – дело очень сложное. Это связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сотрудничества с семьей или другими взрослыми, ответственными за уход и воспитание. Без этого взаимодействия успеха добиться практически невозможно.

Мы в Центре реабилитации Фламинго осознаем важность этой работы, уделяем ей много внимания, внедряем новые формы и методы.

Бережная Светлана - зав.отделением психолого-педагогической помощи Центра реабилитации для детей с ограниченными возможностями «Фламинго», г.Кемерово.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Конкурс практических решений для предотвращения насилия в школе
    08.11.2017
    Конкурс практических решений для предотвращения насилия в школе
    5 октября 2017 года стартовал межрегиональный конкурс инновационных практических решений по профилактике насилия в школе. Конкурс проводится российской федеральной Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования совместно с Алтайским краевым институтом повышения квалификации работников образования (АКИПКРО) и Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО)...
  • Победителем регионального этапа конкурса «Воспитатель года» стала педагог-психолог
    24.08.2015
    Победителем регионального этапа конкурса «Воспитатель года» стала педагог-психолог
    Целью конкурса, организованного департаментом образования, является привлечение внимания органов власти и местного самоуправления, широкой научной и педагогической общественности, средств массовой информации к проблемам развития дошкольного образования в современных социально-экономических условиях, а также стимулирование, мотивация и поощрение инновационной деятельности в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста
  • Завершён конкурс проектов по профилактике отказов от приемных детей
    01.07.2015
    Завершён конкурс проектов по профилактике отказов от приемных детей
    Финансирование в размере от 500 000 до 1 500 000 рублей получат 32 победителя общероссийского конкурса, которые представили проекты профилактики вторичного сиротства и гармонизации детско-родительских отношений в приемных семьях...
  • Итоги VIII Санкт-Петербургского Саммита психологов
    06.06.2014
    Итоги VIII Санкт-Петербургского Саммита психологов
    1-3 июня в Санкт-Петербурге проходил VIII Саммит психологов: 350 специалистов, работающих в разных областях психологической практики, приехали, чтобы обсудить насущные проблемы, встретиться с коллегами, почерпнуть новый опыт на мастер-классах, поучаствовать в церемонии награждения победителей XV Национального психологического конкурса «Золотая Психея»
  • Квадробинг: мнения экспертов
    15.10.2024
    Квадробинг: мнения экспертов
    Депутаты Госдумы разрабатывают законопроект о запрете пропаганды квадроберства в России, а эксперты рассуждают о том, можно ли отнести квадробинг к психическим заболеваниям.
  • Развитие символических функций и метакогнитивные способности
    13.10.2024
    Развитие символических функций и метакогнитивные способности
    «Уровневое развитие метапознания, а также знаково-символической системы и модели психического объясняет диссонанс между развитием рефлексии как метакогнитивного процесса и организацией всей системы сложного обеспечения символизации, социального познания».
  • Интернет-среда как источник психологических проблем и ресурс для совладания с ними у подростков
    11.10.2024
    Интернет-среда как источник психологических проблем и ресурс для совладания с ними у подростков
    «…новые способы совладания с помощью ресурсов Интернета оказываются стимулом к развитию навыков его эффективного использования, а следовательно, открывают новые возможности решения или предотвращения подростковых проблем».
  • Психологическое здоровье детей обсудили на пресс-конференции
    10.10.2024
    Психологическое здоровье детей обсудили на пресс-конференции
    В преддверии Дня психического здоровья специалисты обсуждали состояние здоровья юного поколения, негативные факторы, влияющие на их психику, оказание своевременной помощи и поддержки, а также подготовку профессиональных кадров.
  • Проблема диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста
    08.10.2024
    Проблема диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста
    «По большей части работа проводится со школьниками средних и старших классов, тогда как ранней диагностике межличностных отношений учеников начальных классов не уделяется должного внимания».
  • Познание дошкольником макросреды посредством сказки
    07.10.2024
    Познание дошкольником макросреды посредством сказки
    «Поскольку макросреда не должна нести угрозу, а представлять собой комфортный мир, отвечающий потребности ребенка в безопасности, то вопрос об образах и символах макросреды становится серьезным и для детской психологии, и для дошкольной педагогики».
  • Как стать одаренным (о развитии познавательной мотивации в процессе образования детей)
    06.10.2024
    Как стать одаренным (о развитии познавательной мотивации в процессе образования детей)
    «Готовый ответ, который ничего ребенку не объясняет, закрывает для него непознанное. В конце концов, он перестает замечать или даже начинает игнорировать всякого рода “загадки”, чтобы не огорчаться, наткнувшись на запрет или разочарование».
  • Влияние структуры семьи на идентичность школьника
    05.10.2024
    Влияние структуры семьи на идентичность школьника
    «Оказалось, что испытуемые из неполных семей обнаруживают стабильно более низкую самооценку, чем испытуемые из полных семей. У них более выражена негативная идентичность, поиск своего места в мире».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»